Универсальные учебные действия
в соответствии ФГОС по английскому языку
Главная стратегия современной школы- личностно- ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основа данного подхода- развитие учащегося как активного субъекта учебной деятельности. Основным компонентом содержания обучения иностранному языку являются способы деятельности, т.е.обучение различным видам деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий. По словам А. Г. Асмолова, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. В среднем звене у учащихся слабо сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют осмысленно читать на английском языке, им сложно строить высказывания в монологической и в диалогической формах без опоры на образец.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы развития УУД обучающихся на уроках английского языка через систему заданий контроля в соответствии с требованиями ФГОС и развития навыка самооценивания.
Универсальные учебные действия означают:
• умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
• совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Данные действия являются универсальными, потому что они носят метапредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её предметного содержания.
Современный урок иностранного языка– это проблемный, реверсивный урок, на котором выполняются продуктивные задания, и который заканчивается саморефлексией и самооценкой обучающихся. Проектирование такого урока начинается с конструирования главной задачи урока. План построения задачи на примере работы с текстом.
Пример конструирования задачи
На первом этапе работы с текстом, решаются задачи базового уровня.
1.Ознакомление
Прочитайте текст и скажите что?, где?, когда?...
Начиная со следующего этапа работы над текстом, возможно введение заданий повышенного и максимального уровней.
2.Понимание
Предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло бы произойти…
3.Применение
Создайте кластер.( заполните таблицу)
4.Анализ
Раскройте особенности…Разделите текст на смысловые части. Объясните свое мнение.
5. Синтез
Изложите в форме…свое мнение/понимание.
6.Оценка
Оцените значимость …для… Почему события развивались так…?
Последний этап работы сопровождается саморефлексией и самооценкой обучающихся.
Продуктивные задания- это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивные задания учат преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определенном предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Варианты продуктивных заданий:
-игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами );
-наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий);
-группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
-преобразование и создание (списки слов, «словарные паутины», памятки, постеры и т.д.);
-прогнозирование, предвосхищение результата учебной деятельности;
- внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действий;
-обсуждение темы в режиме диалога или полилога;
-составление плана текста, монологического высказывания;
-конструирование и создание таблиц, кластеров;
-ведение дневников, творческие работы.
УУД состоит из четырех блоков:
1. личностные
2. регулятивные
3. познавательные
4. коммуникативные
I. Личностные действия, являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях).
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
· участие в проектах, исследованиях;
· творческие задания;
· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
· самооценка, саморефлексия;
· ученическое портфолио;
· «дневник школьника».
Таблица с заданиями для контроля личностных УУД:
Личностные УУД |
Пути формирования личностных УУД
|
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
|
Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы). |
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
Работа с интересными текстами на актуальные темы, обсуждение телепередач. Анализ и синтез текста. |
3. Желание осваивать новые виды деятельности. |
Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций.) |
4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе. |
Выполнение проектов, создание постеров, написание сочинений.
|
5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д. Диспуты, дебаты и дискуссии. |
6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм. |
Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий. Ролевые игры. |
7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры.
|
Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, праздниках, знаменитых людях и событиях России и других стран. |
8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества. |
Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах. |
9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций. |
Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и иностранном языках. |
Базовый уровень: Перед вами два варианта песни на русском и английском языке. Соедините русские слова с их английскими эквивалентами и наоборот.
Повышенный уровень: Перед просмотром видеофильма, посмотрите на список новых слов, которые вы в нём встретите. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в данном тексте.
Критерии оценки сформированности личностных УУД:
- Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
-Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:
• «Зачем я учу иностранный язык?»
• «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?»
• «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»
• «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?».
II. Регулятивные (формирование рациональных навыков овладения иностранным языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).
Для достижения указанных результатов можно предложить такие задания:
- прочитайте начало рассказа и придумайте продолжение;
- посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речи в тексте;
- подготовьте презентацию твоих любимых (праздников, фильмов, героев, блюд ….);
- придумайте загадку;
- составьте чайнворд, кроссворд, ребус;
- конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков;
- составьте тест по заданной теме.
