Вариант 16
Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по литературе под редакцией Новикова Л.В., Зинина Е.А., Федоров А.В.: ОГЭ 2023 Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов
1.1. Способна ли Софья к притворству (обоснуйте ваш ответ с привлечением данного фрагмента и других эпизодов пьесы)
Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину: Да что мне до кого? до них? до всей вселены? … Пойду любезничать сквозь слез. Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
На первый взгляд, Софья не способна к притворству: она по-настоящему переживает за любимого человека. Софья боится, что не сможет выдержать притворства, но отлично с этим справляется, ведь она порождение насквозь лживого и фальшивого фамусовского общества. Молчалин притворяется влюблённым, реакция на поведение Софьи выдаёт в нём расчётливого, скрытного и подлого карьериста, который боится, что Фамусов узнает об их отношениях с Софьей и с позором прогонит из дома. Его реплика «Я вам советовать не смею» говорит о внешнем подчинении Софье, раболепии и внутреннем недовольстве её искренностью.
Софья способна к притворству. Девушка считает свою приязнь к Чацкому детской дружбой. Теперь ее сердце принадлежит Молчалину. Именно своим поведением во время падения возлюбленного с лошади она могла привлечь к себе множество вопросов от публики. Только в этот момент она перестала притворяться и стала собой. Девушка сама признается Молчалину: "Пойду любезничать сквозь слез; Боюсь, что выдержать притворства не сумею". Софья притворяется, сплетничает и выкручивается, лишь бы досадить Чацкому.
1.2. Как характеризует Молчалина его реакция на поведение Софьи?
Молчалин — образец человеческой подлости, низости, лживости и раболепия. Не имея высоких чинов, он мечтает занять сколько-нибудь важное место в обществе и готов добиваться этого любой ценой. Для него не существует морали, нравственности, если нужно достичь определённой цели. Мы видим, что Молчалин играет чувствами Софьи, он осторожничает и призывает её к смирению, дабы не навредить себе самому. Молчалин вызывает резкое неприятие, когда прибегает к недостойным уловкам и всего боится.
Софья не сдерживает свой порыв, когда Молчалин падает наземь. Своим поведением она могла лишь усилить слухи. И Молчалина это беспокоит. Во время разговора с девушкой, он показывает свое переживание о случившемся. Он говорит: "Ах! злые языки страшнее пистолета". То есть он боится сплетен и корит девушку, с которой прикидывается влюбленной в собственных целях, за несдержанность. Однако, он держится с Софьей почтительно и осторожно, добавляя к своим словам: "Я вам советовать не смею". И тут же целует ее руку. Он лицемерит и угодничает.
2.1. Выберите другой фрагмент пьесы, в котором проявляется влюбленность Софьи в Молчалина. Проанализируйте поведение героини в сложившейся ситуации.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади, от ужаса падает в обморок. Причина этому — её влюблённость в Алексея Степановича и страх за его жизнь. Потрясённая бесчувствием Чацкого, Софья кидается на помощь Молчалину, не слушая уверений, что с ним всё давно в порядке. Софья забывает об осторожности, она вся сосредоточена на своих чувствах. В порыве она не заботится, что может выдать себя, значит, любовь её искренняя.
Софья действительно влюблена в Молчалина. Она ценит в нем покорность, которая ценилась в обществе. Героиня любила сентиментальные романы, благодаря которым у нее развилась чувствительность и мечтательность. Неудивительно, что она влюбляется именно в Молчалина, который напоминал героев тех книг.
2.2. Выберите другой фрагмент комедии с участием Молчалина. Какими целями и жизненными принципами определяется его поведение в выбранном фрагменте?
Молчалин, в отличие от Чацкого, труслив, он опасается всего, что могло бы навредить его карьере. Именно поэтому он призывает Софью быть осторожнее, а не потому, что переживает за неё. Чувства его к Софье неискренни, Молчалин с радостью бы ухаживал за Лизой, но Лиза не может сделать его карьеру. Молчалин плут и ничтожество.
Жизненные принципы Молчалина
В большей степени характер Молчалина формировался под влиянием того времени. К началу повествования читатель знает о герое совсем немного: небогат, но с деловой хваткой. Это значит, что он стремится сделать хорошую карьеру, так как в те времена для получения хорошего места следовало служить у влиятельных особ.
