«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.
Схема самоанализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Тема урока_________________________________________________________
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
№ п/п |
Этапы анализа |
Пояснения |
||||||||||||||||||||||
1. |
Место данного урока в теме. |
Как этот урок связан с предыдущим. |
||||||||||||||||||||||
Как урок работает на последующие уроки. |
||||||||||||||||||||||||
2. |
Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д. |
||||||||||||||||||||||
3. |
Соответствие целей теме и типу урока. |
Соответствует цели урока, не соответствует цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя). |
||||||||||||||||||||||||
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||||
4. |
Содержание урока в соответствии с поставленной целью. |
Соответствует, не соответствует. |
||||||||||||||||||||||
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения. |
||||||||||||||||||||||||
5. |
Организационное начало урока |
Количество времени, затраченное на организационное начало урока. |
||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек. |
||||||||||||||||||||||||
Готовность учащихся к уроку |
||||||||||||||||||||||||
Подготовленность классного помещения. |
||||||||||||||||||||||||
6. |
Мотивация Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал). |
||||||||||||||||||||||
7. |
Структура урока |
Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению. |
||||||||||||||||||||||
Логичны ли связи между этапами. |
||||||||||||||||||||||||
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана. |
||||||||||||||||||||||||
8. |
Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.
|
Соответствие методов обучения цели урока. |
||||||||||||||||||||||
Какие методы обучения применялись на уроке: · Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание. · Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой. · Проблемный – объяснение с опорой на наглядность. · Исследовательский – работа с книгой по поиску информации. · _Частично-поисковый – беседа с выводом. · Эвристический (открытие). |
||||||||||||||||||||||||
9. |
Формы обучения, выбранные учителем |
Формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д. |
||||||||||||||||||||||
10. |
Средства обучения, выбранные учителем. |
Средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец. оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д. |
||||||||||||||||||||||
11. |
Отражение на уроке основных дидактических принципов |
Дидактические принципы, используемые на уроке: - научности; -последовательности и систематичности; - доступности; - прочности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории и практики; - учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; - принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; -принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; - другие. |
||||||||||||||||||||||
12. |
Педагогические технологии, применяемые на уроке |
Педагогические технологии, применяемые на уроке: · Проблемно-диалогическая технология · Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения); · Технология оценивания учебных успехов. · Проектная технология. · Информационно-коммуникативные технологии. · Игровые технологии. · Здоровьесберегающий подход. · Педагогика сотрудничества. Другие технологии. |
||||||||||||||||||||||
13. |
Как учитель стимулирует интерес к учению. |
Учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д. |
||||||||||||||||||||||
14. |
Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока |
1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность. 3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. 4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми. |
||||||||||||||||||||||
15. |
Проверка усвоения учебного материала. |
Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно. |
||||||||||||||||||||||
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||
Проверки учебного материала не было. |
||||||||||||||||||||||||
16.
|
Работа с классом |
Применение диалоговых форм общения. |
||||||||||||||||||||||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. |
||||||||||||||||||||||||
Осуществление обратной связи: ученик – учитель. - Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает). - Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. - Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности). |
||||||||||||||||||||||||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы |
||||||||||||||||||||||||
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. |
||||||||||||||||||||||||
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. |
||||||||||||||||||||||||
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
||||||||||||||||||||||||
|
|
Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу); Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий (должно быть не больше половины) Система оценивания достижений учащихся - Самооценка учащихся на основе словесной характеристики; - Включение учащихся в обсуждение ответа; - Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. |
||||||||||||||||||||||
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ .
|
||||||||||||||||||||||||
Активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна) |
||||||||||||||||||||||||
Уровень усвоения знаний 1 уровень – информация дана в готовом виде 2 уровень – применяется знания по образцу 3 уровень – творческое применение знаний |
||||||||||||||||||||||||
§ Дисциплина учащихся (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) |
||||||||||||||||||||||||
17.
|
Психологические основы урока |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
||||||||||||||||||||||
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. |
||||||||||||||||||||||||
Наличие физкультминутки. |
||||||||||||||||||||||||
18. |
Результативность урока |
Результативность соответствует типу урока.
|
||||||||||||||||||||||
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. - Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. - Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. |
||||||||||||||||||||||||
19. |
Домашнее задание |
1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано. |
||||||||||||||||||||||
Оптимальный объем |
||||||||||||||||||||||||
Доступность инструктажа |
||||||||||||||||||||||||
Дифференциация, представление права выбора. |
||||||||||||||||||||||||
Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы |
||||||||||||||||||||||||
|
|
Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания). |
||||||||||||||||||||||
20. |
Подведение итогов деятельности |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. |
||||||||||||||||||||||
Учитель организует рефлексию: - ученики высказываются по поводу результата урока; - ученики оценивают результат и процесс деятельности; - ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. |
||||||||||||||||||||||||
21. |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.