Веб-квест «Страсти по четырём девочкам»
Автор – Наумова Татьяна Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №18» г. Воткинска.
Адрес: город Воткинск, улица Металлургов, дом 25.
Контактный телефон: 89199060116.
![]() |
Введение
Сегодня большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в учебной и воспитательной работе компьютера способствует достижению нескольких целей:
В настоящее время, все большее значение приобретает внедрение в учебный процесс, технологий, связанных с глобальной сетью Internet. В современном пространстве сети Internet, находится большое количество различных веб-сайтов, в том числе и образовательных, на которых располагается необходимая для учебного процесса информация. Часто поиск необходимой информации осуществляют сами ученики, при этом во время поиска им приходится просматривать различные веб-сайты, которые не содержат полезной информации, а только отвлекают учащегося от учебного процесса.
В этом случае актуальным становится поиск и использование, как средства при обучении, технологии, которая могла бы стать промежуточным звеном в учебном процессе между учеником и глобальной сетью Internet. В качестве такой технологии может выступить образовательный веб-квест, на котором будут располагаться ссылки на уже отобранные веб-сайты для изучения какой-либо темы.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб–квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Так почему же всё-таки веб-квест?
Веб-квест - это игра и обучение. Прежде всего, хороший Веб-квест сделает процесс обучения намного интереснее и для ученика, и для учителя. Кроме того, Веб-квест развивает критическое и творческое мышление, переключая внимание ученика с глобального на местный уровень.
Мотивация учащихся к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важна для обучения будущего, и мы должны принимать во внимание новые возможности познания мира. Веб-квест - это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения и воспиатания. Веб-квест - это наиболее интересные аутентичные задания и ролевые игры в одно и то же время. Играя роль, учащиеся учатся смотреть на проблему с разных точек зрения.
Веб-квест позволяет ученикам делать открытия, а не просто усваивать информацию. Веб-квест может завести учащихся в любое место в мире, помочь им стать творческими исследователями. Кроме того, Веб-квест позволяет исследовать проблему более или менее глубоко, и таким образом он идеален для учащихся любого уровня. Он прекрасно подходит для обучения в команде, повышает уверенность в своих силах, пробуждает интерес и самооценку учащихся. Это и способствует формированию коммуникативной компетенции.
Опыт, полученный учащимися при прохождении веб-квеста, принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом кроме коммуникативной компетенции развивается ещё ряд компетенций:
70 лет прошло с того дня, как люди всего мира вздохнули легко, свободно, счастливо. 70 лет назад была побеждена коричневая чума фашизма. 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Какой она должна быть сегодня, история минувшей войны? Как рассказать её, чтобы она действительно стала уроком для сегодняшнего поколения? Нельзя нам забывать, что и как пришлось тогда терпеть, превозмогать, одолевать. Рамки простого классного часа не дают возможности показать всю глубину истории Великой Отечественной войны, всю боль, перенесенную мужчинами, женщинами, детьми… Поэтому автор данной работы для создания занятия, посвященного юбилею Победы в Великой Отечественной войне, избрал альтернативную традиционному классному часу форму веб-квеста. Это даёт возможность каждому желающему учащемуся различных образовательных учреждений принять участие в данном проекте. Веб-квест «Страсти по четырем девочкам» размещен в сети Internet по адресу http://misteriy.blogspot.ru/.
Цели веб-квеста:
· воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины и подарившим мир людям других стран;
· формирование информационной компетентности учащихся;
· повышение у школьников мотивации к саморазвитию, самообучению;
Задачи веб-квеста:
· закрепить и углубить исторические знания о Великой Отечественной войне и её последствиях через приобщение к произведениям художественной литературы и других видов искусства;
· формировать опыт нравственного поведения личности;
· эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к документам, рассказывающим о жизни сверстников- жертв войны;
· познакомить учащихся с разными способами эффективного и безопасного поиска информации в сети Интернет, а также с разными Интернет-сервисами, обучать работать с ними с целью поиска, анализа, структурирования, представления информации;
· формировать умение использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности: создавать онлайн-презентации, онлайн-публикации, работать в блогах (создавать статьи, размещать изображения, управлять блогом);
· учить получать и отправлять электронную почту;
· научить пользоваться документами Google;
· развивать навыков творческой и поисковой работы;
· формировать умение работать в команде;
· развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.