Очень много о характере секретаря Фамусова говорит и его «молчаливая» фамилия, которую Грибоедов намеренно ему присвоил. Она помогает раскрыть характер героя, при этом идеально сочетаясь с его поведением.
Робость, стеснительность и молчаливость — это те черты, которые помогают молодому человеку сделать карьеру. «Ведь нынче любят бессловесных…» Молчалин и сам понимает, что пока не занимает завидного места в обществе, поэтому и не имеет права высказывать истинные мысли вслух: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь».
Он стал собирательным образом представителей молодёжи той эпохи, не лишённых честолюбивых замыслов и пытающихся пробиться к своей цели. Цитата «Молчалины блаженствуют на свете» именно об этом.
В диалоге с Лизой герой выражает свои убеждения и взгляды, которые объясняют его поведение. Молчалин рассказывает ей, почему он вынужден угождать Софье и притворно любить её: «Мне завещал отец: // Во-первых, угождать всем людям без изъятья <…> И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…».
Мы понимаем, что такое поведение героя — это результат воспитания, а главное для него в жизни — это добиться высокого чина и достатка. Ради этого Молчалин готов унижаться перед людьми, вести себя притворно, даже жениться на нелюбимой девушке.
Мы понимаем, что герой черствый и лицемерный. Он думает, что находится с Лизой наедине, поэтому позволяет себе нелестно говорить о Софье: «Я в Софье Павловне не вижу ничего // Завидного». Однако когда Молчалин понимает, что эти слова услышала дочь Фамусова, его поведение меняется, он бросается ей в ноги и умоляет простить его: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!.. <…> Помилуйте…». Автор создает такой контраст, используя прием антитезы, для того, чтобы обратить внимание читателя на подлость и неискренность героя, на его двуличие и трусость. Таким образом, в данном фрагменте Молчалин предстает перед нами низким и корыстным человеком, который готов на все ради собственной выгоды и благополучия.
3.1. Охарактеризуйте чувства, которые испытывает лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева, наблюдающий полет коршуна.
В стихотворении лирическому герою противопоставляется коршун, выступающий как символ свободы, воли. Герой сожалеет, что он не может быть столь же свободным, как коршун. В его словах звучит тоска от того, что он
… царь земли, прирос к земли!..
Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет. Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.
3.2. Как приём антитезы помогает воплотить замысел автора в стихотворении Тютчева «С поляны коршун поднялся»?
Антитеза – это противопоставление понятий, мыслей, образов. В данном стихотворении противопоставляются образы птицы и человека. Коршун свободен, он счастлив потому, что живёт на воле. А человек не свободен, он не может оторваться от земли и обязан постоянно работать. Я считаю, что автор приёмом антитезы хотел показать, как прекрасна свобода и тяжела несвободная земная жизнь человека.
В стихотворении Ф. И. Тютчева раскрывается тема смысла жизни. Для раскрытия темы поэт использует антитезу. Во-первых, сама композиции стихотворения построена по принципу противопоставления: в произведении две части — первая повествует о коршуне, который взвился в небо, вторая — о лирическом герое, оставшемся на земле. Антитеза «коршун — я», «небо — земля» подчёркивает неудовлетворённость лирического героя своим земным бытием.
Таким образом, антитеза служит раскрытию идейного замысла стихотворения: человек мечтает о свободе, человеку лишь кажется, что он царь земли — на самом деле он привязан к ней, а птицы свободны.
4. Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...» с приведенным ниже фрагментом оды Г. Р. Державина «Бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?
*** С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Все выше, дале вьется он — И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!.. Ф. И. Тютчев |
Бог Ты есть! — природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть — и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен; А сам собой я быть не мог. Г. Р. Державин |
В стихотворении лирическому герою противопоставляется коршун, выступающий как символ свободы, воли. Герой сожалеет, что он не может быть столь же свободным, как коршун. В его словах звучит тоска от того, что он
… царь земли, прирос к земли.
Стихотворение относится к философской лирике. В нем звучат раздумья поэта о свободе, воле. Лирический герой сожалеет, что он не может, как коршун, взвиться в небо и почувствовать себя свободным. Но кроме сожаления в последнем предложении звучит и надежда на то, что это когда-нибудь произойдет. Показать это Тютчеву и помог восклицательный знак с многоточием в конце предложения.
