Данная презентация посвящена знаменитому лётчику Валерию Павловичу Чкалову. Подробно прослеживается биография и этапы жизни Валерия Павловича Чкалова. Представлены фото самолёта, на котором совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку, фото памятных мест, его награды, названия населённых пунктов, связанных с именем Чкалова.
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904
года в селе Василево (ныне город Чкаловск).
Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком
в Василевских казенных мастерских (ныне
Чкаловская судоверфь). Здесь строились и
ремонтировались суда технического флота.
Мать Валерия, Ирина Ивановна, была домохозяйкой.
Умерла она в 1910 году. Валерию в то время было 6
лет. После смерти Ирины Ивановны ее заменила в
семье вторая жена Павла Григорьевича Наталья
Георгиевна.
С семи лет Валерий пошел учиться в
Василевскую начальную школу, затем
в пятиклассное училище. В 1916 году
по окончании школы отец направляет
его на учебу в Череповецкое
техническое училище. Однако
закончить его Валерию не удалось. В
1918 году училище изза разрухи в
стране было временно закрыто.
Валерий вернулся в Василево, стал работать
подручным у отца. С наступлением
навигации он поступил на работу кочегаром
на землечерпательную машину.
Во вторую навигацию, в 1919 году, он
работает кочегаром на пароходе "Баян". С
палубы парохода он впервые увидел
самолет. Тогдато и появилась мечта стать
летчиком. Валерий увольняется с парохода.
Осенью 1919 года Валерий вступает
добровольцем в Красную Армию. Он
стал работать слесаремсборщиком
самолетов в Канавинском
авиационном парке в Нижнем
Новгороде. Ему шел тогда
шестнадцатый год.
В 1921 году настойчивыми просьбами
Чкалов добивается путевки в
Егорьевскую авиационную
теоретическую школу.
По ее окончании в 1922 году был
переведен в Борисоглебскую
авиационную школу. Здесь совершил
первый самостоятельный полет, а
затем быстро совершенствовался в
технике вождения самолета.
Как один из лучших курсантов Чкалов был
направлен в Московскую школу высшего
пилотажа, а затем в Серпуховскую школу
воздушного боя.
В июне 1924 года военный летчикистребитель
Чкалов был направлен для прохождения службы в
Ленинградскую Краснознаменную
авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова. Служба в
эскадрилье важный, интересный, хотя и
беспокойный период в жизни Чкалова. К тому
времени он уже зарекомендовал себя как человек
бесстрашный, настойчивый. Один за другим
Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты.
Эти полеты неуставные. Чкалов получает
дисциплинарные взыскания, отстраняется от
полетов.
Однако эти полеты молодого Чкалова не были
безрассудными и бесцельными. Он искал новых
путей в совершенствовании техники
пилотирования. Он стремился взять от самолета
все, что тот мог дать.
Уже тогда В.П. Чкалов являлся виртуозным
мастером высшего пилотажа. В 1927 году он был
направлен в Москву как лучший летчик
Ленинградской авиаэскадрильи для участия в
параде в честь 10й годовщины Октябрьской
революции. За блестящее летное мастерство
получил благодарность в приказе наркома
обороны К.Е. Ворошилова.
В марте 1928 года он был переведен на
службу в Брянскую авиабригаду. Жена с
маленьким сыном Игорем оставались в
Ленинграде.
Это было трудное время в жизни
Чкалова. Он совершил в Брянске
аварию и был уволен из армии.
В начале 1929 года Валерий вернулся
в Ленинград к семье. Он поступает на
работу в Ленинградский Осоавиахим.
Здесь он возглавляет школу
планеристов.
В ноябре 1930 года В.П. Чкалов был
восстановлен в ВВС как военный летчик. Он
был зачислен на работу летчиком
испытателем в Московский научно
испытательный институт ВВС. За два года
работы в НИИ Чкалов совершил более 800
испытательных полетов, освоив технику
пилотирования 30 типов самолетов. Здесь, в
институте, Чкалов участвовал в испытаниях
так называемого авиазвена. Авиазвено
состояло из тяжелого бомбардировщика,
несшего на своих крыльях до пяти самолетов
истребителей.
В январе 1933 года В.П. Чкалов был
назначен на работу летчикомиспытателем
Московского авиационного завода им.
Менжинского. Он являлся шеф пилотом
замечательного авиаконструктора Н.Н.
Поликарпова. Здесь, на заводе, Чкалов
испытывал лучшие самолетыистребители
30х годов. Это истребитель бипланной
системы И15 с последующими
модификациями и один из первых
монопланов истребитель И16.