Место веб-квеста в образовательном процессе: данный веб-квест разработан для проведения классных часов в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Возрастная категория – учащиеся 1-11 классов общеобразовательных школ.
Участники веб-квеста - приглашаются учащиеся России и ближнего зарубежья.
Продолжительность веб-квеста – 2 недели (до дня празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне осталось 2 месяца, поэтому учителя по своему усмотрению могут выбрать время для проведения квеста).
Центральное задание веб-квеста и ожидаемый результат - создание кейса работ, рассказывающих о детях-жертвах войны.
Основная часть
Адрес веб-квеста в Интернете: http://misteriy.blogspot.ru/
План деятельности учащихся на веб-квесте «Страсти по четырём девочкам».
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание страницы |
Скриншоты (все скриншоты кликабельны) |
1. |
Участники изучают визитную карточку веб-квеста. |
На странице дана информация об авторе проекта, целях и задачах, месте проекта в образовательном процессе, предметах, которые будут затронуты в ходе работы, возрастной группе участников, центральном задании веб-квеста. |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
|
2. |
Участники знакомятся со страницей «Эта роль вам подходит». |
Страница содержит общую информацию об образовательном веб-квесте, алгоритм работы группы и список ролей, которые участники выбирают для прохождения веб-квеста. Названия ролей кликабельны: по ним можно перейти на страницу роли, выбранной участником проекта. |
А Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_26.html
|
3. |
После знакомства с ролями и выбора одной из них участники заполняют анкету на странице «Давайте познакомимся».
|
На странице расположена анкета участника веб-квеста, выполненная с помощью Google формы.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_72.html
|
4.
|
После заполнения участниками анкеты автор проекта получает данные о них через сервис Google и имеет возможность заполнить таблицу участников веб-квеста, расположенную на странице «Участники веб-квеста» |
Таблица создана с помощью Google документа. В ней помещаются следующие данные: 1.Ф.И. участника; 2.Название учебного заведения; 3.Где находится учебное заведение; 4.Название роли, которая выбрана для прохождения веб-квеста; 5.Название и вид выполненной работы; 6.Сссылка на местонахождение выполненной работы; 7.Оценка работы. |
Адрес таблицы: https://drive.google.com/file/d/0B4d4hrH0zOKtX1NGLWxhc2FpVjA/view
|
5. |
Участники знакомятся со страницами своих ролей и выполняют предложенные им задания. Знакомство с ролью «Военные корреспонденты». |
ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Учащимся предложено
познакомиться со значением слова КОРРЕСПОНДЕНТ и ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ. создать свою
газету, в которой бы были отражены судьбы четырёх девочек из мистерии Ю.
Яковлева и других детей-жертв войны. Дать название этой газете. На её
страницах отразить своё отношение к войне 1941-1945 годов и войне вообще.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_3.html
|
6. |
Знакомство с ролью «Поисковики-фотографы» |
ПОИСКОВИКИ-ФОТОГРАФЫ Прежде чем выполнить своё задание, участники команды знакомятся с биографиями ТАНИ САВИЧЕВОЙ, САМАНТЫ СМИТ, АННЫ ФРАНК, САДАКО САСАКИ, читают произведения о детях войны, просматривают фильмы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. ЗАДАНИЕ: Поработать
с различными поисковыми системами Интернета. Собрать определенное количество
(норму устанавливают для себя сами учащиеся) фотографий четырёх девочек,
героинь мистерии Ю. Яковлева. Затем, воспользовавшись сервисами веб-2, создать
свой альбом "ОНИ ХОТЕЛИ ЖИТЬ!", в котором необходимо отразить судьбы
Тани Савичевой, Аманты Смит, Анна Франк, Садако Сасаки и других детей
войны.