Основная мысль стихотворения Державина заключена в строке «Я царь — я раб — я червь — я бог!» Поэт говорит о том, что значение человека на земле слишком широко, необъятно: он может быть богом и царем, но в сравнении со вселенной человек — червь и раб.
У Ф.И. Тютчева звучит подобная мысль в последней строке стихотворения: «Я, царь земли, прирос к земли!..» Человек, считающий себя царем, лишен свободы, не может, как коршун, взлететь в небо — такой ли уж он царь после этого?
5.1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В. А. Жуковского?
Вариант ответа 1.
В романтической поэзии В. А. Жуковского прослеживаются несколько основных тем и мотивов, характерных для этого литературного направления. Тема любви и страсти: Жуковский в своих произведениях исследует силу и мощь чувств, особенно любви, которая может оказывать влияние на человеческую душу и преображать мир. Он описывает сильные эмоции, страдания и радости, связанные с любовными переживаниями. Тема природы и её связь с человеком: В. А. Жуковский относится к природе как к средству выражения и отражения человеческих чувств и состояний. Он описывает природные явления, сезоны, пейзажи, чтобы передать настроение, эмоции и внутреннее состояние своих героев. Тема романтического идеализма: Жуковский верит в идеалы и стремится к прекрасному.
Он создаёт образы и персонажей, которые являются идеализированными идеалами красоты, доброты и благородства. Он отдаёт предпочтение миру грез и фантазий, противопоставляя их жестокой искусственности реального мира. Тема путешествий и откровений: В. А. Жуковский часто использует мотив путешествия как способ познания и открытия новых миров и истин. Путешествие становится символом духовного развития и поиска смысла жизни. Тема одиночества и меланхолии: Жуковский эксплуатирует тему одиночества и меланхолии, создавая образы героев, погруженных в печальные размышления и отчаяние. Он освещает трагическую сторону человеческой судьбы и чувства потери, одиночества и незавершенности.
Эти основные темы и мотивы романтической поэзии В. А. Жуковского помогают создать атмосферу мечтательности, эмоциональности и мистической красоты, характерной для романтизма. Жуковский стремится воссоздать и передать читателю свои внутренние переживания, эмоции и фантазии, используя мотивы природы, любви и идеализма. Он исследует границы человеческой души и стремится к постижению глубинных истины и смысла жизни.
Кроме того, В. А. Жуковский также затрагивает и другие темы, такие как религиозность, вера и трансцендентальное. Он задает вопросы о смысле бытия, вечности и роли человека во вселенной. Стихи Жуковского наполнены религиозной символикой, а его персонажи часто ищут возвышенного и божественного в мире.
В целом, романтическая поэзия В. А. Жуковского отличается эмоциональностью, фантазийностью и стремлением к выражению глубоких внутренних переживаний. Его темы и мотивы отражают жажду красоты, идеализма, познания и поиска смысла в мире. Он создает мир, полный эмоциональных контрастов, и вызывает у читателя смешанные чувства, отражая сложность человеческой природы и непостижимые тайны мира.
Вариант ответа 2.
Поэзия В.А. Жуковского имеет свои отличительные черты. Так, поэт обращается к темам любви, одиночества, страданий и тоски, раскрывает философские проблемы, обращается к образам природы, утверждает наличие двоемирия, рассуждает о поэзии и поэте.
Тема любви отображена в таких лирических произведениях В.А. Жуковского, как «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург», «19 марта 1823» («Ты предо мной стояла тихо…»). В первом произведении говорится о двух возлюбленных, которые не могут быть вместе из-за внешних обстоятельств, но которые обретают друг друга после смерти. Во втором стихотворении показано, как рыцарь, возвратившись с войны, сталкивается с любовным страданием, так как его возлюбленная принимает обет и становится монахиней. В третьем произведении, написанном на смерть возлюбленной В.А. Жуковского Марии Протасовой, продемонстрированы чувства лирического героя, который столкнулся со смертью возлюбленной.
Сквозными для всего творчества В.А. Жуковского являются мотивы одиночества, страданий человека, находящегося в несовершенном мире. В стихотворении «Стихи» можно наблюдать следующую фразу: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…». Поэт выражал мысль о трагедийности человеческого существования. Поэзия В.А. Жуковского имеет свои отличительные черты. Так, поэт обращается к темам любви, одиночества, страданий и тоски, раскрывает философские проблемы, обращается к образам природы, утверждает наличие двоемирия, рассуждает о поэзии и поэте.
