В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.
Оценка 4.9
Особые потребности +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.04.2018
В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников. Методика «Домики» (О.А. Ореховой) учителями нашей школы применяется давно и считается результативной.
Методика «Домики» позволяет провести диагностику: степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития.
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых эмоции — и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Методика Домики.doc
Диагностика особенностей личности младших школьников.
Методика «Домики» (О.А. Ореховой)
Новая проективная методика разработана специалистом в области детской
психологии О. А. Ореховой. Методической основой методики является цвето
ассоциотивный эксперимент.
Методика
«Домики» позволяет
степени
дифференцированностиобобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей;
деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических
и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является
первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений
и вариантов личностного развития.
провести диагностику:
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий:
ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего
цвета к эмоциональной категории, подключение цветоассоциативного ряда эмоций
ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными
мелками домики, «жильцы» которых эмоции — и с помощью цвета ребенок определяет
своё отношение к ним.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
• Лист ответов
• Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый,
коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета,
соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –1015 человек, детей
желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи
старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Процедура исследования
состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем
листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш,
который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот
карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше
нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так
далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства.
Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши
откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который повашему подходит.
Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет
может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба,
скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя
глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем чтото особенное, и жильцы в них –
необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его
раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном
листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим
использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций,
кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный
выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный
коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета –
место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его
способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение
изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим
образом:
• 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
Нагрузки непосильны для ребенка
• 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление
оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.
Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
• 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью,
здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют
возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
• Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на
пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется
нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы.
Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором
психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала
вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением
цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО
изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый
эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО
интерпретируются следующим образом:
• Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое
настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может
решить самостоятельно.
• 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и
печалиться, поводов для беспокойства нет.
• Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив,
настроен оптимистично.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и
ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень
дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными
цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация
указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: Счастье – горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние
места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций –
например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В
этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и
насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в
цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной
деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какойто
сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом.
Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом.
Например, школасчастьевосхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки
ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к
школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в
эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить
три группы детей:
• с положительным отношением к школе
• с амбивалентным отношением
• с негативным отношением
В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.
В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.
В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.