Опытно-экспериментальная деятельность.
Программа «Почемучки»
"Песок и глина вокруг нас"
Цель: познакомить детей с компонентами неживой природы как песок и глина.
Задачи:
1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о неживой природе.
2.С помощью опытов выявить свойства песка и глины.
3.Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
ОПЫТ 1.
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины.
Возьмем стаканчик с песком и с помощью ложки, аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? (Песок).
Потому и говорят, что песок какой? (Сыпучий). А почему так происходит? Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Вывод. Песок-рыхлый, сыпучий, а глина - нет.
Воспитатель читает стихотворение:
"Вы любите, ребята,
Пересыпать песок,
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка."
ОПЫТ 2.
Цель: узнать, что быстрее пропускает воду, песок или глина?
Возьмем две пластиковые прозрачные бутылки, под ними разместим емкости для сбора жидкости. В одну бутылку насыпан сухой песок, в другую сухая глина.
-Дети, налейте в каждую бутылку воды. Наблюдайте. Что происходит? В какой из бутылок она быстрее исчезает? Почему?
-Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучий. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она почти не пропускает воду.
Вывод. Быстрее вода пробегает сквозь песок. Глина почти не пропускает воду.
ОПЫТ 3.
Цель: узнать, что хорошо лепится - песок или глина?
Слепим из влажной глины куличики. Затем попробуем слепить такие же куличики из влажного песка. Что получается? Из глины они получаются крепкие, когда высохнут, а из песка не прочные, они распадутся при высыхании.
Вывод. Глина лепится хорошо, а песок - нет. Хорошо лепится влажная глина. (Дети выкладывают на поднос куличики из глины. Моют руки.)
-Дети, подумайте и скажите, что надо сделать с готовыми куличиками, чтобы они были крепкими? (Ответы детей). Правильно, их надо положить в печку.
Ой, а печка то у нас волшебная. И чтоб она заработала надо ответить на вопросы.
1. Из чего сделана я - печка? (Из кирпичей). А из чего сделаны кирпичи? (Из глины). Чем промазывают печку? (Глиной). Для чего печку промазывают глиной? (Чтобы печка не рассыпалась, чтобы дым выходил в трубу, а не из щелей).
2. В каких сказках были такие печи?
· "Гуси-лебеди"
· "Волк и семеро козлят"
· "Колобок"
· "Лиса, заяц и петух"
Молодцы, дети, а вот вам подарок от печки!
(Воспитатель достает поднос с овсяным печеньем).
Дети. Спасибо, тебе, печка!
Наше занятие на этом заканчивается. И за то, что вы были умными, старательными, любознательными, хорошо отвечали на вопросы, я награждаю вас медалями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.