Тема любви отображена в таких лирических произведениях В.А. Жуковского, как «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург», «19 марта 1823» («Ты предо мной стояла тихо…»). В первом произведении говорится о двух возлюбленных, которые не могут быть вместе из-за внешних обстоятельств, но которые обретают друг друга после смерти. Во втором стихотворении показано, как рыцарь, возвратившись с войны, сталкивается с любовным страданием, так как его возлюбленная принимает обет и становится монахиней. В третьем произведении, написанном на смерть возлюбленной В.А. Жуковского Марии Протасовой, продемонстрированы чувства лирического героя, который столкнулся со смертью возлюбленной.
Сквозными для всего творчества В.А. Жуковского являются мотивы одиночества, страданий человека, находящегося в несовершенном мире. В стихотворении «Стихи» можно наблюдать следующую фразу: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…». Поэт выражал мысль о трагедийности человеческого существования.
Тема тоски находится отражение в таких лирических произведениях, как «Утешение в слезах», «Светлане», «Теон и Эсхил». Особенностью обращения к теме тоски является то, что для лирических героев внешнее несчастье сливается воедино с возможностями внутреннего счастья. Лирический герой стихотворения «Утешение в слезах» вопрошает: «Как вам счастливцам то понять, что понял я тоской?». В стихотворении «Светлане» утверждается: «Лишь тому, в ком чувства нет, // Путь земной ужасен! // Счастье в нас, и божий свет // Нами лишь прекрасен». В стихотворении «Теон и Эсхил» звучат следующие мысли: «боги для счастья послали нам жизнь – // но с нею печаль неразлучна». Таким образом, тема тоски связана с различными философскими рассуждениями, В.А. Жуковский считал, что тоска – неотъемлемая часть жизни человека.
Во многих стихотворениях В.А. Жуковского наблюдается двоемирие. В стихотворении «Песня» показано, как лирический герой утверждает: «Есть лучший мир; там мы любить свободны; // Туда моя душа уж все перенесла; // Туда всечасное влечет меня желанье; // Там свидимся опять...». Наличие двух миров наблюдается и в знаменитом стихотворении «Море», где море «тянет из земныя неволи // далекое светлое небо к себе...».
В.А. Жуковский часто олицетворяет природу, демонстрирует взаимосвязь человека и природы. Образы моря и неба встречается в стихотворении «Море», образ неба встречается также в стихотворениях «Лалла Рук», «Я музу юную, бывало...» и др.
В стихотворениях, где поднимается проблема поэта и поэзии, выражается мысль о поэтическом даре, которым обладают только избранные. В стихотворении «Я музу юную, бывало…» наблюдаются слова: «И вдохновение летало с небес, незваное, ко мне; // На все земное наводило животворящий луч оно…».
5.2. Трагедия «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Пушкин в романе «Капитанская дочка» показал «русский бунт» как трагедию народа. Как гуманист, писатель выступал против войн и восстаний, потому что они несут неисчислимые страдания противоборствующим сторонам. Работая в архивах, Пушкин узнавал из донесений генералов правительственных войск императрице, из показаний пленных пугачёвцев о многотысячных людских потерях воюющих, об ужасающей жестокости казаков по отношению к дворянам и офицерам, они не щадили даже их семьи. Примером может послужить трагедия семьи коменданта Белогорской крепости Миронова: сам он казнён, убита его преданная жена Василиса Егоровна, а их ни в чём не повинная дочь прячется от расправы у добрых людей. Это только одна семья, а сколько их сгинуло в вихре восстания.
К пугачёвцам примкнули бесправные, нищие народы Поволжья, императорские войска беспощадно казнили татар и башкир, приводя их соплеменников к большему ожесточению и жажде мщения. В ответ этими несчастными и вольными казаками уничтожена Белогорская крепость, разрушен Оренбург и многие города Поволжья и Урала. В этом случае опять пострадал народ, чьи интересы, казалось бы, защищал Пугачёв. Пушкин показывает, что примирение невозможно, жестокость порождает ответную жестокость. Нет в этой борьбе ни правых, ни виноватых. Люди, пошедшие за своим вождём, мечтали о справедливости, об освобождении от крепостного гнёта, о казачьих вольностях, но их надежды не сбылись: одних казнили, других отправили на каторгу.
