Нетрадиционный урок по технологии:
«Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание»
5 класс.
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано».
Цель урока:
· научить технологии выполнения игрушек в технике фильцевания (сухого валяния).
Задачи урока:
обучающая:
· познакомить учащихся с историей возникновения ремесла;
· стимулировать познавательный и практический интерес к предмету;
· расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества;
· расширить знания учащихся о яблочной культуре;
· учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
· развивать речевую и зрительную деятельность.
воспитательная:
· прививать любовь к художественному творчеству;
· воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
· воспитывать культуру общения, умения работать в группе и индивидуально;
· воспитывать эстетический вкус.
развивающая:
· развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
· развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, биологией, географией, музыкой;
· способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
· способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу;
· развития инициативы и творчества умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
технические средства обучения ноутбук, проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание-«пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон).
Дидактическое обеспечение:
презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния.
Методы обучения:
· рассказ учителя,
· самостоятельная работа учениц под контролем учителя;
· выставка работ.
Тип занятия: комбинированный
План урока:
Время |
Этапы урока и их содержание |
МОУПД |
Наглядные средства |
1 мин |
Орг. момент |
Словесные, слово учителя |
|
7-10 мин |
Подготовительный этап. Объяснение нового материала. |
Словесные, слово учителя, Беседа |
проектор, интерактивная доска, презентация « Возвращение к истокам забытого ремесла». |
5 мин |
Решение кроссворда. Проверка полученных знаний. |
Коллективная работа обучающихся. Учащиеся выходят к интерактивной доске, закрепление пройденной темы |
проектор, интерактивная доска |
2 мин |
Инструктаж техники безопасности при работе с фильцевальной иглой |
Словесные, слово учителя, беседа |
проектор, интерактивная доска, инструктаж по т. б. на рабочем столе. |
20 мин |
а) Практическая работа б) Дополнительная информация. в) Межпредметные связи. |
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах. Сообщение учителя.
|
Демонстрационный материал, технологическая карта.
|
2 мин |
Выполнение практического задания. Составление «пазлов» |
Индивидуальная работа обучающихся. |
Практическое задание раздаточный материал – конверты с «пазлами»
|
5 мин |
а) Практическая работа. б) Музыкальный фон. |
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.
|
Демонстрационный материал, технологическая карта.
|
2 урок 10 мин |
Практическая работа у доски «Составить пословицы и поговорки» |
Беседа, учащиеся выходят к интерактивной доске, составляя пословицы. |
Проектор, интерактивная доска |
15 мин |
а) Практическая работа б) Дополнительная информация. |
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах. Сообщение учителя. |
Демонстрационный материал, технологическая карта.
|
2 мин |
Здоровье сберегающий элемент урока |
Обучающиеся выполняют упражнения для глаз и рук. |
Проектор, интерактивная доска |
12 мин |
Практическая работа |
Словесные, слово учителя |
Демонстрационный материал, технологическая карта.
|
1 мин 5 мин
|
Домашнее задание Проектор, интерактивная доска |
Словесные, слово учителя, демонстрация изготовленных игольниц, анализ выполненной работы |
Организуется выставка работ |
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте! Наверное, вы догадались, войдя в класс, что наш урок технологии сегодня будет необычным. И связан он будет с …(ответы детей)
Правильно . А как вы думаете ребята, а почему я взяла именно такой эпиграф к нашему уроку? Почему именно побывав в руках мастера материал, становится действительно ценным и дорогим? Приведите, пожалуйста, свои примеры.
Вот и мы сегодня попробуем представить себя не только учениками, но и мастерами, т.к. мы изготовим не только красивую, но и полезную для всех вещь - игольницу «Яблоко». Изучив при этом и технологию обработки шерсти.
И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3)
Рассказ учителя
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.
Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3)
Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №4).
В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №5)
В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №6).
Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №7).
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл
валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8).
Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд №9).
Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №10).
Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд №10)
Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №11)
Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд № 12,13).
Сегодня мы с вами подробно познакомимся с техникой сухого валяния. Её используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать игольницу "Яблоко" (слайд №14)
Для изготовления игольницы нам необходимы следующие материалы и инструменты:
· пряжа желтого, красного, зеленого и коричневого цвета;
· синтепон;
· игла для валяния;
· поролоновая губка;
· бисер для оформления глаз.
Яблоко выполнено в технике Яблоко выполнено в технике
сухого валяния шерсти. мокрого валяния шерсти.
Демонстрация технологии изготовления игольницы
в технике сухого валяния:
· Учитель показывает приемы работы иглой для валяния.