1. Онлайн сервис SlideShow.com.ua 2. Сервис Slide 3. Сервис Picasa и веб-альбомов Picasa.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_48.html
|
7.
|
Знакомство с ролью «Картографы»
|
КАРТОГРАФЫ Прежде чем выполнить своё задание, участники команды знакомятся с биографиями ТАНИ САВИЧЕВОЙ, САМАНТЫ СМИТ, АННЫ ФРАНК, САДАКО САСАКИ, читают произведения о детях войны, просматривают фильмы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. ЗАДАНИЕ: География судеб
героинь мистерии Ю. Яковлева очень велика: Америка, Россия, Япония,
Нидерланды. Поэтому учащимся предложено соединить эти судьбы на КАРТЕ МИРА. Создать такую карту, отразить
на ней не только места проживания четырёх девочек, но и места, связанные с их
именами (места, где установлены памятники нашим героиням; улицы, населенные
пункты, объекты культуры и другие объекты, названные в честь девочек). |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_92.html |
8. |
Знакомство с ролью «Скульпторы» |
СКУЛЬПТОРЫ Прежде чем выполнить своё задание, участники команды знакомятся с биографиями ТАНИ САВИЧЕВОЙ, САМАНТЫ СМИТ, АННЫ ФРАНК, САДАКО САСАКИ, читают произведения о детях войны, просматривают фильмы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. ЗАДАНИЕ: Учащимся предложено создать эскиз памятника Четырём Девочкам. Сделать рисунок памятника, его описание. Для выполнения работы предложено воспользоваться любыми графическими редакторами (Paint, Adobe PhotoShop). Выполнение работы возможно и на бумаге, и с помощью других материалов (пластилин, глина, гипс и др.) После выполнения задания сфотографировать работу, выполненную не с помощью компьютерных программ, и загрузить фотографию в КЕЙС веб-квеста.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
|
9. |
Знакомство с ролью «Клипмейкеры» |
КЛИПМЕЙКЕРЫ Прежде чем выполнить своё задание, участники команды знакомятся с биографиями ТАНИ САВИЧЕВОЙ, САМАНТЫ СМИТ, АННЫ ФРАНК, САДАКО САСАКИ, читают произведения о детях войны, просматривают фильмы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. ЗАДАНИЕ: Создать свой фильм "ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ".
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_71.html |
10. |
Знакомство с ролью «WEB-дизайнеры» |
WEB-ДИЗАЙНЕРЫ Прежде чем выполнить своё задание, участники команды знакомятся с биографиями ТАНИ САВИЧЕВОЙ, САМАНТЫ СМИТ, АННЫ ФРАНК, САДАКО САСАКИ, читают произведения о детях войны, просматривают фильмы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. ЗАДАНИЕ: Сегодня
уже существуют сайты, посвященные героиням мистерии Ю. Яковлева "Страсти
по четырём девочкам". Но эти сайты рассказывают о каждой девочке в
отдельности. Учащимся предложено создать свой сайт, на котором необходимо
поместить информацию о всех героинях мистерии. Jimdo
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_70.html
|
11. |
Знакомство с мистерией Ю. Яковлева «Страсти по четырём девочкам» и другими произведениями о детях-жертвах войны. |
Учащимся предложено прочитать мистерию Юрия Яковлева "Страсти по четырём девочкам" ЗДЕСЬ И
другие произведения о детях войны: |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_8.html |
12. |
Знакомство с фильмами о Великой Отечественной войне. |
Учащимся предложено посмотреть следующие фильмы: «Маленький сержант» (1975г.) «Дети войны 1941-1945 г.» «Маленькие герои большой войны» «Пионеры-герои» Киносборник «Юные партизаны» «Орлёнок» (1957 г.) «Жила-была девочка» (1944 г.) «Сын полка» (1946 г.)
