ВЕЧЕРНИЙ "ОГОНЕК
Вечерний "огонек" – гениальная находка И.П. Иванова, педагогическую значимость которой трудно переоценить.
Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний "огонек". Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.
Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.
Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!
День, не завершившийся "огоньком", можно выбрасывать на свалку!
Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
"Огонек" проводится в располагающей обстановке. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.
Для вечернего "огонька" существуют правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
· " Когда говорит один - все молчат"
· " Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
· " Закон свободного микрофона"
· " Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
· "Через центр круга переходить нельзя".
Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа
"Огонек" - анализ дня
После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).
Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
· Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
· Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
· Что было не очень хорошо и даже плохо?
· Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.
Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.
Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.
Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня.
Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".
1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
2) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
3) Прерванная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
4) "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
5) "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.
6) "Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о., выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
7) "Дерево".
- В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми-самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Аня помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят.
- Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.
8) "Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.
Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего "огонька", но вечерний "огонек" - это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних "огоньков".
“Расскажи мне о себе”
Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.
При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька".
В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:
- дети не адаптированы к новой ситуации;
- дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;
- внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.
Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство "Разведай, выясни, сообщи" и т.д.
Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Таким образом, познакомив детей в течение дня, на "огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.
Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.
Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.
Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.
Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.
"Расскажи мне обо мне"
Это традиционная форма последнего, прощального "огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать "свободный микрофон". Тот, у кого находится "свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.
В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.
Этот "огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот "огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова.
Так же недопустимо, чтобы этот "огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание…
Пусть на этом "огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.
Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.
Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения.
Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.
Пусть этот "огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).
Тематический "огонек"
Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.
Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.
Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).
Проблемный "огонек"
Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный "огонек".
Конечно же, такой "огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.
Такой "огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.
Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации "разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному "огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо "подогреть", либо "охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее "выгодный" эмоциональный настрой у ребят перед "огоньком".
Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип "не навреди!!!".
Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово "ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный "огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда.
Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на проблемном "огоньке".
1.“Конверт откровений”
Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:
- что ты больше всего ценишь в людях?
- какая твоя самая большая цель в жизни?
- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?
- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.
2."Знаешь, мне очень нравится …"
По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу фразу: "Знаешь, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
3."По одежке встречают …"
Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача - написать 10 пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
· Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
· Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
· Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
· Какие трудности испытывали?
4."Солнышко"
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на "огоньках" всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение "огонька". Нет норм проведения "огонька". Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства.
МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ
1. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.
2. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.
4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены, и вы всем отрядом закопаете эти пожелания, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.
6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вожатский марш
Есть народ у нас веселый,
Самой лучшей в мире пробы
Песни петь всегда мастак
Он всегда всего добьется
Он вожатыми зовется
Так и только так.
Домосед привязан к дому
И по случаю такому
Он из дому ни на шаг
А вожатый он в дороге
Он готов в огонь и в воду
Так и только так
Жадный денежки считает
Все считает и считает
К пятаку кладет пятак
А вожатый деньги тратит
Не боясь, что их не хватит
Так и только так.
Холостяк в любовь не верит
Все не верит и не верит
Потому что холостяк
А вожатых не влюбленных
Не найдешь определенно
Так и только так.
Чайка
Кружится чайка в медленном вальсе над волной.
Вот и настало время прощаться нам с тобой.
Припев:
Будем идти мы , с ветрами споря, за мечтой.
Верную дружбу, светлые зори
Мы унесем с собой. (2 раза)
Как часовые сосны застыли вдалеке.
Сложатся буквы в чье-нибудь имя на песке.
Припев.
Чайка над морем парусом белым проплывет.
Прямо в ладони звездочка с неба упадет.
Припев.
Доброе лето песнею стало звонких дней.
Ждет нас немало трудных причалов и путей.
Припев.
Фантазия
Скажи, откуда у тебя
Фантазия такая -
Как будто я люблю тебя
И по тебе страдаю.
Во-первых, милая моя,
Страданий я не знаю,
А, во-вторых, быть может, я
Не по тебе страдаю.
А то, что под твоим окном
Стою я каждый вечер,
Отнюдь не говорит о том,
Что я желаю встречи.
