Вариативная программа кружка по финансовой грамотности для детей 4-5 лет " Основы финансовой грамотности"
Оценка 4.6

Вариативная программа кружка по финансовой грамотности для детей 4-5 лет " Основы финансовой грамотности"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
03.12.2023
Вариативная программа кружка по финансовой грамотности для детей 4-5 лет " Основы финансовой грамотности"
программа финансы.docx

 

 

                Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

         г. Новосибирска «Лицей №159»                                                                                Директор МАОУ «Лицей №159»

                                    Дошкольное отделение «Солнечный город».                                                                     ____________/Т.В. Горбачева

                                                                                                                                                                                                                     «____»_____________2023г.

          

 

 

 

Вариативная программа кружка

                              по финансовой грамотности для детей 4-5 лет

                                «Основы финансовой грамотности»

                             на 2023- 2024 учебный год.

                          

 

 

 

Автор

Воспитатель ВКК

Судакова Т. М.

                                                                                                              

Новосибирск 2023

Пояснительная   записка.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

необходимостью правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие  содержание программы.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы предполагает новые педагогические технологии в проведение занятий –формы развивающего обучения.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Педагогическая целесообразность.

Целесообразностью данной программы является то, что программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания

 

 

Актуальность программы

Актуальность темы «Финансовая грамотность» очевидна и для детей среднего   дошкольного возраста. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность дошкольников младшего и среднего возраста основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 4-5 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В  среднем дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об источниках денег, профессиях родителей и других людей.

В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности для младших и средних дошкольников рекомендуется использовать не только традиционные игровые методы работы: сюжетно –ролевые игры-банк, магазин, парикмахерская, но и беседы, чтение, экскурсии наблюдения и др.). Но также и современные методы- ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

*    понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

*    труда людей);

*    уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

*    осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

*    признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

*    рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

*    применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Принципы реализации Программы:

*      - доступности;

*      - последовательности и концентричности;

*      - системности;

*      - интегративности;

*      - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

*      - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

*      - сотрудничество с семьей;

*      - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

*      - формирование познавательных интересов и познавательных действии ребенка в различных видах действий.

 

Возрастные особенности 4-5 лет:

v Воспитанники 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам воспитанники без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и

v «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у воспитанников появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как - мальчикам. Воспитанники хорошо выделяют не соответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм правил.

v В этом возрасте воспитанниками хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что воспитанники свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

v К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

v Воспитанники имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам воспитанники имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

v К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,

v конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается воспитанникам в игре. Воспитанники 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом  ставит его  на стол  перед куклами (в раннем  и в  самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре воспитанники называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

v В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение воспитанниками общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам воспитанники, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве.  Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

v В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте воспитанники начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

v В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

v В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Воспитанники продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

v Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У воспитанников наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

v Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре воспитанников появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе  речевого общения, ребенок учится  использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,

v темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения с взрослыми воспитанники используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

v С нарастанием осознанности произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка). В управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении поведении.

v В художественной и продуктивной деятельности воспитанники эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

v Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная

v деятельность. К четырем годам круг изображаемых воспитанники предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Воспитанники владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: воспитанники замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения

 

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно

Количество занятий в неделю – 1

Количество занятий в месяц – 4/5

Количество занятий в год – 36 (согласно планированию)

Длительность занятий:20 минут.

Базовая образовательная область: познавательное развитие.

Основные условия реализации Программы:

- учет возрастных особенностей, интересов детей;

- изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

- пересмотр содержания образовательной деятельности;

- рациональная организация предметно-пространственной среды;

- взаимодействие детского сада с семьей.

 

 

Ожидаемый результат:

*      Относительно освоения содержания программы можно выделить следующие планируемые результаты:

*      - успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;

*      - приближенность знаний к реальной действительности;

*      - интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;

*      - знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;

*      - обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;

*      - социально ответственное поведение, отзывчивость, взаимопомощь;

*      - общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;

*      - здоровый интерес к деньгам;

*      - осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;

*      - умение применять полученные знания в повседневной жизни.

 

 Взаимодействие с родителями

Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и дошкольные образовательные организации передают ребенку первый социальный опыт.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной и др.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для самостоятельного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений родителям рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.

Вхождение ребенка в мир товарно-денежных отношений требует наличие логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям рассказать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.

Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить взаимопонимание, выбрать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении азов финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Направление и формы взаимодействия с родителями

Направление

Формы работы

информационное

тематические стенды, консультации, создание библиотеки, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации

познавательное

создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки.

досуговое

праздники, выставки, ярмарки, экскурсии.

аналитическое

анкетирование, тестирование, личные беседы,  анализ мнений и запросов родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и средства реализации Программы

Методы

Средства

Словесные методы

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, анализ ситуаций, обсуждение,

устное или печатное слово:

Фольклор: сказки, пословицы, загадки.

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.)

Наглядные методы

Наблюдаемые объекты, предметы; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами и др.

Метод мотивации и стимулирования

Поощрение; образовательные ситуации, игры, соревнования.

Методы проблемного

обучения

Рассказы, содержащие проблемный компонент; объекты окружающего мира; различный дидактический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по финансовой грамотности средняя группа

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика

 Тема: «Всех профессий на свете не счесть». 

 

Программное содержание:

Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. 

Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. 

 

Формы проведения:

Презентация «Всех профессий на свете не счесть». 

Д\И: «Назови, кто что делает» 

 

Тема: «Всех профессий на свете не счесть». 

 

Программное содержание:

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. 

Расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. 

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. 

 

Формы проведения:

Чтение Заходер «Строители» 

Д\И: «Продукты труда – наши добрые дела»

 

 

 

 

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Профессии разные нужны».

 

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду.   

Формы проведения:

Беседа: «Профессии разные нужны». 

Д/И: «Что нужно для работы?». 

 

 

Тема: «Профессии наших родителей» 

 

Программное содержание:

Познакомить с профессиями родителей детей. 

Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.  

Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества. Закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность.  

Формы проведения:

Отгадывание загадок о профессиях  

Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени. 

Чтение и обсуждение книги А. Кардашовой «Простые волшебники» 

 

 

Тема: «Современные профессии» 

 

Программное содержание:

Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д. 

 Формы проведения:

Беседа «Современные профессии» 

Рассматривание альбома: «Современные профессии».  

Викторина «Кто знает больше профессий». 

 

Тема: «Наша мастерская» 

 

 

Программное содержание:

Учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим.

Формы проведения:

Творческо-трудовая деятельность 

 

 

 

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Тема: «Всякая вещь трудом создана». 

 

Программное содержание: Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.  

Расширять знания детей о труде взрослых.  

Формы проведения:

Беседа «Всякая вещь трудом создана».  

Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» 

Тема: «Всякая вещь трудом создана». 

 

Программное содержание:

Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей  

Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера.

Формы проведения:

Д/И  «Все работы хороши». 

Викторина «Кем создана вещь?». 

Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» 

Тема: «Предприятия города». 

 

Программное содержание:

Обогатить новыми впечатлениями о родном городе. 

Формы проведения:

Рассматривание альбома «Предприятия города» 

Д\и: «Знаешь ли ты свой трудовой город?» 

Тема: «Предприятия города».

 

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. 

 Формы проведения:

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» 

Тема: «Предприятия торговли и их особенности». 

 

Программное содержание:

Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях. 

 Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», «рынок», «ярмарка», «касса». 

Формы проведения:

Д\и: «Угадай, где продаются».

 Отгадывание загадок о торговле. 

 

 

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Творческое занятие «Творческая мастерская» 

 

Программное содержание:

Развивать у детей желание изготавливать поделки для продажи.

Формы проведения: Создание поделок для ярмарки. 

 

 

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» 

 

Программное содержание:

Закрепление материала. 

 

Формы проведения:

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» 

Тема: «Деньги».

 

 

Программное содержание:

Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. 

Дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость. 

Формы проведения:

Беседа «Деньги». 

Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Деньги».

 

 

Программное содержание:

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность. 

Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. 

 Формы проведения:

Чтение и обсуждение сказок о деньгах:              К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»                                                   С.Михайлов «Как старик корову продавал»

Беседа: «Где можно заработать деньги».

 

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Заработанные деньги».   

 

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «зарплата», «пенсия». 

 Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет. 

Формы проведения:

Игра-беседа «Как люди обмениваются результатами своего труда при помощи денег?» 

 

Тема: «Заработанные деньги».   

 

Программное содержание:

Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. 

Формы проведения:

Д/и: «Какие бывают доходы?» 

 Арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги?» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Путешествие в прошлое денег». 

 

Программное содержание:

Рассказать о происхождении денег и слова «рубль».  

Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.  

Формы проведения:

Беседа: «Путешествие в прошлое денег». 

Дидактическая игра: «Изобретаем деньги будущего». 

 

Тема: «Путешествие в прошлое денег». 

 

Программное содержание:

Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. 

Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. 

Формы проведения:

Игра-занятие: «Интересные покупки». 

лэпбук «Деньги». 

 

 

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Денежные знаки разных стран». 

 

Программное содержание:

Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию.  

Формы проведения:

Беседа: «Денежные знаки разных стран». 

Дидактическая игра: «Три дорожки». 

 

Тема: «Денежные знаки разных стран». 

 

Программное содержание:

Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. 

Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. 

Формы проведения:

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».

Тема: «Товар и цена». 

 

 

Программное содержание:

Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности. 

 Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену. 

Формы проведения:

Д/и: «Что сегодня я куплю», «Что быстрее купят», «Дешевле – дороже», «Товары и услуги» «Кукла Маша купила». 

 

 

Тема: «Товар и цена». 

 

 

Программное содержание:

Познакомить с понятием бартер – обмен товарами и услугами» 

Обсудить с детьми на примерах, от чего зависит цена товара, упражнять в нахождении ответов на вопросы с финансовым содержанием.  

 Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», ценник», «личная собственность», «дороже», «дешевле». 

 Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. 

Формы проведения:

Ситуационно-ролевая игра «Стоимость труда различна»  

Оригами «Кошелёк» 

 Чтение сказок: «Лисичка со скалочной». 

 

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Сколько заработал – столько и купил 

 

Программное содержание:

Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.  

 Закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей экономические термины: купил-продал, цена, дороже - дешевле. Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).  

Формы проведения:

Беседа: «Сколько заработал – столько и купил». 

Д/И: «Кукла Маша купила» 

 

Тема: Сколько заработал – столько и купил 

 

Программное содержание:

Формировать представление о том, что необходимо соотносить цену товара с количеством имеющихся денег, воспитывать желание помочь коту.  

Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену). 

Формы проведения:

Дидактическая игра: «Что может купить кот?». 

 

Тема: Какие у нас потребности? 

 

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам. 

 Учить различать товары и услуги, моделировать финансовые понятия. 

Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей

Формы проведения:

Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?». 

Д/и: «Потребность – возможность», ««Надо» и «хочу»» 

 Лэпбук «Наши потребности» 

 

Тема: Какие у нас потребности? 

 

Программное содержание:

Формировать разумные потребности. 

Признать значимыми такие нравственные качества, как щедрость, благородство, отзывчивость. 

 Познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные. 

Формы проведения:

Беседа «А о чем мечтаешь ты?» 

 Игра-ситуация «Сколько труда стоят наши мечты?» 

Чтение сказок «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». 

 

 

 

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Тема: Семейный бюджет 

 

Программное содержание:

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. 

Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие».

Закрепить понятия «деньги», «зарплата». 

Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами. 

Формы проведения:

Беседа: «Состав семейного бюджета». 

Дидактическая игра: «Какие бывают доходы?»

Тема: Семейный бюджет 

 

Программное содержание:

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов. 

Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. 

Учить изготавливать копилку, развивать фантазию 

Формы проведения:

Беседа на тему: «Как сохранить Семейный бюджет». 

Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги». 

Творческое занятие «Делаем копилку» 

Тема: Дом, в котором живут деньги 

 

Программное содержание:

Дать детям простейшие сведения о сберкассе, развивать интерес к труду взрослых (сберкасса). 

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. 

Формы проведения:

Беседа: «Дом, в котором живут деньги» 

 Дидактическая игра: «Дом, в котором живут деньги». 

 

Тема: Дом, в котором живут деньги 

 

Программное содержание:

Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.  

Закрепить полученные детьми знания по темам «Труд – продукт» и «Деньги и цена». 

Формы проведения:

Сюжетно-ролевая игра: «Банк». 

 

Тема: Что такое реклама 

 

Программное содержание:

Дать представления о рекламе, о ее назначении. 

Развивать интерес и положительное отношение к рекламе

Формы проведения:

Рассказ – беседа: «Что такое реклама?». 

Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех». 

 

 

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: Что такое реклама 

 

Программное содержание:

Учить правильно воспринимать рекламу. 

Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность. 

Формы проведения:

Просмотр мультфильма: «Как мужик корову продавал». 

Сюжетно-ролевая игра: «Рекламное агентство». 

 

Тема:  Развлечение: «В поисках клада» 

 

Программное содержание:

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 

 Формы проведения:

Развлечение: «В поисках клада» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика

 

 

 

 

Диагностика

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего времени и ответить на вопросы анкеты.

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Уровни сформированности финансовых представлений

среднего дошкольного возраста

Имя ребенка

Знания о потребностях

Знания о ресурсах

Знания о деньгах, цене

Всего баллов

Уровень

 

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям,

но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее

результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Инструментарий к диагностике

Задание 1.

1)Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(Товар)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(Ссуду)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(Залог).

2) У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2.

1)Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …(Продавцы).

2)- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).

   - А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле).

   - Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).

  - А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

1)На товаре быть должна

Обязательно…(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(Зарплату).

2)- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).

   - Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться).

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).

 

Список литературы

*      Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

*      Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

*      Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

*      Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

*      - Кошель П. История денег // Дошкольное образование. – 2007. № 6.

*      - Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. – 2008, № 11. – С. 75.

*      - Любимова Л.В. «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – М.: Издательсво «ациональное образование», 2021 – 144 с.

*      - Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие. – СПб., 2001. – 130 с.

*      - Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

*      - Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М.О. Еремина [и др.] – Калининград: Калининградская книга, 2017.– 48 с.

 

 

 

 

 

Основные понятия и термины

*      Аверс – лицевая сторона монеты

*      Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров на складе, в магазине или предлагаемых услуг.

*      Банк – организация, которая принимает деньги на хранение и предоставляет      кредиты.

*      Банкир – управляющий или владелец банка.

*      Банкнота – бумажный денежный знак, выпускаемый центральным банком для постоянного оборота.

*      Банковская карта – пластиковая платежная система.

*      Банкомат – аппарат для приема и выдачи денег с помощью платежной карты.

*      Бартер – обмен товаров и услуг без использования денег.

*      Безналичные деньги – средства, расположенные на банковских счетах, используемые для покупки товаров и оплаты услуг.

*      Валюта – деньги иностранных государств.

*      Деньги – бумажные или металлические знаки, используемые для покупки товаров или оплаты труда.

*      Дорогой – имеющий высокую цену.

*      Доход – деньги, которые получает отдельный человек, предприятие        или государство в результате какой-либо деятельности.

*      Зарплата (заработная плата) – деньги, вознаграждение, получаемые за работу.

*      Копилка – емкость или специальное приспособление для хранения и накопления банкнот или монет.

*      Монета – металлический денежный знак.

*      Накопления – деньги, которые откладывают или хранят.

*      Наличные деньги – деньги в форме банкнот и монет.

*      Потребность – то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

*      Продавец – человек, который продает товары.

*      Предложение – количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

*      Расход – деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

*      Реклама – информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку.

*      Рубль – денежная единица Российской Федерации.

*      Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.

*      Семейный бюджет – распределение доходов и расходов в семье.

*      Товар – продукт, предназначенный для обмена или продажи.

*      Услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

*      Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно

Пояснительная записка. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно

Актуальность программы Актуальность темы «Финансовая грамотность» очевидна и для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность программы Актуальность темы «Финансовая грамотность» очевидна и для детей среднего дошкольного возраста

Цель программы : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста

Цель программы : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста

Возрастные особенности 4-5 лет: v

Возрастные особенности 4-5 лет: v

В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый

В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый

В процессе общения с взрослыми воспитанники используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия

В процессе общения с взрослыми воспитанники используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат:

Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду

Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду

Методы и средства реализации Программы

Методы и средства реализации Программы

Перспективный план работы по финансовой грамотности средняя группа

Перспективный план работы по финансовой грамотности средняя группа

Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя

Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Уровни сформированности финансовых представлений среднего дошкольного возраста

Уровни сформированности финансовых представлений среднего дошкольного возраста

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий

Обязательно…(Цена) Говорят про меня:

Обязательно…(Цена) Говорят про меня:

Основные понятия и термины

Основные понятия и термины

Вариативная программа кружка по финансовой грамотности для детей 4-5 лет " Основы финансовой грамотности"

Вариативная программа кружка по финансовой грамотности для детей 4-5 лет " Основы финансовой грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023