Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 11.doc
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы
в XVI – XVIII вв.
Тема 5.7. Век Просвещения
Практическая работа № 11
Тема: Век Просвещения
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые
знания, формирование умения обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться составлять кластер.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике.
1. Повторить материал по теме «Великие географические открытия и начало европейской
Задачи практической работы
колониальной экспансии»
2. Ответить на вопросы
3. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Образование и воспитание эпохи
Просвещения»
4. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Литература эпохи Просвещения»
5. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Искусство эпохи Просвещения»
6. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Просвещенный абсолютизм»
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения
Европы во второй половине XVII XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:
Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на
счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.
Осуждение социального неравенства людей,
эксплуатации человека человеком.
Антифеодальные настроения.
Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей это
активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных
Богом, как рассматривали его классицисты.
1 Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр
общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.
Осуждение политической тирании.
Идея просвещенного абсолютизма правители стран должны заботиться о развитии науки и
образования среди населения («союз королей и философии»)
Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман.
Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре
литературных произведений, написанных просветителями образ интеллектуального героя, часто
деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное
место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования.
Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные
рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и
церкви, политики, педагогики и др.
Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье,
Дени Дидро, ЖанЖак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода.
К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение
газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где
проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские
ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое просвещение?
2. Назовите главные идеи Просвещения?
3. Что такое просвещенный абсолютизм?
4. Назовите культурные ценности эпохи Просвещения.
Задания для практического занятия
Задание 1. Образование, воспитание и общественное мнение эпохи Просвещения
Пропаганда знаний просветителями сказалась на традициях семейного образования и
воспитания в XVIII в. Родители стали уделять серьезное внимание воспитанию детей. Умственные
способности и склонности детей к определенным занятиям осознано старались подмечать и
развивать. Телесные наказания в XVIII в. сохранялись, но у них уже появилось много противников
Появилась впервые государственная образовательная политика, Фридрих 2 Прусский и Иосиф 2
Австрийский ввели обязательное начальное обучение. Процент грамотного населения возрос.
Чтение стало привычным занятием не только для дворян и горожан, но и для крестьян,
ремесленников слуг.
Хотя просветители оказали огромное влияние на общество, их идеи распространялись только в
высших слоях, где имели огромный успех, но не затрагивали простонародье. Отношение
просветителей к народной культуре нередко было высокомерным, они не видели в ней ценности.
В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе общественное мнение. Она
стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и
2 оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью
которого формировалось общественное мнение, были журналы и газеты.
Средой проявления общественного мнения были светские салоны – частные дома, где
собирались люди с общими интересами. XVIII в. стал веком салонов, которые объединяли
сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке,
философии, политике. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были
знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения.
Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме
бесед. В начале XVIII в. кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и
литературных клубов. В парижском «Caf Procope» зародилась идея «Энциклопедии». В кафе
Лондона и Оксфорда, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов.
Задания:
1. Как идеи просвещения повлияли на образование и воспитание, развитие общественного
мнения?
2. Составьте кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения»
Задание 2. Литература эпохи Просвещения
В XVIII в. самым распространенным чтением европейцев стал роман – крупное прозаическое
произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Выдающимися авторами были
Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, ПьерОгюстен Бомарше, ИоганнВольфганг Гете. В их творчестве
можно проследить влияние идей Просвещения в литературе.
Дефо утверждал в своем «романе действия» «Робинзон Крузо» нового положительного героя,
который трудолюбием и умом достиг всего: покорил дикую природу, просветил доброго дикаря
Пятницу. Другой английский писатель Дж. Свифт в приключенческом романе "Путешествие
Гулливера" пытался показать пороки современного общества. Герои Бомарше («Женитьба Фигаро»,
«Севильский цирюльник») простые люди из неблагородных сословий, своим трудолюбием, умом,
человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права
человека.
Приобретают популярность книги о людях, которые «сделали сами себя» и поднялись из низов,
а также «романы воспитания», рассказывающие о становлении личности, впечатлениях детства.
Во второй половине XVIII в. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и
неоклассического искусства. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками.
Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины
старинных замков и т.п. Так в Англии зародился сентиментальный роман, в котором
показывалось, что человек существо эмоциональное, наделено чувствами, воображением,
страстями. В конце 18 века все зачитывались книгой И.В. Гете «Страдания молодого Вертера» о
переживаниях тонко чувствующего юноши, который сталкивается с лицемерием сословного
общества и в финале кончает жизнь самоубийством изза неразделенной любви. Гете своими
литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми,
способными бросить вызов существующему несправедливости общества.
В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных
преступлений, призраков, колдовства, ужасов.
3 Задания:
Как идеи просвещения повлияли на литературу XVIII в.?
Составьте кластер «Литература эпохи Просвещения»
Задания 3. Искусство эпохи Просвещения
Во XVIII в. в большинстве европейских стран доминирующим художественным стилем еще
оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль классицизм.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения
религиозных начал искусства светскими. Порождением светской культуры стало распространение в
первой половине XVIII в. нового стиля – рококо. Ему свойственны изящность, кокетливость и
комфорт. Мастера рококо создавали вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить.
Для этого стиля характерны богатство украшений, использование виньеток, раковин, медальонов в
изысканном обрамлении. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись,
китайские павильоны в парках. Художники, работающие в этом стиле, например Антуан Ватто,
изображают сценки из светской жизни: галантных кавалеров, прекрасных дам, компании на природе,
а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж
настроения».
Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами.
Этот стиль назвали неоклассицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими
раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.
Художникинеоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека.
Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания. Идеи гражданского мужества и
служения Отечеству отражены в работах французского живописца Жака Луи Давида: «Клятва
Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид в Фермопилах».
Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего
столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие туники.
Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения,
придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано,
скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в
центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.С. Бах, Й. Гайдн, В.
Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.
Задания:
1) Как идеи просвещения повлияли на искусство XVIII в.?
2) Составьте кластер «Искусство эпохи Просвещения»
Задание 4. Просвещенный абсолютизм
Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования
государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей
достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов
«мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают
делу просвещения общества и установлению справедливости.
4 Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов"
короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров МарииТерезии и ее сына Иосифа II,
российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.
Просвещенный абсолютизм – система взглядов, по которой просвещенный и соблюдающий
законы монарх обеспечивает процветание своей стране. Это была попытка приспособить абсолютизм
к изменившимся условиям путем умеренных реформ, и укрепить таким образом собственные
позиции, сохранить власть.
Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во
всех странах: поощрение торговли и производства, развитие образования, покровительство наук и
искусства, попытка урегулировать финансы, попытки создания более справедливых и равных
условий для подданных, несмотря на сословное деление общества, первые робкие шаги для
облегчения положения крестьян.
Под влиянием идей просветителей прусский король Фридрих II издал свод законов –
«Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил веротерпимость,
свободу печати, отменил пытки, покровительствовал торговле и производству, строил дороги,
облегчил положение крестьян.
В своё десятилетнее царствование в Австрии
II
провёл целый ряд реформ,
главная из которых – освобождение крестьян от
крепостной зависимости, наделение их землёй. Установил равенство всех перед законом, открыл
возможность занимать должности вне зависимости от происхождения, проводил политику
веротерпимости.
(17801790)
Иосиф
Задания:
1.Как идеи просвещения повлияли на политическое развитие XVIII в.?
2.Составьте кластер «Просвещенный абсолютизм»
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических
работ
5 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
6
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Век Просвещения. Практическая работа № 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.