МКОУ Медвеженская ООШ
Провела: учителя начальных классов Концова Валентина Павловна
Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии; -расширение и углубление природоведческих знаний учащихся; - воспитание любви и бережного отношения к природе; - развитие индивидуальных способностей учащихся; - формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру; - учиться защищать и любить природу; - понять , что в исчезновении птиц и животных виноваты люди; - развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Предварительная работа:
1. Разбить учащихся на 2 группы.
2. Распределить творческие интеллектуальные задания для самостоятельной подготовки.
Оформление:
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
5.Изображение Земли.
6. Голубь и письмо.
7.Конверты.
8. Выставка книг о природе.
9.Детская презентация»Наша помощь природе».
10. Презентация»Люби и охраняй природу».
План внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент.
2. Самоопределение деятельности.
3. Работа в группах.» Что узнали».
4. Работа в группах»Приведём в порядок планету».
5. Беседа «Нужны ли комары?».
6. Информационный блок «Законы экологии».
7. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
8. Работа в группах «Обращение от имени природы».
9. Заключительная беседа « Убивай зверя внутри себя».
10. Рефлексия.
11. Заключение.
1
Ход классного часа.
1.Организационный момент .
Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Садитесь и с добрым, хорошим настроением начнём наше мероприятие.
2. Самоопределение деятельности.
- Послушайте стихотворение.
СЛАЙД №1 (ЛЕС) Любите родную природу - Озёра, леса и поля Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля На ней мы с тобою родились Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.
- Вы прослушали стихотворение. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии. - Кто может уже догадался? Ответы детей:
- Речь сегодня пойдёт о нашей планете Земля, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к растениям и животным, об охране и защите природы.
СЛАЙД №2 - Прочитаем тему нашего мероприятия. ( ТЕМА)
2
- Для кого мы охраняем природу? ( для человека )
- От кого мы охраняем природу?( от человека )
- Порой взрослые и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Красивые водоёмы превращаются в сточные канавы, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие растения и животные. В наше время бурно развивается наука, которая пытается дать точные ответы, что можно брать у природы, как это правильно делать. Охрану природы, правила поведения в ней изучает наука - экология СЛАЙД №3.
3. Работа в группах.»Что узнали»
-Готовясь к мероприятию, вы разделились на 2 группы»Зоологи» и «Экологи».
«Экологи» получили задание узнать с помощью Интернета или Энциклопедии, что означает слово «экология». Им слово.
СЛАЙД №4 (наплывают картинки жилищ: растения , человека, животного и в конце Земля)
1 Ученик. «Экос» - дом, «логос» - наука. В переводе с греческого языка экология означает «учение о доме». 2 Ученик. Речь идёт о природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека.
3. ученик. Мы речь ведём о том, Что вся Земля – наш общий дом - Наш добрый дом, просторный дом - Мы все с рождения в нём живём. 4 Ученик. Ещё о том ведём мы речь,
3 Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля.
- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых
людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
Ответы детей:
- «Зоологи» получили задание подготовить небольшую презентацию, которая рассказывает о вашей конкретной помощи природе. Им слово.
(детская презентация)
Слайд №4 - 6
Сценка (выбегают 3 туриста) - Бом, бом, бом! Начинается погром! Выезжаем на природу, Сколько здесь в лесу народу! Здесь костёр , и там костёр! Банки, склянки, всякий сор!
( разбрасывают бутылки, бумажки, полиэтиленовые пакеты).
Выходят «экологи» убирают мусор в мешки и говорят:
1 Ученик. Очень часто человек не задумывается о том, какой вред наносит природе его деятельность
2 Ученик. Мы уже сегодня должны думать о том, что останется нашим потомкам.
3 Ученик. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц. ( Садятся)
4
Слайды №7-12(о загрязнении)
4. Ученик. Дымятся в городе заводы, Атмосферу засоряя, Отравляют жизнь природы, Стоки в воду, направляя. 5. Прогуляться в лес меж делом! Он же мусором завален. В нём не видно даже белок, Вороньё среди подпалин. 6. По отдельности мы каждый Грудью встанем за природу, И дойдёт до дела скажем: «Не сорил нигде я сроду».
7. Неужели не понятно, Что мы сами дом свой губим. Вон на Волге грязи пятна. И в лесу деревья рубим. 8. Сохраним потомкам город, Чистый воздух, реку, лес. Уникальную природу Не погубит наш прогресс.
- Вот такие бедствия наносит нашей планете человек. 4. Работа в группах.»Приведём планету в порядок».
- Ребята, а хотите стать на несколько минут волшебниками и представить, какой может стать наша планета, если все жители планеты не будут причинять ей вреда, а будут охранять и беречь её. Итак, вы волшебники и я волшебница. В руках у меня конверты, в них есть то, что нужно для волшебства. Внимательно посмотрите содержимое конвертов, посоветуйтесь, какое волшебство может
5
подарить каждая группа волшебников, чтобы привести нашу планету в порядок.
Волшебники «Зоологи» ваше волшебство.
Выходят «Зоологи»
Примерные ответы:
1. ученик. Мы дарим Земле голубое чистое небо. 2. Ученик. Мы дарим Земле животных и т.д.
