ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной цельюобучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах при изучении таких предметов, как физика, химия, астрономия.
Новизна данной программы определена соотношением урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная внеурочная деятельность
школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности.
Структура курса ориентирована на раскрытие
логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от
макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы
изучения природы», «Мир астрономии», «Мир физики», «Единство наук о природе».
Федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и
личностным образовательным
результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся,
развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном
учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр
общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих
социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной
области.
Программа организации внеурочной
деятельности школьников в объеме 30 часов предназначена для работы с детьми 5
классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания
программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Срок реализации программы «В мире физики и
астрономии» составляют 1 год по 1 часу в неделю.
Продолжительность одного занятия 45 минут.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
Личностные |
Формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию и самоорганизации. |
Организация на уроке парно-групповой работы. |
|
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
|
Метапредметные: |
|
|
1.Регулятивные |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
|
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
|
2.Познавательные |
Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
||
Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
||
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
||
3.Коммуникативные |
Формулировать собственное мнение и позицию. |
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
Задавать вопросы. |
||
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «В мире физики и астрономии»
разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные
понятия и некоторые основополагающие законы физической, астрономической
областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал,
углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о
явлениях, происходящих в ней.
Введение (2ч)
Естественные науки: астрономия, физика, химия,
биология, физическая география. Методы изучения природы: наблюдение,
эксперимент (опыт), измерение.
Мир астрономии (12 ч)
Рождение астрономии. Представления людей
древности о Земле, Вселенной.
Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции.
Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею.
Астрономические знания народов Востока.
Выдающиеся учёные Востока: Бируни, Омар Хайям, Улугбек. Достижения древних
астрономов Китая, Индии.
Николай Коперник и его система мира. Роль
Д.Бруно в развитии взглядов Н.Коперника. Законы движения планет И.Кеплера.
Закон всемирного тяготения И.Ньютона.
Методы астрономических наблюдений. Гномон.
Г.Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса.
Солнечная система. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы,
метеориты, метеоры.
Мир звёзд, разнообразие звёзд. Созвездия. Солнце
– ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле.
Счёт времени в древности. Лунный календарь.
Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба
времени в наши дни.
Влияние космоса на живые организмы. Солнце и
жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы.
Значение астрономии в наши дни.
^ Практические
работы.
Изучение звёздного неба с помощью карты
звёздного неба, наблюдение ночного звёздного неба; нахождение основных
созвездий северного полушария неба; посещение планетария.
Мир физики (10 ч)
Области, исследуемые физикой: движение тел,
изменение тел при охлаждении и нагревании, электричество, звук, свет.
Физические явления: механические, тепловые, электрические, звуковые, световые.
Разделы физики (механика, акустика, оптика, электричество).
Молекулы и атомы. Строение атома: ядро,
электроны.
Движение тел. Траектория движения. Скорость
движения. Сила. Сила тяжести и сила трения. Невозможность остановки движущегося
тела.
Энергия. Виды энергии: механическая,
электрическая, атомная. Примеры передачи и превращения энергии.
Электризация тел. Положительные и отрицательные
электрические заряды. Электрический ток. Проводники и непроводники. Простейшая
электрическая цепь.
Магниты. Северный и южный полюсы магнита.
Магнитное поле. Земля – гигантский магнит.
Звук и механизм его возникновения. Источники
звука. Распространение звука в воздухе, воде, твёрдых телах. Эхо. Низкие и
высокие звуки. Инфразвук и ультразвук.
Свет. Источники света. Прямолинейное
распространение света и возникновение тени. Отражение и поглощение света
телами. Разложение света; солнечный спектр. Природа цвета.
Значение физики для практической деятельности
людей. Физика- основа техники. Роль знаний из области физики в повседневной
жизни человека.
Физика и охрана окружающей среды.
^ Практические
работы.
Изучение действия силы трения; электризация тел;
сборка простейшей электрической цепи; изучение взаимодействия полюсов магнита;
действие магнита на различные тела.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Основные виды деятельности |
|
1. Введение (2ч) |
|||
1. |
Науки о природе |
Таблицы и картины, иллюстрирующие явления природы. Термометр,линейки, часы,весы.
|
|
2. |
Методы изучения природы |
|
|
1. Мир астрономии (12 ч) |
|||
3 |
Как древние люди представляли себе Вселенную.
|
Карта звездного неба, атласы, Гномон |
|
4-5 |
От Коперника до наших дней. Солнечная система. Планеты земной группы.
|
Фотографии планет с борта косм.аппаратов |
Составление учащимися: А) развернутого плана текста параграфа Б) таблиц; В) заданий для взаимопроверки знаний; Описывать одну из планет Солнечной Системы.
|
6-7 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон |
|
|
8 |
Мир звезд. Созвездия.
|
Карта звездного неба, изображение созвездий.
|
Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература) Работать с подвижной картой звездного неба Г) моделирование созвездий Д) рисунки; Посещение Планетария. |
9 |
Земля-планета Солнечной системы. Как возникла Земля
|
|
|
10-11 |
Форма и размеры Земли.Вращение Земли вокруг оси и обращения вокруг Солнца.
|
Глобус Земли, схема смены лунных фаз, песочные часы, календари.
|
Описывать Землю как элемент Солнечной Системы.
|
12 |
Луна –спутник Земли
|
|
|
13-15 |
Практическое значение астрономии. Обобщение темы « Мир астрономии» - время и календарь; - живые организмы и космос.
|
|
|
2. Мир физики (19 ч) |
|||
16 |
Что изучает физика |
|
|
17 |
Молекулы и атомы.
|
Штатив,колба.заполненая воздухом, спиртовка. Модели молекул различных веществ; пробирка с сахаром, штатив, спиртовка; набор трафаретов моделей атомов. Метал.монета, перо птицы, муляж рыбы, проросшее семя фасоли, губка, булавки.
|
Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы Моделирование строения молекул.
|
18-19 |
Движение тел. Изменение характера движения в результате взаимодействия тел |
|
|
20 |
Энергия.
|
|
|
21-22 |
Разнообразие тепловых явлений(нагревание и охлаждение, испарение и конденсация, кипение, плавление. Тепловое расширение)
|
|
|
23-24 |
Электричество.
|
Иллюстрации электр. Приборов.
|
|
25-26 |
Приключения с магнитом |
Магнит полосовой и дуговой, железные опилки, лист картона, магнитный железняк |
Исследовать свойства постоянных магнитов, изготовление игрушки с использованием магнита |
27-28 |
Звук. Свет.
|
Запись голосов птиц, колокольчик, камертон. Карманный фонарик, плоское зеркало, трехгранная призма.
|
Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения солнечного света призмой. Составление фантастического рассказа об исчезновении света и звука. подведение итогов экскурсия «Световые явления. Сезонные явления в природе» ( парк, лес).
|
29-30 |
|
|
|
31-32 |
|
|
|
33-34 |
Обобщение темы «Мир физики»: - физика и практика; физика и охрана окружающей с |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература:
Программа «Природа и человек». 5 кл. Сетка часов 2 ч. в неделю. Авторы: Плешаков А.А., Сивоглазов В.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.