· Проводит инструктаж по технике безопасности работы с иглой.
( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)
· Для ускорения процесса объяснения необходимо заранее подготовить отдельные уже готовые детали игольницы, таким образом, учащиеся наглядно видят, какого качества в работе они должны достичь.
· Для того чтобы алгоритм изготовления игрушки запомнился лучше, можно использовать не только презентацию, но и технологическую карту с поэтапным изготовлением игольницы. (Приложение №2)
· Использование такой презентации удобно и тем, что любая ученица (при наличии отдельного персонального компьютера) может самостоятельно вернуться на любой этап изготовления игольницы, что позволит каждой из школьниц работать в удобном для нее темпе.
· Свалять заготовку яблочка в форме шара из синтепона (слайд №15)
· Готовую заготовку равномерно обернуть красной, желтой или зеленой пряжей.
· Привалять этот слой шерсти к синтепоновой заготовке (слайд №15)
· Из картона вырезать трафарет в виде листочка.
· От рулона пряжи отщипнуть прядь зеленых волокон (можно разных оттенков).
· Иглой для валяния уложить волокна внутри трафарета в 2-3 слоя (слайд №16)
· Привалять волокна друг к другу.
· Убрать трафарет. Перевернуть заготовку листика на другую сторону, привалять торчащие концы волокон. (слайд №17,18)
· Сформировать из коричневых волокон сложенных в несколько сложений небольшой черенок, ударяя иглой для валяния по нескольку раз со всех сторон. (слайд №19)
· После этого можно при помощи мыльного раствора довалять стебелек
· Готовый листик привалять иглой для валяния к стебельку
· Аналогичным образом привалять и стебелек к яблоку-игольнице.
· Можно у яблочка оформить глаза, нос и рот (способом валяния, приклеить бусины или пришить иголкой) (слайд №20)
Решение кроссворда
Закрепляя пройденный раздел темы, учащиеся отгадывают кроссворд, выходя поочередно к интерактивной доске.
По горизонтали
· 1. Техника обработки шерсти, в процессе которой создаются объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. (фильцевание)
· 2. Как называется этот универсальный материал используемый с древних времен кочевыми народами. (войлок)
· 3. Сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора. (мокрое)
По вертикали
· 4. Фильцевание – это сваливание шерсти с использованием специальной …(игла)
· 5. Шерсть каких животных используют чаще всего? (Овец)
· 6. Какой материал может быть использован для экономии шерсти при валянии объемных игрушек. (синтепон)
· 7. Какая губка используется в качестве приспособления для удобства процесса валяния? (поролоновая)
· 8. Как называется теплая, зимняя обувь? (валенки)
п |
||||||||||||
м |
о |
к |
р |
о |
е |
в |
и |
|||||
р |
а |
г |
||||||||||
о |
л |
л |
с |
|||||||||
ф |
и |
л |
ь |
ц |
е |
в |
а |
н |
и |
е |
||
о |
н |
н |
||||||||||
о |
н |
к |
т |
|||||||||
в |
о |
й |
л |
о |
к |
и |
е |
|||||
е |
в |
п |
||||||||||
ц |
а |
о |
||||||||||
я |
н |
Инструктаж по технике безопасности. (2 мин)
Самостоятельная работа учащихся: (15 мин)
· Учащиеся выполняют практическую работу под контролем учителя.
· По ходу выполнения практической работы производится текущий инструктаж учителя
· (контролируется соблюдение правил ТБ при выполнении задания, правильность постановки рук, проводится инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом).
· По ходу выполнения практической работы дается дополнительная информация учителя о яблоках.
Это интересно!
Мы с вами привыкли, что в наших садах растут яблони с яблоками, а зимой яблоки можно всегда купить в магазине и очень часто вам мама дает яблоко в школу. Ученые называют яблоко самым полезным фруктом. И сегодня мы постараемся узнать еще больше об этой культуре. А знаете ли вы, что христиане отмечают праздник яблока. Как он называется? Правильно, Яблочный спас или Преображение господнее. А когда его отмечают? 19 августа.
Дополнительная информация
Яблоко — яблоки, фрукт, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления алкогольных и безалкогольных напитков. Археологи утверждают, что даже пещерные люди употребляли яблоки в пищу. Плиний Старший описывает 23 сорта яблок, известных в Риме. Благодаря римским солдатам яблоко перекочевало в Европу, и теперь это один из самых популярных и доступных фруктов. Всего в мире насчитывают 25 000 сортов яблонь. Только в нашей стране 10 000 . Сорта яблок условно делят по скорости созревания на: летние, осенние и зимние.
