В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма среди студенческой молодежи в вузах, так как на современном этапе развития высшей школы в России духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи выступает одним из ключевых факторов модернизации высшего образования. И на высшие учебные заведения возлагается особая ответственность, как за профессиональную подготовку будущих специалистов, так и за воспитание молодежи, формирование ее нравственных и гражданских качеств.
Важность патриотического воспитания.doc
Важность патриотического воспитания студенческой молодежи
Кузнецова Е.В.
Кировский государственный медицинский университет
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма среди
студенческой молодежи в вузах, так как на современном этапе развития
высшей школы в России духовнонравственное и патриотическое воспитание
молодежи выступает одним из ключевых факторов модернизации высшего
образования. И на высшие учебные заведения возлагается особая
ответственность, как за профессиональную подготовку будущих
специалистов, так и за воспитание молодежи, формирование ее
нравственных и гражданских качеств.
Патриотизм это особое чувство, содержанием которого является
любовь и преданность своему Отечеству, гордость за его прошлое и
настоящее, желание сохранять его культурные особенности, готовность
подчинять свои личные интересы общим интересам страны, стремление
служить родине, защищать ее. Как социальный феномен патриотизм
является особой надличностной ценностью, которая необходима человеку,
поскольку поднимает его ценность и значимость в этом мире, придает его
жизни глубокий смысл. Не случайно утрата Родины, утрата чувства Родины
всегда воспринимались людьми очень остро и болезненно.
В условиях современного общества проблема формирования
патриотизма приобретает особую актуальность. При всех своих позитивных
последствиях всеобщая глобализация, характеризующаяся не только
интеграцией экономик и активизацией миграционных процессов, но и
широким культурным взаимопроникновением, ведет к рационализации
общественных отношений, девальвации духовных ценностей, забвению сложившихся веками культурных традиций, размыванию и даже утрате
культурной уникальности народов, сужению сферы применения этнических
языков. А это, в свою очередь, ведет к кризису гражданской идентичности,
когда человек начинает утверждаться в убеждении, что родина, патриотизм
это понятия устаревшие, сегодня важнее ощущать себя гражданином
мира.
Нельзя не заметить, что в большей степени такие убеждения
охватывают молодежь, которая, живя в открытом обществе, с одной
стороны, имеет практически неограниченный доступ к различным
информационным ресурсам, а с другой стороны, в силу своей социальной
незрелости, не всегда способна критически переработать, осмыслить и
оценить получаемую информацию. Следствием этого становится
гражданская индифферентность,
потребительское отношение к
государству, в котором нет места патриотизму, а известные слова Джона
Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси
себя, что ты можешь сделать для нее» могут вызвать у многих молодых
людей только недоумение.
Специфику патриотическому воспитанию в России придает и такая
как полиэтничность.
его особенность,
Поэтому сохранение
внутриполитической стабильности и единства общества возможно только
при условии формирования такого феномена как патриотизм.
В этих условиях на высшие учебные заведения возлагается особая
ответственность не только за профессиональную подготовку будущих
специалистов, но и за воспитание студенческой молодежи, формирование
ее нравственных и гражданских качеств. Ведь от того, как будет личностно
ориентирована молодежь, которая в обозримом будущем восполнит
политическую и интеллектуальную элиту российского общества, какие ценности культуры, истории составят ее мировоззренческое ядро, каков
будет уровень ее гражданской ответственности, зависит успешность
развития нашего общества, реализация глубоких социальноэкономических
и политических преобразований.
На современном этапе развития высшей школы в России духовно
нравственное и патриотическое воспитание молодежи выступает одним из
ключевых факторов модернизации высшего образования. Для реализации
поставленных правительством задач в области духовнонравственного и
патриотического воспитания молодежи необходимо формирование
инновационных взглядов на развитие общества, предполагающих создание
условий для полного раскрытия природной сущности человека.
Это отражено в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
в Статье 3. Основные принципы государственной политики и правового
«1.
регулирования отношений в сфере образования
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере
указано:
образования основываются на следующих принципах:…3) гуманистический
характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия,
ответственности,
правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
гражданственности,
патриотизма,
рационального природопользования»
Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ, целью
гражданскопатриотического воспитания является развитие в российском
обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных
интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего
воспитательного процесса, представляет собой систематическую и
целенаправленную деятельность по формированию у студенческой
молодежи высокого патриотического сознания.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным,
постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательном
процессе. Создание системы патриотического воспитания в вузе
предполагает целенаправленное формирование у студентов активной
жизненной позиции, готовности к активной деятельности, в которой знания
и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и
сопричастностью с судьбой Отечества, а личные интересы с
общественными.
Целесообразность повышения роли патриотического воспитания в
вузовском образовании обусловлена, прежде всего, тем, что специфика
информационного общества, в которое мы сейчас входим, ориентирует на
необходимость обеспечивать использование возрастающих возможностей
виртуальной среды и телекоммуникаций в воспитательном процессе.
Развитие системы воспитания патриотизма и реализация Концепции
патриотического воспитания способствует созданию таких условий в
воспитательном процессе, при которых молодой человек самостоятельно
формирует отношение к патриотическим ценностям, развивает у себя
чувство ответственности за общественные дела, вырабатывает навыки
самостоятельной работы, что ведет к индивидуализации процесса
воспитания.
Поэтому сегодня как никогда актуально звучат слова исторической личности, великого ученого АльФараби: «Образование без воспитания
может обернуться катастрофой».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.