В.А.Осеева «Волшебное слово»
Оценка 4.9

В.А.Осеева «Волшебное слово»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
чтение
1 кл
24.12.2018
В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цели: познакомить детей с произведением ВА..Осеевой «Волшебное слово»; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему. -развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения. -воспитывать доброе вежливое отношение друг к другу.
otk.urok_oseeva.docx
Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс Учитель: Тюкавкина С.А. Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово» Цели: познакомить детей с произведением ВА..Осеевой «Волшебное слово»; научить детей давать нравственную самооценку поступкам;  добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять  нужды другого человека, помочь ему. ­развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать  коммуникативные навыки общения. ­воспитывать доброе вежливое отношение друг к другу. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей анализировать литературное произведение. 2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста. 3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ. Развивающие: 1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам  окружающих. 2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия  учениками изучаемого материала. 3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией. 4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Воспитательные: 1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим. 2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет . Планируемый результат обучения и формирование УУД: Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;  осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои  достижения на уроке; •познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для  дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского  интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) •коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться,  находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные  отношения друг к другу во время работы. •личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,  осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить  героев с нравственными нормами. Предметные: соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать  правила поведения; моделировать семейные взаимоотношения. Форма работы: индивидуальная,  работа в парах, коллективная. Тип урока: актуализация новых знаний. Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 3 класс» 1 часть, компьютер,  проектор,  презентация, листика жёлтого цвета с надписью, план рассказа  напечатанный на листочках,  пословицы, выставка книг В. Осевой. Ход урока: I.Организационный момент. Психологический настрой.  Начать наш урок литературного чтения  я хочу такими словами: Слайд 1. ­Добрый день! Придумано кем­то Просто и мудро при встрече здороваться. Добрый день солнцу и птицам! Добрый день улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть добрый день длится до вечера! ­А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей) ­ Для чего мы говорим эти слова? ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые  поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти  слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с  одним интересным рассказом. Но начнем мы наш урок, как всегда, с проверки  домашнего задания. II.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности.   1)Проверка домашнего задания. Краткий пересказ произведений Осеевой, заполнение читательского дневника,  прочтение отзыва, выставка книг Осеевой. ВЕЖЛИВОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА  IÍÍ. Сообщение темы урока. (Активизирует знания учащихся. Создаёт  проблемную ситуацию) 1)Беседа. Проблемная ситуация. Учитель: Вернемся к тому, о чем говорили в начале урока. Мы вели разговор о  словах, которые способны творить чудеса.  ­Прочитай слова на слайде? Назовите те, которыми в различных сказках  пользовались волшебники? •Крибли­крабли­бумс •Спасибо  •Эники­беники •Пожалуйста •Извините •Абракадабра Учитель: ­ А какие еще слова здесь записаны?  ­Почему они тоже записаны в волшебные слова? (Эти слова делают нас добрее,  внимательнее друг к другу)  ­Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких  слов. 2)­ А вот, кто автор этого рассказа, отгадайте из отрывка произведения, с которым  мы знакомились ранее. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»… «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»… «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что  чашку разбил я, а не Бум?» ­ Из какого произведения отрывок?( «Почему?») Кто автор?  (Использование презентации, Слайд, выставка книг В.А.Осеевой)  ­Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей, о детях. Эти  книги учат добру, справедливости, учат дружить.  В.А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные  рассказы,  придумывала игры, ставила с ними спектакли. В одной из своих книг  В.Осеева обратилась к своим читателям с такими  словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что  могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек  и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это очень  помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться  читать и думать». IV. Работа над новой темой (Построение проекта выхода из затруднений) ­Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского  алфавита. Так  с каким произведением мы будем сегодня работать.  ВVОSЛШWЕБRНОIЕ   СLЛОGВQО  ­ Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово».  Сегодня мы поговорим  о главных героях, поразмышляем об их поступках. ­Давайте определим цели урока.  Слайд 1)Словарная работа Учитель: Прежде, чем познакомимся с содержанием рассказа, давайте выясним  смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации) Чуть не поддал хорошенько ­ …( чуть не ударил) Стряпала ­…(готовила пищу) Противень ­ …(железный лист с загнутыми краями для жарки печения) Противень ­ парк, сад а огороде) Морщинки­…(складки на коже лица) 2) Первичное чтение.    маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил и побежал домой»)  Чтение рассказа с остановками, используя метод  Учитель: Читать рассказ будем с остановками. Послушайте1 часть рассказа. 3)Проверка восприятия ­Назовите главного героя? ­Понравился вам мальчик? Почему? ­Как вёл себя мальчик, пока не знал волшебное слово? ­Почему у Павлика было такое настроение?  ­ Опишите действия мальчика? (Присел, покосился, буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком) ­Каким представляется вам мальчик? (грубый, сердитый, красное лицо) ­ Поведение, какого героя вам понравилось и почему? ­ Найдите в тексте, как выглядел старичок. (маленький, с длинной седой бородкой) ­Какими качествами обладает старичок? (Мудрый, добрый, советует, наблюдает,  спрашивает) ­Кого он вам напомнил? (Волшебника) ­Почему? (Он говорит о волшебном слове) ­Что посоветовал «волшебник» Павлику?  ­Как надо произносить эти слова? (тихо, спокойно) ­Прочитайте разговор Павлика с «волшебником» по ролям. V. Физкультминутка. Слайды. 4) Чтение 2 части рассказа       (стр.183. Лена сидела…чтение по цепочке) ­Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику? ­ Давайте узнаем, правильно ли вы думаете? ­ Как только вы найдете это слово, остановитесь. ­ Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»). ­ Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну  волшебного слова? 5)Чтение 2 части текста до конца. ­Как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово. (говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове, подпрыгнул от  радости, прошептал, глядя в глаза, прислушивался, сидел тихо, положил руку на  плечо, попросил тихо) ­Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа? ­Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? (Старичок был очень  мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту  маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь. Старичок  помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям. Вывод:­ Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще  говорить людям волшебные слова. ­ А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей) 6)      ИГРА «Доскажи словечко» Слайд. ­ Растает даже ледяная глыба От слова теплого…СПАСИБО Зазеленеет старый пень Когда услышит .. ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Мальчик вежливый и развитый Говорит встречаясь…ЗДРАВСТВУЙТЕ ­ Когда нас бранят за шалости, Мы говорим ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА. ­ И во Франции, и в Дании На прощание говорят …ДО СВИДАНИЯ. 7) Выборочное  чтение.  ­Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика? (на Лену, брата,  бабушку) ­Найдите эти строки в тексте?  «Лена широко раскрыла глаза...», «Бабушка выпрямилась...». «За столом все сразу замолчали». «Брат громко засмеялся...». ­Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в  конце рассказа возвращается в сад?  (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика,  сделать приятное другому человеку). ­  В чём состоит главная мысль рассказа? (В том, что если будешь добрым с людьми, то и  они с тобой будут добрыми. «За добро добром и платят», волшебные слова  действительно существуют) VI. Первичное закрепление нового материала ­Сегодня мы познакомились с ещё одним произведением из раздела «Ежели вы  вежливы…» и узнали, что вежливость украшает человека. Помогает ему и что  волшебные слова приятны всем. 1)Работа в парах над содержанием текста (Самостоятельна работа с  самопроверкой) ­А сейчас проверим, как вы запомнили материал урока, внимательны ли вы были,  хорошо ли запомнили содержание текста. Проведем работу в параъх. У каждого на  парте (группе) отрывки из рассказа ­ план. Вы должны расставить их в той  последовательности, как они следуют в тексте. 2.Разговор с Леной. 4.Беседа за обедом. 1.Встреча со стариком. 5. Возвращение в сквер. 3. Разговор с бабушкой. ­ Что у нас получилось?  (План текста) Проверка на Слайде. Группа, которая выполнила задание без ошибок, поднимите руки. 2)Работа с пословицами  ­ Сейчас я предлагаю вам несколько пословиц. Вы должны их составить, а затем  выбрать ту, которая больше всех подходит  к содержанию рассказа.  «Доброе слово путь к сердцу( открывает)» «Крепкую дружбу( топором не разрубишь)»  «Под лежачий камень( вода не течет)» «Волшебное слово всегда( помочь готово)» «Вежливость  (украшает человека)» Проверка на Слайде. Группа, которая выполнила задание без ошибок, поднимите руки. Рефлексия. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (Индивидуальный опрос каждого)  Я оцениваю свою работу на …, потому что…. Ответы детей. Подведение итогов. Домашнее задание. (стр.185. игра «Радиотеатр «, распределение ролей «Разговор за обедом».. Учитель: Подводя итог занятию, хочется пожелать вам иметь доброе сердце для  того, чтобы говорить добрые, волшебные слова и совершать добрые поступки. Слайд Знакомство с биографией В.Осеевой 1. Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве 28 апреля  1902 году,  в семье инженера­строителя. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта  не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях, где  находились беспризорные дети. ( Беспризорные ­ это лишенные присмотра,  бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к  товарищам и взрослым. Валентина Александровна очень любила детей. И для своих  воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше. 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них  разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том  «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ  ­ «Гришка». Первая книга ­ «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила  государственную премию.  3. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. По её повестям  снимали фильмы.  4. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941­ 1945 гг.» 5.  Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.  Картинка вторая: 1.Ну что, позволил тебе брат? 2.Брат­то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. 1.Я осторожненько. 2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. Картинка третья: Няня: Убери посуду, Юрочка Юра: Убери сама ­ некогда мне. Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил. Собака: «Пи­и – ить…» Юра: Пошел вон! Не мешай думать! (Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»). Картинка вторая: 1.Ну что, позволил тебе брат? 2.Брат­то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. 1.Я осторожненько. 2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. Картинка третья: Няня: Убери посуду, Юрочка Юра: Убери сама ­ некогда мне. Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил. Собака: «Пи­и – ить…» Юра: Пошел вон! Не мешай думать! (Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»). «До свидания», « Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите. Дарите прохожим, друзьям и знакомым, В троллейбусе, парке, и в школе, и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить!

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»

В.А.Осеева «Волшебное слово»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018