Во-первых, если я там был,
То как простой прохожий,
А, во-вторых, не я там был,
А на меня похожий.
Так вот что, милая моя,
Ты не играй на нервах,
Во-первых, я люблю тебя,
А, во-вторых - во-первых.
Материал подгот. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. в помощь вожатым ВДЦ «Океан» www.5plus.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОКЕАН»
"Веревочный курс" (разработан американской фирмой Barron Adventures)
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию серию
специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их
чувствовать и понимать каждого.
А называется этот курс - веревочным. Почему? Потому что главная идея - все
вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в
некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а
главное желанием!
Веревочный курс - это серия специально подготовленных занятий, психофизических
упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Эта программа
разработана американской фирмой Barron Adventures.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска,
прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается
взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно
сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и
стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают
преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому
происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения
дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение,
кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем,
что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности
в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа
взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта,
согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса - командная
работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:
· выработку стратегии группой;
· творческий подход;
· самовыражение;
· результативное лидерство;
· уверенность в себе;
· решение проблем;
· преодоление себя.
На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над
сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период
смены.
Необходимо соблюдать все условия выполнения "Веревочного курса".
1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с
"курсом.
3. Время на подготовку задания не ограничено.
4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с
поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа
возвращается на исходную позицию.
И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой,
доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги!
Удачи!
Упражнения.
1. "Узелки".
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны
быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и
образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
2. "Электрическая цепь".
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где
соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой
ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая
электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы
получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается
прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно
завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь,
состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь,
образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен
беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными
руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли
одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
3. "Биг-мак".
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару
выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе
(например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак";
один: "Ореховые", - другой: "Масло" и т.д.). Затем
объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца
события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь
ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга.
Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как
только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты.
По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое
словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть
большой.
4. "Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят
повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени
друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
5. "Отжимания".
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в
нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа
ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого
образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном
упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.
6. "Все на борт".
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно
убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно
сделать то же самое на площади меньшей величины.
7. "Бревно".
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и
т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда
переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться
та же линия, в том же порядке.
* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.
8. "Тролли".
Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный
предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех
метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой,
не касаясь земли, используя тролли.
9. "Прогулка слепых".
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты
расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле,
которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо
впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая
залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и
ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь
тесном (но безопасном!) месте.
* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании.
Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и
др.).
10. "Паутина".
Оборудование: заранее сплетенная из веревок "паутина". Количество
ячеек должно соответствовать количеству участников.
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной
стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь
паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто
либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя
паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
11. "Переправа".
Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится "маятник"
(канат крепится к опоре).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию,
не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с
водой, не пролив ни единой капли.
Обязательна страховка!
12. "Электрическая
изгородь".
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую
электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части.
Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает
упражнение снова.
* Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний
участник.
13. "Траст - фол".
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу.
Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в
локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя
"колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не
сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени
страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда
придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во
время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере
продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник
испытал момент поимки, но держите сильных в середине.
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне
линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы
команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
· Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
· Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;
· Голова немного откинута назад;
· Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие?"
2) СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующие готовы"
3) МАЭСТРО: "Падай".
После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение
внутреннего "Я". Попросите каждого поделиться опытом и чувствами,
т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что хотелось
бы узнать об ощущениях каждого:
- Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?
Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.
На этом "Веревочный курс" закончен. Результаты этой программы вы получили. Все ли смогли выполнить упражнение? Никто не остался в стороне? А на вечернем "огоньке". Спросите у детей, чему они научились в процессе данного курса?
О ЛАГЕРЕ. О ДЕТЯХ. О
ВОЖАТЫХ.
· Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа.
· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо. Гневный голос сильнее крика.
· Если находиться рядом с детьми – пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
· Если ребенку плохо – поставь себя на его место.
· Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.
· Если ты не понимаешь шуток – пиши пропало.
· Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.
· Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.
· Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав, у тебя они не могут быть другими.
· Если хочешь быть хорошим вожатым – будь им.
С. А. Шмаков
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.