Яблони растут на всех материках. А родина яблока - Греция. От греков и римлян яблони появились в Европе, а потом расселились по всему миру. В нашей стране по праву яблочный край – это средняя полоса, но много сортов яблок живут на юге и некоторые выживают даже на крайнем Севере, где 40-градусный мороз.
Яблоко – распространенный фрукт. А полезен ли он? (Дети отвечают).
Действительно, в яблоках очень много витаминов, минералов и полезных веществ! Английская пословица гласит: “Одно яблоко в день – и доктор не понадобится”. Яблоко помогает лечить простуду, улучшает кровь, работу мозга, сердца, желудка, и оно поможет похудеть. Таким образом, оно очень полезно и не зря его прозвали молодильным! Оно очень вкусное, свежее, но из него можно приготовить очень много разных блюд. Какие блюда из яблок вам готовят мамы и бабушки? (Дети перечисляют: варенье, муссы, компоты, соки, джемы, мармелад, пастилу, моченые яблоки, торты, шарлотки, пироги, пирожки и т.д.) А еще из яблочных лепестков готовят душистые чаи, лечебные крема и шампуни.
Яблоко - всем фруктам фрукт. В среднем яблоке примерно 80 калорий. Яблоки - это витамины С, В6, и Р. В яблоках представлен широкий спектр минералов и микроэлементов, в котором доминирует калий. Из углеводов в яблоках преобладает фруктоза.
· В яблоках нет жира, натрия и холестерина.
· Самая длинная полоска кожуры была срезана Кати Мэдисон 16 октября 1976 года в Рочестере, Нью-Йорк. Ее длина составляла 52 метра.
· Для приготовления 3 литров яблочного сидра нужно 36 яблок.
· Количество семечек в яблоке зависит от здоровья дерева. Различные сорта имеют различное количество семечек.
· Большинство цветков яблок сначала розовые, а потом, когда открываются, они постепенно становятся белыми.
· Самое тяжелое яблоко в мире весило 1.3 кг.
· Яблоки принадлежат к семейству розоцветных.
· Дефицит йода, ставший серьезной угрозой здоровью населения, также может быть уменьшен за счет яблок, а именно за счет его семян. Съедая семена двух яблок, вы восполняете суточную потребность организма в йоде.
· Специалисты рекомендуют ежедневно употреблять 2-3 чашки яблочного сока или съедать 2-4 яблока.
Игра: (2-3 мин.)
Собрать «пазлы» с фотографиями яблок.
1 уровень сложности; 2 уровень сложности; 3 уровень сложности.
Практическая часть: (5 мин)
2 урок.
Разминка: (10 мин)
На интерактивной доске стоит ваза с дольками яблок. Нужно быстро составить из предлагаемых слов пословицу или поговорку.
1. Без времени сорванное яблоко-кислое. (мордовская пословица)
2. Сорванное яблоко, не прирастет обратно. (чеченская пословица)
3. И на здоровой яблоне бывают гнилые яблоки. (украинская пословица)
4. Какова яблоня, таковы и яблоки. (татарская пословица)
5. Крива яблоня, да яблоки сладки. (русская пословица)
6. Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого. (русская пословица)
7. Не все что круглое- яблоко. (армянская пословица)
8. Такая теснота, что яблоку упасть негде. (русская пословица)
9. Не тряси яблоко пока зеленое, созреет само упадет. (русская пословица)
Практическая часть: (15 мин.)
Физическая минутка: (2 мин)
Для того что бы учащиеся немножко отдохнули, выполняется маленькая зарядка для глаз и рук.
Практическая часть: (12 мин.)
Домашнее задание: (1 мин).
- В тетради нарисовать 5 будущих эскизов игольниц.
- Сочинить сказку о яблочке.
Заключение. Рефлексия . (5 мин)
- Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами потрудились на славу.
На интерактивной доске стоит ряд незаконченных предложений, с помощью которых учащиеся должны составить свои впечатления об уроке:
- Сегодня на уроке новым для меня было…
- Я научилась…
- Я узнала много нового о …
Давайте покажем, друг другу, какая игольница «Яблочко» у каждой из вас получилась!
(быстро организуется мини-выставка работ учащихся, проводится анализ и обсуждение работ)
Резервное время:
Вопросы:
1. На голову какого ученого, по легенде, упало яблоко, после чего он и открыл Закон всемирного тяготения? (Ньютона.)
