«Изучение гамм на синтезаторе»
Особую роль в формировании технических навыков и умений при обучении на синтезаторе играет работа над гаммами, аккордами и арпеджио.
Безусловно, техника исполнения гаммового комплекса на синтезаторе опирается на технику исполнения гамм на фортепиано. Но следует учитывать тот факт, что клавиши синтезатора намного «мягче», «чувствительнее» к прикосновению, требующие развития хорошей пальцевой техники, аккуратного, точного звукоизвлечения.
Отличаются клавиши фортепиано и синтезатора по длине: чёрная клавиша у синтезатора – 7,5см, а у фортепиано – 9см; белая – 13см, а у фортепиано – 15см, что требует более собранной руки, «круглых», активных, цепких пальцев.
Приступать к основной работе над гаммами, предлагается только после того, как ученик освоил, элементы музыкальной грамоты, научился владеть техническими возможностями синтезатора, свободно ориентируется на клавиатуре. При четырехлетнем сроке обучения, рекомендуется основательно заняться гаммовым комплексом со второго года обучения. Но ознакомление с гаммами можно начинать уже в первом классе, когда ученик хорошо усвоил строение мажорной и минорной гаммы.
Технические возможности синтезатора – разнообразие тонов и стилей, позволяют превратить изучение учеником гамм в увлекательное, интересное занятие. Начинать работу над гаммами лучше тоном Piano (пианино) с добавлением метронома, а в дальнейшем, используя различные стили синтезатора, добиваясь ровного, синхронного звучания обеих рук.
Stile 3/4 или 6/8 рекомендуется использовать для смещения акцента, для устранения ненужного толчка или «падения» на первый палец.
Клавиатура синтезатора является динамичной, то есть чувствительной к силе нажатия, поэтому, при исполнении гамм, необходимо использовать динамические оттенки piano-forte. Традиционно, начало гаммы звучит на piano, постепенно усиливая звучание, приходит к forte. Но, также, можно начать играть гамму на forte, постепенно уходя на piano. Такой способ помогает ученику рационально распределять силу звука: на forte – пальцы более активные, замах выше, звук глубже, громче; на piano – кончики пальцев, при той же активности, становятся более чувствительными. Этот приём даёт полное ощущение динамических возможностей клавиатуры, помогает ученику привыкнуть, приспособиться к ней.
Полезно поучить гамму последовательно каждой рукой: начинает левая рука, продолжает правая. При этом, особое внимание нужно обращать на плавный переход гаммообразной мелодии из одной руки в другую, следует подготавливать руки заранее. В точке разделения - гамма должна звучать гладко, первоначальный темп обязательно сохраняется. Рекомендуется проучивать гамму таким способом, используя подходящий стиль (ритм синтезатора).
Для развития плавного, певучего legato, рекомендуется играть гаммы тоном Strings (скрипки), что даёт возможность ученику воспитывать своё слуховое представление о связном, непрерывном голосоведении.
Неровность звучания очень хорошо выявляется при использовании тона Harpsi (клавесин). Исполнение этим тоном помогает добиваться одинакового звучания каждой ноты гаммы.
Возможности синтезатора позволяют работать над гаммами и шумовыми тонами. Например, тон Castanets (кастаньеты) выравнивает звучание, помогает тренировать чёткость исполнения и пальцевую активность.
При работе над гаммами тоном Castanets рекомендуется использовать разные ритмические рисунки: четыре коротких звука, четыре длинных (и наоборот), пунктирный ритм. В помощь ученику, можно привести образное сравнение – девушка на каблучках бежит по асфальту, кончики пальцев как молоточки.
При работе над гаммами можно использовать и различные штрихи. Например, при движении гаммы вверх - правая рука играет штрих staccato, левая - legato, вниз – правая исполняет legato, левая – staccato. Staccato, также, полезно использовать и в обеих руках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.