Трагедия бунта заключается в том, что восставшие боролись не с внешним врагом, пришедшим завоевать чужие земли, а с собственным народом. Гибнут чаще не те, кто заварил эту кашу, а неповинные люди. Тихую, скромную Машу Миронову, попавшую в водоворот событий, спасает только любовь Петра Гринёва. Человек чести и долга, он завоевал симпатию грозного Пугачёва, и тот помог влюблённым избежать страшной участи. Трагична и сама личность Пугачёва: не случайно, рассказывая Гринёву калмыцкую сказку об орле, он сравнивает себя с гордой птицей, которая проживает пусть короткую, но яркую, насыщенную жизнь.
Пушкин писал, что ничего нет страшнее русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Стихийно возникающие восстания с неясными целями, без чёткого плана, выплёскивают ненависть и злобу бунтовщиков и всегда обречены на поражение, потому что они антинародны по своей сути и не основаны на жажде добра, человечности и служения своей Отчизне.
5.3. Сатирический пафос комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
В своих многих произведениях Николай Васильевич Гоголь сатирически изображает чиновников – приспособленцев, бюрократов, крепостных помещиков, взяточников, подхалимов. Одним из таких произведений является сатирическая комедия “Ревизор”, где мир бюрократов и чиновников принимает фантастическое очертание. В произведении Гоголь сатирически показал нам чиновников и дворян, паразитирующих на народе, их жадность, непорядочность, корысть и глупость. Уездный город, где разворачиваются все события,- это макет России, на примере этого маленького городка Гоголь показал нам нравы людей, их быт, бедность населения. Все знают как должны вести себя ревизоры: это и взятки, и злоупотребление своих полномочий и присущая им напыщенность, поэтому Хлестакову, которого приняли чиновника за ревизора, так легко было соответствовать образу.
Слухи о том, что едет ревизор, наводят страх на чиновников, так как его приезд сулит им опасность, каждому чиновнику есть чего скрывать и бояться. Главной задачей автора в этом произведения было показать общечеловеческие пороки, описать социально-исторические типы не просто людей, а именно тех кто имеет власть и злоупотребляет своими полномочиями. К примеру герой Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – берет взятки от купцов вещами, тратит государственную казну.
Он осознает свою вину и то, что за это последует наказание, но исправить в такое короткое время ничего не удастся, и он велит попечителю богоугодных заведений Артемию Филипповичу Землянике сократить количество больных, а на остальных надеть чистое белье и дать им таблетки послабее. Судью он просит убрать утварь из передней, где ожидают посетители. Почтальону Ивану Кузьмичу Шпекину он велит просматривать все письма с целью выявления доноса. Безусловно, всем чиновникам городка есть чего скрывать. И решить проблему они решают взятками, которые Хлестоков с удовольствием берет, угощается за счет глупых чиновников.
Фамилии героев являются говорящими, так же что бы показать чиновников, их сущность Гоголь использует гиперболу. К примеру, доктор Гибнер не может разговаривать со своими больными, так как не знает русского языка. Далее по ходу произведения гипербола сменяется гротеском, показывается абсурдность происходящего. Городничий говорит, что унтер-офицерша, по ошибке забранная в полицию, “сама себя высекла”. В комедии положительный герой – это смех.
5.4. Почему Некрасов называл свою музу - музой «мести и печали»?
Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт и писатель, внесший огромный вклад в русскую литературу. Автор является одним из представителей крестьянской поэзии, его миссия - это служба всему русскому народу. Во многих своих стихотворениях поэт говорит о его музе. Музе "мести и печали". Что подразумевается под данным образом и почему Некрасов дает ему именно такое описание? Н.А Некрасов неоднократно пишет о народе, более того, он видит себя его частью. Поэт подробно передает все те страдания и муки, через которые прошел простой русский человек.