2. Древнегреческая легенда гласит, что на краю света, в саду Гесперид, растут золотые яблоки, добывание которых стало одним из подвигов Геракла. Но прообразом этих яблок послужили другие плоды, которые голландцы называли "китайскими яблоками". О каких плодах идет речь? (Об апельсинах.)
3. От погибшей карфагенской цивилизации нам осталось лишь "карфагенское яблоко" ("пуническое яблоко"). Изображение его - символ плодородия - найдено в египетских пирамидах. Согласно Корану, этими растениями засажен райский сад. О каком дереве и плодах идет речь? (О гранате.)
4. По-английски плод этого растения звучит как "сосновое яблоко". Плоды эти и впрямь похожи на большие шишки, растущие на земле. Назовите растение. (Ананас.)
5. Слово "яблоко" у многих мусульманских народов звучит как "алма". И даже сейчас еще можно услышать это слово по отношению к другому растению, которое называют "чертовым яблоком". О каком растении идет речь? (О картофеле.)
6. "Яблоко любви" или "золотое яблоко" - так прозвали этот овощ в Италии, куда он попал в начале XVI века. Растение это из семейства пасленовых, его родина - Южная Америка. Вспомните его. (Помидор.)
7. Какой ученый вошел в историю благодаря работам по скрещиванию и распространению яблонь? (И. В. Мичурин.)
8. Вопрос на сообразительность из области математики. Два отца и два сына купили три яблока. У каждого оказалось по одному яблоку. Почему? (Яблоки купили сын, отец и отец отца, то есть дед.)
Давайте вспомним сказки, фильмы о яблоках
· «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина
· «Легенда о Вильгельме Телле»
· «Яблоко» — рассказ Герберта Уэллса
· «Яблоки мистера Пибоди» — рассказ Мадонны
· «Волшебное кольцо» - сказка, где у моста растут золотые и серебряные яблоки.
· «Дикие лебеди» - сказка, где принцесса съела лесное яблоко
· «гуси-лебеди» - сказка, мультфильм, где яблоня спасла детей от преследовавших гусей.
· «Молодильные яблоки», (Союзмультфильм, 1974)
· «Огонь, вода и… медные трубы», (комедия-сказка реж. А. Роу, 1968). В фильме Баба-Яга говорит своему жениху — Кащею Бессмертному: «Коша, скушай яблочко — молоденьким станешь!». Впоследствии это выражение стало крылатым.
· В мультфильме Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» мачеха главной героини отравила её посредством яблока.
Для подготовки занятия использованы материалы сайтов:
http://www.forum-grad.ru/forum.php
http://www.cross-stitch-club
Приложение №1
Техника безопасности при работе с иглой для сухого валяния шерсти
1. Иглу всегда при работе нужно держать перпендикулярно к изделию.
2. При валянии держать в руках комок шерсти неудобно и опасно - можно уколоться, поэтому удобнее работать на коврике из поролона толщиной примерно 10 см.
3. В процессе работы Нужно быть очень внимательным и нельзя отвлекаться.
4. Процесс валяния очень долгий и нужно набраться терпения, выполняя сухое заваливание.
Приложение №2
Технологическая карта
№ п\п |
Последовательность изготовления игольницы «Яблоко» |
Технология изготовления игольницы «Яблоко» |
1. |
Пряжа желтого, красного, зеленого и коричневого цвета |
|
2. |
Свалять заготовку яблочка в форме шара из синтепона |
|
3. |
Готовую заготовку равномерно обернуть красной, желтой или зеленой шерстью. |
|
4. |
Из картона или бумаги вырезать трафарет в виде листочка. |
|
5. |
|
От рулона шерсти отщипнуть прядь зеленых волокон. Иглой для валяния уложить волокна внутри трафарета в 2-3 слоя и привалять при помощи иглы. |
6. |
Убрать трафарет. Перевернуть заготовку листика на другую сторону, привалять торчащие концы волокон. |
|
7. |
Можно добавить оттенки другого цвета. |
|
8. |
Сформировать из коричневых волокон небольшой черенок, ударяя иглой для валяния по нескольку раз со всех сторон. |
|
9. |
После этого можно при помощи мыльного раствора довалять стебелек. |
|
10. |
|
Привалять листок к черенку, а затем и к яблоку. |
11. |
|
Готовое изделие |
Приложение №3
Оценочный лист
Фамилия Имя _______________________________
Подготовка к уроку |
Кроссворд |
Практическая часть ( выполнение задания) |
Пословицы и поговорки |
Игра «Пазлы» |
Вопросы ответы |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
«5» - 1, 2, 3, 4, 5*.
«4» - 1, 2, 3.
«3» - 2, 3.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.