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_50.html
|
13. |
Знакомство с биографией Тани Савичевой. |
На странице учащиеся знакомятся с отрывком из поэмы Сергея Смирнова «Дневник и сердце», просматривают видеосюжеты о судьбе и дневнике Тани Савичевой. Учащимся предложено прочитать художественные произведения о Тане Савичевой: Илья Миксон "Жила, была" ЗДЕСЬ; Ю. Яковлев "Девочки с Васильевского острова" ЗДЕСЬ. Есть возможность посетить музей Тани ЗДЕСЬ.
|
Адрес тсраницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_28.html |
14. |
Знакомство с биографией Саманты Смит. |
Учащиеся знакомятся с текстом письма председателю Верховного Совета и генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову, которое написала Саманта Смит и текстом ответа Ю. Андропова Саманте. Учащимся предложено посетить насколько сайтов и страничек в социальных сетях, на которых идёт речь о судьбе Саманты Смит: Всё о
Саманте Смит ЗДЕСЬ. И ЭТО
ВСЁ О НЕЙ! https://vk.com/club7450994 Здесь есть и ссылка на публикацию книги Ю. Яковлева "Саманта Смит" ЗДЕСЬ. |
Адрес тсраницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_11.html |
15. |
Знакомство с биографией Анны Франк. |
Учащиеся знакомятся с аннотацией дневника Анны Франк, её биографией ЗДЕСЬ, дневником девочки ЗДЕСЬ. Участники веб-квеста имеют возможность просмотреть мультфильм о судьбе девочки. |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_10.html |
16. |
Знакомство с биографией Садако Сасаки.
|
Учащиеся имеют возможность просмотреть два видеосюжета и художественный фильм «Здравствуйте, дети!, в которых идёт речь о Садако. |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_32.html |
17. |
Каждая исследовательская, творческая работа предполагает обязательную её оценку. Работа со страницей «Оценка работы на веб-квесте». |
На странице находится система проверки приобретенных знаний участниками веб-квеста, советы по подготовке к публичному выступлению и таблица самооценки работы группы. Здесь же можно познакомиться и с критериями оценивания работы учащихся учителем.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_51.html
|
18. |
Рефлексия.
|
В течение прохождения веб-квеста участники могут поделиться своими впечатлениями, эмоциями, трудностями Поле для рефлексии расположено ЗДЕСЬ. |
|
19. |
Работа с КЕЙСОМ веб-квеста. |
После выполнения работы, прохождения проверки знаний, самооценки работы группы выполненные работы помещаются в кейс веб-квеста. Кейс веб-квеста находится ЗДЕСЬ. |
|
20. |
Подведение итогов работы на веб-квесте. |
После окончания всей работы на проекте его участникам предлагается заполнить анкету, которая находится на странице «Подведем итоги». Страница содержит анкету, выполненную с помощью формы Google. |
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_58.html |
21. |
При прохождении веб-квеста участникам предлагается работа с различными сайтами и Сервисами Web 2.0, которые перечислены на странице «Ваши помощники…» |
На странице учащиеся знакомятся со списком сайтов и Сервисов Web 2.0, с их краткой аннотацией.
|
Адрес страницы: http://misteriy.blogspot.ru/p/blog-page_23.html
|
Заключение
Прохождение веб-квеста «Страсти по четырём девочкам», посвященного 70-летию великой ПОБЕДЫ, позволит участникам ближе познакомиться с мистерией Ю. Яковлева «Страсти по четырём девочкам», судьбами детей, испытавшими ужас войны и её последствий, внести свой посильный вклад в дело укрепления мира на нашей планете. При внимательной работе с сайтами, предложенными каждой группе, участники найдут необходимую информацию для выполнения задания веб-квеста. Задания проекта ориентированы на разный уровень подготовленности учащихся, поэтому группам для ознакомления предложено несколько сайтов сети Интернет по одной теме. При разработке заданий и работ для проверки знаний участников проекта учитывались и их различные творческие способности.
Работа в веб-квесте «Страсти по четырём девочкам» даёт возможность его участникам развить
- личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, форсированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие творческих способностей;
- предметные результаты: самостоятельно находить информацию, грамотно оформлять полученные результаты, анализировать и использовать информацию;
- метапредметные результаты: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение планирования, регуляции, проверки своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Созданный кейс веб-квеста «Страсти по четырём девочкам» (центральное задание проекта) даст возможность использовать его содержимое при проведении мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.