В таблице представлены виды заданий для контроля сформированности регулятивных УУД:
УУД |
Типовые задачи (задания) |
Регулятивные, целеполагания: |
Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
Регулятивные, планирования: |
«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Регулятивные, осуществления учебных действий: |
«Допиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение слов синонимов( антонимов). |
Прогнозирование:
|
Регулятивные прогнозирования «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?», прочитай начало рассказа и придумай продолжение; посмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь |
Контроль и самоконтроль:
|
Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», Взаимопроверка. Самопроверка. |
Коррекция:
|
Регулятивные коррекции «Найди и исправь ошибку», «Преднамеренная ошибка», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Расположи части текста в логическом порядке», «Подбери к каждой части текста заголовок». |
Оценка:
|
Регулятивные оценки «Оцени работу своего соседа...», «Мне понравилось…», «Мне было интересно…». «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно..» Заполнение таблицы ЗУХ. |
Саморегуляция: |
Регулятивные саморегуляции. «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий». Квест. Написание синквейна. |
Базовый уровень:
1) Прослушайте или прочитайте предложения и запишите пропущенные в каждом из них слова.
2) Заполните таблицу, прочитав или прослушав текст.
Повышенный уровень:
1) Прослушай слова и запиши уточняющие слова для каждого из понятий. Восстанови исходный набор слов устно или письменно, придумай рассказ с этими словами.
2) Составь кластер по данной теме. Объясни что для тебя….
III. Познавательные
Для формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
- прочитайте отрывки из текста и соедините их в логическом порядке;
- озаглавьте прочитанный текст, аргументируйте свой вариант;
- сравните тексты и укажите их различия;
- напишите алгоритм работы с вопросительными, отрицательными предложениями в определенном времени;
- выберите задание себе сам и т. д.
УУД |
Типовые задания |
1.Познавательные, направленные на формирование и оценку умений и навыков способствующих освоению систематических знаний. |
-вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, -заполнить таблицу, -сгруппировать слова по указанному признаку; - к группам слов подобрать обобщающие слова; - заменить развернутые описания в предложениях одним словом; - прочитать текст и подобрать к нему заглавие; - развернуть данный тезис, найти для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте; -исправить ошибки в тексте. Составить план пересказа текста; -найти страноведческий материал по теме… , -составить устное сообщение на тему -сказать, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях; - выразить ту же мысль иначе; - сформулировать доказательство определенного утверждения на основе текста; - привести примеры из вашей жизни, доказывающие, что…; |
2. Познавательные, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем. |
- придумать логическое завершение рассказа; - составьте схему для иллюстрации правила образования указанной грамматической формы; - прочитать текст и составить логическую серию вопросов к нему; - прочитать текст и сказать, какой из предлагаемых планов текста наиболее точно отражает его содержание. - составить связный текст из данных текстовых фрагментов; -прослушать два фрагмента по одной теме и сказать, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым; -составить тест (лексический практикум) на тему….; -составить тест (грамматический практикум); -разработать мини-проект на тему …; -сделать литературный перевод стихотворения . |
Базовый уровень:
1) Восстановите текст, расположите отрывки в логической последовательности.
2) Соедините слово в левой половине задания с его определением в правой.
Повышенный уровень:
1) Восстановите интервью, используйте только вопросы/ только ответы.
2) Подготовьте рассказ в ином жанре, составленный на основе темы предложенной в тексте.
IV. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).
Для достижения данных результатов можно предложить такие задания, как:
- подготовить диалог по теме (по образцу или без);
- найти определённый материал в Интернете;
- подготовить контрольные вопросы по теме;
- провести анкетирование по заданной теме;
- составить рассказ-загадку;
- дать литературный перевод стихотворения или прозы;
- дополнить словарный минимум по теме, используя словари.
УУД |
Типовые задания |
1.Коммуникативные, на формирование и оценку навыка сотрудничества |
Составить диалог на тему…, мини-проект, инсценировать диалог/ фрагмент сказки |
2.Коммуникативные, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации |
Составить монолог по образцу на тему…, составить сообщение по теме … прорекламировать свой любимый фильм/компьютерную игру/ журнал/напиток…. |
3.Коммуникативные, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии |
Взаимопроверка словарного диктанта; оценить свою работу над мини-проектом; дать оценку своего выступления. |
Базовый уровень:
1) Подготовьте текст рекламы для молодежного журнала.
2) Подготовьте вопросы для интервью.
Повышенный уровень:
1) Представьте план собственной фирмы.
2) Проведите диспут на тему…
Продуктивным приемом контроля сформированности УУД обучающихся, является использование на уроках иностранного языка разноуровневых заданий.
Таким образом, выполнение обучающимися заданий для контроля проверяемых УУД на уроках английского языка, возможность выбора уровня сложности этих заданий, развитие навыка саморефлексии и самооценки позволяют достичь главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.