Волшебники «Экологи» ваше волшебство.
Выходят «Экологи»
1. ученик. Мы дарим Земле красивые цветы. 2. Ученик. Мы дарим Земле тепло наших сердец и т.д.
--Прекрасное волшебство. А теперь моя очередь. Волшебники»Зоологи» подарили Земле голубое чистое небо. Так пусть в нём всегда парят вот эти белые голуби –птицы – символы мира. И пусть на нашей Земле всегда будет мир.
-- Вот какая прекрасная планета получилась. Молодцы волшебники привели планету в порядок.
1 Ученик. Все, все , на свете , на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд. Кто делает мёд, и кто делает яд.
6
Слайд ( муравей) 2 ученик. Я уважаю муравья за то, Что он трудолюбивый, 3 ученик. Я уважаю соловья За песен звонких переливы, 4 ученик. Я уважаю снегирей И дятлов тоже уважаю, За то, что родины своей Они в мороз не покидают. 5 ученик. Я очень уважаю тех, Кто никого не обижает!
(выходят и поют песню с движениями)
ПЕСНЯ»МУРАВЕЙ»
- Уважаемые экологи ,расскажите, что нужно нам делать для процветания экологического благополучия нашей планеты?
Примерный ответ экологов: 1.Для того , чтобы наша планета оставалась цветущей, нужно посадить дерево.
2. Собрать мусор.
3. закрыть капающий кран.
4. Соблюдать правила поведения в природе.
5. И обязательно знать 4 закона экологии:
1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда –то деваться.
3. Ничего не даётся даром. 4. Природа знает лучше и т.д.
7
Слайд №14 (комары)
5. Беседа.»Нужны ли комары»
--Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
- Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
Слайд( Аральское море)
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
8
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
6. Информационный блок «Законы экологии».
- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
9
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
7. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Слайд №14( о нарушениях в селе)
-- Наше село Медвежье утопает в зелени лесов. Много у нас прудов.Жители села стараются чтобы наше село было чистым и красивым ,но некоторые жители всё равно нарушают законы экологии и сейчас мы проведём рейд по улицам нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. С животноводческой фермы сброшены в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям села? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Слайд (жгут сухую листву)
- Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон люди нарушают?А как правильно поступить?
Примерные ответы детей:
10
- Листва деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов, фермы. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
СЛАЙД №15(УДОБРЕНИЕ БИОГУМУС) И ЧЕРВЯКА
- Идём дальше, заходим в наш сельский магазин и покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он
съедает в сутки в два раза больше, чем весит, а ещё он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
11
- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Слайд (болото)
- Идём дальше. У нас в селе есть небольшое болотце, которое местные жители называют Бучило, весело квакают лягушки, тучей клубятся комары. Предположим, что жители села решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушат наши сельчане, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.Надеюсь, что вы донесёте свои знания мамам, папам, дедушкам,тётям, и экологических нарушений у нас в селе будет меньше.
8. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
- Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем обращения от имени природы.
12
»ЭКОЛОГИ» напишет 2 обращения. 1-е к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
2-е владельцам заводов, фабрик.
»Зоологи» напишет 1-е обращение морякам и рыбакам.
2 – обращение к учащимся нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
(прикрепляют к макету Земли воздушные бумажные шары)
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
9. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
СЛАЙД №16 (СЛОВА ПОЭТА) - Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитам строки поэта Евгения Евтушенко (читает).
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
13
- Что нужно беречь природу.
- Что нельзя убивать зверей.
- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
10. Подведение итогов (рефлексия).
- Ребята, что нового вы узнали из сегодняшнего разговора. Что Запомнилось?
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о червяке, который делает удобрение.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
14
- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
11. Заключительное слово.
--В заключение хочу вам сказать, чтобы любить, беречь и охранять нашу природу, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким ,учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушиваться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и процветание Земли в Ваших руках ,дорогие ребята.
Слайды ( красота природы)
--Посмотри мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло – голубое, Светит солнце золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром , туманы и роса, Человек и время года - Это всё вокруг – природа! Всё, что нужно, год от года, Нам даёт сама природа, И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек. Так давайте, сбережём наш земной природный дом! Слайд(глобус с лейкой)
Выходят учащиеся с глобусом в руках.
1ученик. Взгляни на глобус – шар земной- Ведь он вздыхает , как живой. И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!»
2 ученик. В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»
3 ученик. Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышим голос мы реки: «Ты береги нас, береги!»
4 ученик. Остановил олень свой бег: - Будь человеком, человек! В тебя мы верим! Не солги! Ты береги нас, береги!
5 ученик. Смотрю на Глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И губы шепчут:»Не солгу! Я сберегу вас, сберегу!»
(Становятся полукругом , подхватывают одной ладошкой глобус снизу и хором говорят) Слайд (Земля ,поддерживаемая ладошками детей)
Хором:» Дорогая планета, Земля! Мы обещаем сохранить твою природу!» Берут фигурки животных дарят гостям и садятся.
--Наше внеклассное мероприятие окончено. Всем большое спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.