Утренник.
Нарядила осень край Донской.
Донская земля - родная земля,
А значит родные для нас все места.
Беречь, охранять, а еще защищать
Всё то, что нам предки смогли завещать.
Каклюгина, О. А.
Цель: Приобщение детей к чтению литературы о родном крае.
Задачи:
Повышение престижа чтения и книги;
Формирование литературного вкуса у юных читателей;
Формирование круга чтения литературы о родном крае.
Ход мероприятия:
1. Приветствие ведущего.
2. Игра «Дождик».
3. Путешествие по волшебной стране «Осень на Дону».
4. Загадки Осени.
5. Мультфильм «Жили у бабуси».
6. Видео – загадки «Животные и птицы донского края».
7. «Веселые скачки».
8. Диалог Лесовичка и Осени.
9. Игра «Съедобное- не съедобное».
10. Рассказ Лесовичка об экологии.
11. Заключительное слово ведущего.
Ведущий: Скажите, ребята, дорогие гости, в какое время года мы берём все чаще с собой зонтик? Когда пожелтевшие листочки с деревьев срывает ветер? ( ответ детей). Совершенно верно, осенью!
Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают шурша,
Как же осень хороша!
Ведущий: Ребятки, а давайте покажем, как идёт дождик (все вместе хлопают ладошками по коленкам сначала тихо, медленно: кап-кап, затем быстрей и сильней).
Ребята, а что нужно сделать, чтобы не промокнуть? Спрятаться под зонтиками! (дети изображают зонтик).
Ведущий: Ну вот, дождик закончился, и мы с вами совершим необычное путешествие по волшебной стране «Осень на Дону».
Донской край имеет все четыре времени года. Ребята, назовите какие вы знаете времена года (весна, лето, осень, зима). Но сегодня мы более подробно поговорим с вами о таком времени года, как осень.
Осень делится на три периода: ранняя осень, полная осень и предзимье.
А какие, ребята, три братца - три месяца осени вы знаете? (ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Первый братец осени - сентябрь.
В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался- летопроводцем - проводами лета. В этот самый сухой, теплый месяц осени люди-грибники да ягодники ходят по лесу с корзинками, собирают грибы, ягоды.
С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.
В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».
Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. После вспашки земле удается накопить больше влаги на зиму, кроме того погибают сорные травы, которые проросли осенью. В сентябре на полях сеют озимые хлеба - рожь и пшеницу. В конце осени озимые взойдут. И все поле станет ярко зеленым.
Ведущий: Все мы знаем, что осень - пора уборки урожая основных овощных культур. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать? Наши далекие предки на Дону это знали по особенному календарю:
1 сентября- День святой Феклы. На святую Феклу копай свеклу.
13 сентября-Святой Куприян- картофель копай.
17 сентября- На Луку лук дергали.
23 сентября- Святые Петр и Павел – рябинники. Сбор урожая рябины. В этот день кисти рябин вешали под крышу каждого дома. Девушки плели венки, делали рябиновые бусы. Часть ягод оставляли дроздам и да снегирям на прокорм.
Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй Осень!
Приходи на праздник к нам
Очень, очень просим!
(«Гостья дорогая- осень золотая» - загадки Осени под музыку выходит Осень- кукла за ширмой ).
Осень: Кто звал меня? Здравствуйте!
Я - Осень золотая.
Поклон вам, мои друзья,
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я!
Для вас, ребятки,
Я приготовила загадки!
1. Как на нашей грядке
Выросли загадки-
Сочные да круглые
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
2. Зеленые телятки
Привязаны к грядке. (Огурцы)
3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? ( Картофель)
4. Никого не огорчаю,
Маленький, горький,
А всех плакать заставляю. ( Лук)
5. Круглое, румяное
С дерева достану я. ( Яблоко)
6. Черненький, полосатенький,
А в середке сладенький. ( Арбуз).
Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!
Ведущий: Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград-
Все поспело для ребят.
Принесла рябины гроздья,
Меду сладкого, густого,
Свеклу, лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Дети, а давайте, и мы сделаем Осени подарок. Подарим ей песенку и мультфильм
(на экране м/ф «Жили у бабуси» - дети хором подпевают).
Осень: Спасибо, ребята, за песенку! (Осень уходит).
Ведущий: Период ранней осени наступает с 15 сентября по 10 октября. С каждым днем становится все прохладней, охлаждается почва. Деревья первые реагируют на охлаждение. Листья деревьев становятся разноцветными: красными, желтыми, оранжевыми.
Всюду ходит, бродит осень,
Вот листву и тополь сбросил.
Посмотрите, у рябинки покраснели щечки,
На дорогу полетели желтые листочки.
Ребята, а давайте мы покажем, как кружатся листочки (дети танцуют под музыку).
Все мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Есть у осени еще один брат- октябрь.
Октябрь - вершина осени. «Хмурень» – так называли октябрь в старину. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Не только люди, но и животные активно готовятся к зиме. Идут отлеты и перелеты птиц в теплые края. Длинным клином летят гуси, широким фронтом проносятся на юг утки. Звери сменяют свои летние одежды на зимние шубки, делают запасы, копают норки, строят берлоги.