Самолетистребитель И16 доставил и
конструктору Поликарпову и летчику Чкалову
немало хлопот. Модель была принципиально
новой, самолет в воздухе вел себя капризно, был
неустойчив на виражах, часто срывался в штопор.
Но самолет был всетаки пущен в серийное
производство, и в этом прямая заслуга В.П.
Чкалова.
При испытании истребителей Чкалов
добивался от них высоких летных качеств
и в особенности большей скорости.
В.П. Чкалов принимал участие в
испытаниях истребителей танков "ВИТ1",
"ВИТ2", а также тяжелых
бомбардировщиков "ТБ1", "ТБ3".
Творческая деятельность летчикаиспытателя
В.П. Чкалова принесла свои плоды, позволила
значительно улучшить качество советских
самолетов.
5 мая 1935 года авиаконструктор Н.Н.
Поликарпов и летчикиспытатель В.П. Чкалов
за создание лучших самолетовистребителей
были награждены высшей правительственной
наградой орденом Ленина. Наконец
творческие устремления летчика Чкалова
получили должное признание и оценку.
Осенью 1935 года Г.Ф. Байдуков обращается к
Чкалову с предложением возглавить экипаж
самолета АНТ25 для перелета через Северный
полюс в США. После некоторых колебаний
Чкалов соглашается с этим предложением.
Весной 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова,
Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова обращается в
правительство с просьбой о разрешении на
перелет. Однако первоначально экипажу было
дано разрешение на перелет по маршруту Москва
ПетропавловскнаКамчатке. Началась
подготовка экипажа и самолета к полету.
20 июля 1936 года экипаж В.П. Чкалова
стартовал в этот легендарный перелет на
Дальний Восток.
22 июля через 56 часов полета в сложнейших
метеорологических условиях Чкалов посадил
гигантскую машину на узкой песчаной косе
острова Удд.
9375 километров пройденного пути таков итог
этого перелета.
За этот подвиг Чкалов, Байдуков и Беляков
были удостоены звания Героя Советского Союза,
награждены орденом Ленина.
Мысль о перелете через Северный полюс в США
не оставляла чкаловский экипаж. И вот, наконец,
в мае 1937 года разрешение было получено. 18
июня 1937 года АНТ25 взял старт для второго
героического перелета. Полет через Северный
полюс был еще более трудным, чем первый. Но
воля и мужество летчиков победили. Полет был
завершен 20 июля 1937 года в американском
городе Ванкувер. Экипаж пробыл в воздухе без
посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние
более 10 тысяч километров.
12 декабря 1937 года на выборах в Верховный
Совет В.П. Чкалов был избран депутатом в Совет
Национальностей от трудящихся Горьковской
области и Чувашии. С чувством высокой
ответственности исполнял он свой депутатский
долг.
Осенью 1938 года В.П. Чкалов находился в
кратковременном отпуске у себя на родине.
1 декабря он был вызван в Москву для испытания
самолетаистребителя И180 конструкции Н.Н.
Поликарпова. 15 декабря Чкалов впервые поднял
самолет в воздух. У самолета отказал мотор,
когда летчик шел уже на посадку. Валерий
Павлович старался, прежде всего, спасти
самолет. Кроме того, он опасался, что самолет
упадет на жилые дома. Трагедия на этот раз
оказалась неминуемой.
Место падения самолёта Чкалова
на Ходынском поле
в Москве
Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он
сделал очень многое. Как летчикистребитель он
внедрил в авиации свою чкаловскую
наступательную тактику ведения воздушного
боя. Как летчикиспытатель он испытал и дал
путевку в жизнь лучшим в мире самолетам
истребителям. Наконец, два дальних
беспосадочных перелета, совершенных под его
командованием, навсегда вошли в историю
отечественной и мировой авиации.
С именем Чкалова связаны:
населённые пункты;
станции метро в Москве, СанктПетербурге,
Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге
.
улицы во многих городах;
воинские части.
Школа № 1397 имени В. П. Чкалова, г. Москва;
Школа № 116 имени В. П. Чкалова, г. Нижний
Новгород;
. Школа № 3 имени В. П. Чкалова, г. Арзамаса
Нижегородской области.
Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в
рабочем поселке Шугурово (Татарстан);
Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в г.
Нарын (Кыргызстан);
МБОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза
В. П. Чкалова (Хабаровск);
Награды
Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского
Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже
после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004
году)
Два ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936)
Орден Красного Знамени (июль 1937)
Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938)