Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Варианты пешечных структур в староиндийской и французской защите»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Варианты пешечных структур в староиндийской и французской защите»
Цель- познакомить с вариантами пешечных структур в староиндийской и французской защите.
Задачи:
- повторить виды пешечных структур дебюта «староиндийская защита»
- повторить понятие «слабое поле»
- познакомить с дебютом «французская защита»
- познакомить с пешечными структурами
· Пешечный клин на d5
· Пешечная структура Раузера
· Пешечный клин на е5
- ознакомить с шахматной партией по шахматной нотации «Сили-Влох, Будапешт, 1943г.»
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
- распечатанные партии: «Смыслов- Глигорич, Белград, 1959 г.», «Нимцович-Алапин, Петербург,1914 г.»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с вариантами пешечных структур, которые гроссмейстер Эндрю Иден Солтис классифицировал их и у него получилось 22 категории. Сегодня мы разберём пешечные структуры в староиндийской и французской защите. Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомним, что вы знаете о дебюте староиндийская защита из предыдущих занятий.
Ответы детей: дебют Староиндийская защита начинается ходами:
1. d2-d4 Kg8-f6
2. c2-c4 g7-g6
3. Кb1-c3 (или 3. g2-g3) Сf8-g7.
- Относится к полузакрытым началам. Одна из наиболее актуальных систем индийской защиты.
-Характерные особенности: создание белыми крепкого пешечного центра и возможность фланговых ударов или, в случае размена пешек на поле d4, фигурной игры на пунктах e5 или c5
- Активность «староиндийского» слона чёрных по диагонали a1 — h8 и фигурное давление по полуоткрытым вертикалям «e» или «c».
-Наибольший вклад в развитие староиндийской защиты за чёрных внесли Исаак Болеславский, Давид Бронштейн, Ефим Геллер, Эдуард Гуфельд, Светозар Глигорич, Бобби Фишер, Гарри Каспаров, Теймур Раджабов, а за белых — Александр Алехин, Тигран Петросян, Анатолий Карпов и Лев Полугаевский.
Педагог. Что означает понятие «слабое поле в шахматах» ?
Ответы детей. Слабое поле (также слабый пункт) — в шахматах поле, которое не может быть атаковано пешкой.
Педагог. Правильно! Сначала рассмотрим пример 1. Пешечный клин на d5
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
· Дебют: Староиндийская защита.
· Характер Позиции: закрытая
· Идеи Белых: преимущество в пространстве на ферзевом фланге, подрыв c2-c4-c5, подрыв f2-f4
· Идеи Черных: атака на королевском фланге, подрыв f7-f5, подрыв c7-c6
Педагог. 2. Пешечная структура Раузера
· Дебют: Староиндийская защита
· Характер Позиции: полуоткрытая
· Идеи Белых: использование слабого поле d6, подрыв с4-c5, диагональ a3-f8, атака на ферзевом фланге
· Идеи Черных: слабость d4, диагональ a1-h8, атака на королевском фланге
Педагог. Чтобы рассмотреть следующий пример, познакомимся с дебютом – французская защита. Французская защита — это полуоткрытый дебют, который начинается ходами 1. e2-e4 e7-e6 и почти всегда имеет продолжение: 2. d2-d4 d7-d5. Свое название дебют получил в честь шахматистов Франции, где в начале XIX века он приобрёл популярность. Французская защита была одним из излюбленных защитных оружий в руках чемпионов мира М. Ботвинника и Т. Петросяна. Французская защита прочно входила в дебютный репертуар З. Тарраша, А. Нимцовича, А. Рубинштейна, И. Болеславского, И. Бондаревского, Д. Бронштейна, Л. Портиша, В. Ульмана, В. Корчного и многих других.
Теперь рассмотрим пешечную структуру в дебюте французская защита. Пример 3. Пешечный клин на е5
· Дебют: Французская защита
· Характер Позиции: закрытая, полузакрытая, острая игра
· Идеи Белых: атака на королевском фланге, подрыв f2-f4-f5
· Идеи Черных: подрывы c7-c5 и f7-f6
Педагог. Рассмотрим короткую партию Сили-Влох с дебютом французская защита.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Будапешт, 1943г., французская защита |
|
Сили |
Влох |
1.e2-e4 |
e7-e6 |
2.d2-d4 |
d7-d5 |
3.Kb1-c3 |
Cf8-b4 |
4.Cf1-d3 |
c7-c5 |
5.e4xd5 |
Фd1xd5 |
6.Kg1-f3 |
C5xd4 |
7.a2-a3 |
Фd5-a5 |
8.a3xb4 |
Фa5xa1 |
9.Kf3xd4 |
Чёрные сдались(1/0) Ферзю не выбраться из западни |
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили дебют староиндийская защита, слабое поле в шахматах. Познакомились с пешечными структурами в староиндийской защите, узнали о дебюте – французская защита и пешечной структуре в этом дебюте. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию Сили-Влох.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру Смыслов- Глигорич, сыгранную в Белграде в 1959 году с дебютом староиндийская защита или партию Нимцович-Алапин с французской защитой которая была сыграна в Петербурге в 1914 году.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Белград, 1959 год, Староиндийская защита |
|
Смыслов |
Глигорич |
1.d2-d4 |
Kg8-f6 |
2.c2-c4 |
g7-g6 |
3.Kb1-c3 |
Cf8-g7 |
4.Cc1-g5 |
c7-c5 |
5.d4xc5!? |
Kb8-a6 |
6.g2-g3!? |
Ka6xc5 |
7.Cf1-g2 |
d7-d6 |
8. Лa1-c1 |
0-0 |
9.b2-b4 ? |
Kc5-e6 |
10.Cg5-d2 |
a7-a5 |
11.a2-a3 |
a5xb4 |
12.a3xb4 |
Ke6-d4 |
13.Kg1-h3? |
Cc8-e6 |
14.Kc3-d5 |
Kf6xd5 |
15.c4xd5 |
Ce6-d7 |
16. Лc1-c3 |
Лa8-a2 |
17. Фd1-b1 |
Фd8-a8 |
18. Лc3-c1 |
Cd7-d5 |
19.e2-e4 |
Ce6xh3 |
20.Cg2xh3 |
Kd4-f3+ |
0 |
1 |
Петербург, 1914 год, Французская защита |
|
Нимцович |
Алапин |
1.e2-e4 |
e7-e6 |
2.d2-d4 |
d7-d5 |
3.Kb1-c3 |
Kg8-f6 |
4,e4xd5 |
Kf6xd5 |
5.Kg1-f3 |
c7-c5 |
6. Kc3xd5 |
Фd8xd5 |
7.Cc1-e3 |
c5xd4 |
8.Kf3xd4 |
a7-a6 |
9.Cf1-e2 |
Фd5xg2 ? |
10.Ce2-f3 |
Фg2-g6 |
11. Фd1-d2 |
e6-e5 |
12.0-0-0! |
e5xd4 |
13.Ce3xd4 |
Kb8-c6 |
14.Cd4-f6! |
Фg6xf6 |
15. Лh1-e1+ |
Cf8-e7 |
17.Фd2-d8+! |
Ce7xd8 |
18. Лe1-e8# |
|
1 |
0 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.