Степан Загадкин: Привет! Я - Степан Загадкин. Очень рад встрече с вами, мои маленькие читающие и любознательные друзья! Я живу на страницах книжки донской писательницы Любови Степаненко «Степные загадки».
Я очень люблю донскую степь. Люблю ее просторы, запахи, растительный и животный мир. Люблю наблюдать за жизнью в степи, а потом использую собственные наблюдения, придумываю загадки. У меня их полное лукошко.
Ведущий: Так подавай его сюда. Мы с ребятами попробуем их разгадать.
Степан Загадкин: Оно такое тяжелое, что я не могу его поднять, лучше я покажу некоторые из них на экране. (Видео - загадки «Животные и растения донского края»).
1. Смешной на вид и
толстенький грызун,
Не может жить ни в
поле, ни в лесу.
Он выживает лишь в
степи целинной,
Где много сочных
трав, где нет машин,
Такой степи осталось
очень мало,
Вот почему он
исчезает. (байбак).
Ответ Степной сурок, зовусь- байбак.
Большой Я соня и толстяк.
Я истреблен почти, друзья.
Такая вот со мной беда!
2. Я самый сильный здесь в степи.
И не боюсь совсем лисы.
В охоте очень я умён.
Я очень быстр и я хитёр.
Мой серый цвет меня таит,
А хищный глаз в ночи горит.
Когда я голос подаю,
Все затихают, ни гу-гу.
Ну, отгадали кто я? (волк).
Ответ: Я –волк.
Я здесь в степи брожу,
Когда барашка съесть хочу.
3. Не портной, а с иголками,
Волка и лисы не боится.
В клубке защитном затаится.
Не птица, а насекомых поедает,
От вредителей растения спасает.
Кто же это? (еж).
Ответ: Привет Я –еж.
И я мышей,
Легко ловлю.
Ведь Я – умней!
4. Герой мультфильма «Ну погоди!»,
Живя не на экране, а в степи,
Орла боится и лисы.
В сады зимой забегает, кору у
Яблонь подгрызает.
Ну, как зовётся сей
степняк? (русак, заяц).
Ответ: Есть заяц- беляк.
Он житель лесной.
Я же заяц-русак,
Житель степной.
Цвет шубки свой
Не меняю зимой.
Лишь только линяю
Немного весной.
5. Вот эти птицы крепкою семьёй
Живут в степи и летом и зимой.
Летать не могут, крылья коротки,
Лишь высоко подпрыгнуть мастаки.
Зато бегут, так быстро, так легко,
А оперенье так серо.
Буквально миг, и скрылись вдаль степи,
Не видно птичек, не ищи ( куропатка).
Ответ: Эта птица-
Куропатка.
Если ждет она птенцов,
Никогда гнездо не бросит,
Хоть возьми её рукой.
6. Отважный охотник, защитник полей
От очень прожорливых наглых мышей.
Он мёртвою хваткой добычу берёт
И деткам своим на обед несёт.
Он не боится воды, он пловец!
Но очень уж маленький сей удалец.
Нет хищника меньше на нашей земле.
Имя его нежное слово создаёт.
Кто же этот зверёк? (ласка).
Ответ: Этого хищника ласка зовут.
Для человека – помощник и друг.
От грызунов он спасает поля.
Не убивай его, никогда!
7. Эта сложная загадка про степного бегуна.
Про того, кто живёт в стаде, кто пасётся как овца.
У него рога как лира и как хобот длинный нос.
Мясо вкусное телячье человека привлекло
И охота за охотой за животным мчались вскачь.
Века два так истребляли, чудом не исчез (сайгак).
Ответ: Сайгак - зовусь.
К парнокопытным – отношусь.
Обо мне если хочешь чуть больше узнать,
Надо книжку внимательно прочитать.
8. Не самолёт, а
летает, не камень, а
падает.
Не кот, а мышей
ловит, своим клёкотом
зайцев пугает,
И на гербе страны
обитает (орел).
Ответ: Я – степной орел.
Парю, и с высоты,
Оком своим зорким
Вижу всё в степи.
9. Норку имеет, а не мышка.
Насекомых ловит, а не птичка,
В траве прошуршит, а не змея.
За хвост поймаешь, сбежит без хвоста.
Конечно это (ящерка).
Ответ: Конечно, ты, загадку угадал.
И что Я – ящерица,
Без труда узнал.
Ведущий: В конце октября стоит ясная сухая погода. Иногда выпадают дожди. Природа не спеша, готовится к встрече зимы и упорно задерживается на своих летних позициях.
В октябре отмечается праздник Покров. Этот день совпадал с окончанием летних полевых работ и началом подготовки к зиме. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима»,- так говорится в поговорке. Открывались ярмарки, праздновались свадьбы, народные гуляния. На Дону среди казаков это был один из почитаемых праздников.
Устраивались всякого рода состязания, скачки. Вот и мы сейчас с вами проведем «Веселые скачки».
(Из ребят формируется две команды, каждый игрок по очереди должен проскакать на «лошадке» туда и обратно и передать эстафету следующему игроку. Побеждает команда, чьи игроки придут к финишу первыми).
