В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.
Оценка 4.9

В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.

Оценка 4.9
Особые потребности +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.04.2018
В помощь учителю начальных классов. Диагностика  особенностей  личности  младших  школьников.
В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников. Методика «Домики» (О.А. Ореховой) учителями нашей школы применяется давно и считается результативной. Методика «Домики» позволяет провести диагностику: степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых эмоции — и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Методика Домики.doc
Диагностика  особенностей  личности  младших  школьников. Методика «Домики» (О.А. Ореховой) Новая   проективная   методика   разработана   специалистом   в области   детской психологии   О. А. Ореховой.   Методической   основой   методики   является   цвето­ ассоциотивный эксперимент.   Методика   «Домики»   позволяет степени дифференцированности­обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных   ориентаций,   в том   числе   уровня   сформированности   эстетических и познавательных   потребностей;   предпочтений   видов   деятельности   (методика   является первой   профессиограммой   детей   дошкольного   возраста);   личностных   отношений и вариантов личностного развития.   провести   диагностику: Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета   к эмоциональной   категории,   подключение   цвето­ассоциативного   ряда   эмоций ребенка   к различным   видам   деятельности.   Детям   предлагается   раскрашивать   цветными мелками  домики, «жильцы»  которых эмоции — и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.  Для проведения методики необходимы следующие материалы: • Лист ответов  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый,   черный.   Карандаши   должны   быть   одинаковыми,   окрашены   в   цвета, соответствующие грифелю.  Исследование  лучше  проводить  с  группой первоклассников   –10­15 человек,  детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников,   предварительно   их   проинструктировав.   Процедура   исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут. Инструкция:   сегодня   мы   будем   заниматься   раскрашиванием.   Найдите   в   своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш  в сторону. Посмотрите  на  оставшиеся  карандаши.  Какой  из   них  вам  больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее. Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать   не   надо.   Можно   раскрашивать   тем  цветом,   который   по­вашему   подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если   детям   непонятно,   что   обозначает   слово,   нужно   его   объяснить,   используя глагольные предикаты и наречия. Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что­то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.  Обозначения домиков:  №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка). Методика   дает   психотерапевтический   эффект,   который   достигается   самим использованием цвета, возможностью отреагирования  негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор). Процедура   обработки   начинается   с   задания   №1.   Вычисляется   вегетативный коэффициент [5] по формуле: ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)      Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность   к   энергозатратам   или   тенденцию   к   энергосбережению.   Его   значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:  •  0   –   0,5   –   хроническое   переутомление,   истощение,   низкая   работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка  •  0,51   –   0,91   –   компенсируемое   состояние   усталости.   Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.  •  0,92   –   1,9   –   оптимальная   работоспособность.   Ребенок   отличается   бодростью, здоровой   активностью,   готовностью   к   энергозатратам.   Нагрузки   соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.  •  Свыше   2,0   –   перевозбуждение.   Чаще   является   результатом   работы   ребенка   на пределе   своих   возможностей,   что   приводит   к   быстрому   истощению.   Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.  Далее   рассчитывается   показатель   суммарного   отклонения   от   аутогенной   нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического   благополучия.   Для   расчета   суммарного   отклонения   (СО)   сначала вычисляется   разность   между   реально   занимаемым   местом   и   нормативным   положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный   фон,   т.е.   преобладающее   настроение   ребенка.   Числовые   значения   СО интерпретируются следующим образом: •  Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.  •  10   –   18   –   эмоциональное   состояние   в   норме.   Ребенок   может   радоваться   и печалиться, поводов для беспокойства нет.  •  Менее   10   –   Преобладание   положительных   эмоций.   Ребенок   весел,   счастлив, настроен оптимистично.  Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации. Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: Счастье – горе – блок базового комфорта, Справедливость – обида – блок личностного роста, Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,  Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии, Скука – восхищение – блок познания. При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом   случае   надо   обратить   внимание,   как   раскрашивает   ребенок   парные   категории   и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе. Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).  В   задании   №3   отражено   эмоциональное   отношение   ребенка   к   себе,   школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой­то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например,   школа­счастье­восхищение   или   домашние   задания   –   горе–скука.   Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей: • с положительным  отношением  к  школе  • с амбивалентным  отношением  • с негативным  отношением

В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.

В помощь учителю начальных классов. Диагностика  особенностей  личности  младших  школьников.

В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.

В помощь учителю начальных классов. Диагностика  особенностей  личности  младших  школьников.

В помощь учителю начальных классов. Диагностика особенностей личности младших школьников.

В помощь учителю начальных классов. Диагностика  особенностей  личности  младших  школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018