В гостях у дедушки Крылова
Оценка 4.9

В гостях у дедушки Крылова

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
14.06.2021
В гостях  у дедушки  Крылова
1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова. 2. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас. 3. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен. 4. Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
В гостях у дедушки Крылова. открытый урок.docx

В гостях у дедушки Крылова.

Литературная гостиная

Цели и задачи урока:

1.     Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.

2.     Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

3.      Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен.

4.     Способствовать развитию интереса к литературному чтению.                                                             

Оборудование.

1.     Мультимедийная установка.

2.     Выставка книг И. А. Крылова.

3.     Декорации к инсценировкам.

 

Ход мероприятия.

Сл. №2

Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
                 Кто в жизни с ним не встретился своей?
                 Бессмертные творения Крылова
                  Мы с каждым годом любим все сильней.
                  Со школьной парты с ними мы сживались,
                  В те дни "Букварь" постигшие едва,
                  И в памяти навеки оставались
                  Крылатые крыловские слова.           М. Исаковский.

Ведущий: Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь 13 февраля исполняется 245 лет со дня его рождения.

И сегодня наша литературная гостиная посвящена именно этому событию. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии и творчестве, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.


сл.№3. Ученик 2. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен.  А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Сл.№4 Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).

сл.№5

1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)

 

сл.№5

2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.                                                                                 («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)

Ведущий: А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.

Сл.№6   1 ученик. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

Сл.7-8 2 ученик. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

Чтение басни

Сл.№9  3 ученик.   В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

Сл.№10   Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

Чтение басни

Сл. 11 4 ученик. Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

Чтение басни «Волк и ягненок»

Сл.№12   5 ученик.. На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.

Сл.№13   6 ученик. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
 По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

Биография Ивана Крылова

1.      В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)

2.      Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)

3.      Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)

4.      Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)

5.      Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 205)

Ведущий: Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.

Сл.№ 14

Позвольте подвинуться

За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».

Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам -одним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Сл. 15 Мне все-равно

В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

Лягушки расквакались.                                                                                                                          Иван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить.  И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:

- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!

Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:

- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.

Сл. 16
7 ученик. С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря.  Сл.№17. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.                                                                  

Сл.№18    

8 ученик. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как мы знаем басни и биографию И.А. Крылова. Проведем небольшую викторину.

Сл. 19 Разминка - словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

Доброта - жестокость,

Скромность - гордость, высокомерие

Честность - лживость, враньё, хитрость,

вежливость - грубость, неучтивость,

ответственность - беззаботность, беспечность;

жадность - щедрость

Смелость - трусость, робость,

сл. 20 - 21 Расшифруй название басни

Вопросы на засыпку.

Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)

От кого Ворона получила сыр? (от бога)

Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)

На чём играла Мартышка в квартете? ( я - прима; 1-ая скрипка)

Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)

Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)

На каком дереве сидела Ворона? (ель)

Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)

Кто была соседкой Моськи? (Шавка)

Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

Сл. 22 Найди свою вещь.

Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

Очки (несколько пар) - Мартышка ("Мартышка и очки")

Ноты - Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка ("Квартет")

Ларец (шкатулка с замочком) - Механик ("Ларчик")

Сыр - Ворона ("Ворона и Лисица")

Виноград - Лисица ("Лисица и виноград")

Тарелка с ухой - Демьян ("Демьянова уха")

Подведение итогов.

Заключительное слово ведущего.

Сл. 23 Мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. В заключение нашего сегодняшнего урока хотелось бы сказать стихами.

Из басен взяли мы слова:

Мораль урока такова.

Нельзя быть трусом и льстецом,

И подхалимом, подлецом.

Назойливость тоже вредна,

Надоедает всем она.

В делах любых нужно уменье

И очень крепкое терпенье.

Всему нас басни научили,

Мы их за это полюбили.


 

В гостях у дедушки Крылова. Литературная гостиная

В гостях у дедушки Крылова. Литературная гостиная

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Сл.7-8 2 ученик . Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить

Сл.7-8 2 ученик . Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить

Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни) 4

Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни) 4

Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в

Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в

Мораль урока такова. Нельзя быть трусом и льстецом,

Мораль урока такова. Нельзя быть трусом и льстецом,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021