Знакомясь с творчеством Некрасова, можно заметить, какую боль он испытывает за "униженных и оскорбленных". Именно народ, которому так сочувствует автор, и является той самой музой "мести и печали". Поэт как никто другой изобразил жестокие и бесчеловечные картины мучений крестьян. Судьба народа, музы Некрасова, является довольно трагичной. Фигурирует бесконечное изображение бедности и убогости жизни самых низших слоёв общества. В стихотворении "Вчерашний день часу в шестом" автор ярко запечатлел печальный облик своей музы, сравнив ее судьбу с судьбой гибнущей под ударами кнута крестьянской женщины. Однако вдохновительница Некрасова является также гордой, стойко принимающей все удары, ненавидящая и мстящая. Благодаря своей музе поэт пытается докричаться до людей, раскрывая им всю правду, показывая все жестокие картины реальности. Автор неоднократно упоминает о молодой крестьянке, вдохновляющей его, уста которой представляют интересы простого народа. Изучая творчество Некрасова, можно заметить, что он всем сердцем не выносит рабство и желает видеть крестьян свободными.
Таким образом, Николая Алексеевича Некрасова можно назвать истинным новатором в изображении музы бедствующей и одновременно мстящей и бунтующей.
Впервые у Некрасова этот парадоксальный образ появляется еще в 1846 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную…». «Родной сестрой» его Музы оказывается крестьянка – униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. Неожиданно и дико прозвучало это для русского читателя, до тех пор знавшего Музу – «вакханку», «уездную барышню» «с печальной думою в очах» – божественную вдохновительницу поэтов.
Кто еще из русских поэтов мог признать, что Муза его – раба?! С этого времени и до тех дней, когда поэт завершал «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен – несчастная, поверженная, Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падшая, «униженно просящая»,- все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музе приданы черты народного характера: народ говорит ее устами – просит о пощаде, требует справедливости. Лишая Музу ореола таинственности, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с недоступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.). И она показала ему «бездны темные насилия и зла, труда и голода» – перед художником поставлена задача: возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.
Главной чертой сложного образа Музы оказывается всегда неизменная долготерпеливая мука, в которой одновременно слились и страдание народное (« Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ»), и страдание самого автора – от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности того дела, которому отдавалась жизнь. Муза Некрасова – то гневная, то терпеливая – вечная страдалица. И это относится не только к главной теме его творчества, теме народа. Поэту нет отдохновения ни в любви, ни в природе («Когда мучимый страстию мятежной…», «И здесь душа унынием объята», «Возвращение»). Для него слишком редки минуты душевного покоя, освобождение от боли. Поэтому и поэзия – его вторая жизнь – так же переполнена мукой изболевшей души.
5.5. Как поэзия второй половины XX половины связана с классической поэтической традицией? (На примере не менее двух стихотворений)
Для поэзии второй половины 20-го века характерно появление новых направлений, таких как: «Громкая поэзия» и «Тихая лирика». К первому течению относят стихотворения Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Данные поэты затрагивали темы: прогресса, научно-технической революции, перемен в жизни, гражданского долга. Многие авторы сравнивают стихотворения, которые входят в «Громкую поэзию» с творчеством В. Маяковского. Ещё одним направлением второй половины 20-го века была «Тихая лирика». К ней относится творчество Н. Рубцова, В. Соколова, С. Купяева. Их стихи раскрывали такие темы, как: жизнь, любовь, родина, одиночество, природа, возвращение к народной культуре.
Основными темами поэзии второй половины 20-го века являлись: конфликт старого и нового, тема смерти, утраты, тема времени, поэзии искусства. Одним из представителей поэзии второй половины 20-го века является Роберт Рождественский.
Он отличается постоянно пульсирующей современностью, энергичностью, использованием юмора и иронии. Его стихотворения имели особую форму написания (лесенкой). Автор ставит проблему памяти в поэме «Реквием». Любовная лирика отличается сложностью. Р. Рождественский искал единственного и неповторимого счастья. В творчестве поэта можно найти произведения на многие актуальные темы его времени. Например, темы: борьба за мир, социальная несправедливость. Поэт ставил проблемы красоты человеческих отношений, трудностей повседневной жизни.
В стихотворении «Человеку надо мало» Р. Рождественский ставит проблему общечеловеческих ценностей, что относится к философской лирике. «Все начинается с любви» относится к любовной лирике и показывает то, насколько любовь важна для лирического героя. Стихотворение «Мгновения» относится к гражданской лирике. Оно ставит проблемы ценности Родины, чести, совести и долга.
Поэзия второй половины 20-го века наполнена множеством интересных стихотворений. Произведения поэтов накладывались на музыку и становились песнями для фильмов. Поэты не боялись высказывать свое недовольство властью и продолжали писать на вечные темы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.