Ведущий: Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи? (Ноябрь).
Ноябрь - последний месяц осени, его древнегреческое название –«грудень», от слова «груда», что значит плохой. В ноябре уже чувствуешь приближение поздней, угрюмой осени: заканчивается листопад, стоит пасмурная, сырая погода. Наступает самый неприятный, самый тоскливый период осени – предзимье.
Ребята, а как вы думаете, а что делали люди в ноябре? Ведь осенние работы закончились, опустели поля и сады, собраны в закрома овощи, фрукты и грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах.
Люди собирались на посиделки – пели песни, пили чай из самовара, женщины пряли, шили, вышивали. А бабушки долгими вечерами при свете лучины забавляли внуков сказками, шутками – прибаутками.
(«Диалог Лесовичка и Осени»).
Лесовичок: Хи-хи- хи. Ха-ха,ха-ха.
Осень: Это мой дружок, старичок- Лесовичок. Он очень веселый.
Лесовичок: Здравствуйте, ребятки - трулялятки! Ох, и насмешил он меня!
Осень: Да кто?
Лесовичок: Да старичок-Лесовичок.
Осень: Так это ж ты!
Лесовичок: Ха- ха- ха, так я сам себя и рассмешил. А давайте поиграем с вами в «Съедобное – несъедобное». Если съедобное, вы говорите «ням- ням- ням», если несьедобное «фу- фу- фу», понятно? Тогда слушайте.
Булочки хрустящие,
Тапки завалящие,
Пирожки слоенные,
Валенки соленые,
Шарики сырные,
Салфетки жирные,
Пряники вкуснящие,
Яблоки хрустящие!
Какие вы, ребята, внимательные!
Лесовичок: А что, ребятки, слышали ли вы слово такое мудреное - «экология»? Слышали, значит? Это хорошо! А вот что оно, слово это, обозначает, не знаете? Ну, тогда слушайте да запоминайте крепко-накрепко.
У каждого из вас, ребятишки, есть своя квартира или дом, да? И вам хочется, чтоб в доме было хорошо, приятно жить! Вы его убираете, моете, чистите, бережете, чтоб порядок был, и жить в таком доме нравилось! Вот слово греческое «эйкос»,- по - нашему, жилище, значит, дом. А «логос» тоже греческое слово, означает учение, знание. Что же, ребятушки, получается, если два слова этих греческих, соединить, что они означать будут? (пауза, ответы ребят). Правильно!
Э-ко-ло-ги-я!
Экология – значит уметь, знать, как бережно относиться к дому. Чтоб сохранить его от горя да беды, от всех напастей.
А дом для всех, всех людей на свете один - это Природа!
Природа, - по-ученому, окружающая среда, то есть все, что вокруг нас: море да реки, горы да степи, поля, луга, звери, рыбы да птицы. Вот и должны вы, ребятишки, научиться беречь её, Природу, как зеницу ока! Она ведь жизнь всем дает!
Помните, детушки, что зверушек нельзя обижать, траву - топтать, веточки- ломать, а на землю - матушку – плевать! Любить, заботиться о красоте этой надо, чтоб вы пожили – порадовались и другие, что после вас жить будут, не плакали!
Станет тогда мир голубым и зеленым, светлым да радостным! Вода в ручьях, реках да озерах будет живая, вкусная, полезная, а воздух - чистым, душистым. Земля- матушка, как сад, зацветет. Вот какое это слово заветное - «экология»! Помните, детушки, что экология - это волшебный ключик к счастью! Сберегите Природу! Другого дома, кроме Природы, у людей на Земле нет!
Ведущий: Спасибо тебе, Старичок - Лесовичок за игру и за такой интересный и полезный рассказ. Ребята, еще много интересного и неизведанного можно найти на страницах книг, которые «живут» в нашей Центральной городской детской библиотеке, и которые с нетерпением ждут встречи с вами, юные читатели.
Мы, друзья, друг друга спросим:
Что настало нынче?...(осень)
Осень, осень, листопад,
Листья желтые…(летят)
Ветер дует, задувает
Туча солнце …(закрывает)
Дождик капает с утра-
Осень- грустная… (пора)
Но мы не будем заканчивать нашу встречу на такой грустной ноте, потому что у донского поэта и писателя Николая Дика, есть такие стихотворные строки:
У красавицы природы
Не бывает непогоды.
Надо, дети, понимать-
Всё в природе благодать!
Список литературы:
Астапенко, М. П. Природа и история родного края: учебное пособие для учащихся начальной школы/ М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. – Ростов н /Д.: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005. – 170 с.
Дик, Н. Ф. Вместе весело шагать…: стихи для детей и подростков: избранное / Н.Ф. Дик. – Ростов н /Д.: Феникс, 2012. – 316, [ 1] с.: ил.
Степаненко, Л.Г. Степные загадки: литературно-художественное издание для детей младшего школьного возраста / Л.Г. Степаненко. – Ростов н /Д.: ООО «Багир», 2004. – 80 с.: ил.
Домовой рассказывает детям о том, что такое «экология» // Лазорик. – 1997. – № 1. – С. 14-15.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.