«Великие наши «современники». Л. Бетховен»
Оценка 4.8

«Великие наши «современники». Л. Бетховен»

Оценка 4.8
docx
24.03.2021
«Великие наши «современники». Л. Бетховен»
МУЗЫКА 1 - копия (21).docx

Великие наши «современники». Л. Бетховен.

 

Цель: показать «современность» Л. Бетховена через отражение композитором жизни во всем ее многообразии, через новизну музыкального языка и значимость содержания его произведений.

 

Задачи:

- обучающая – продолжать знакомить с творчеством Л. Бетховена;

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

I. Рассказ учителя о Л. Бетховене и беседа о прослушанных произведениях.

На доске - портрет композитора Л. Бетховена (1770-1827).

-        Об этом композиторе мы много говорили на наших уроках. Его произведения вы любите и знаете.

Бетховен - одна из величайших вершин мировой культуры. Его музыку отличает глубина мыслей и чувств, обращенность к массам, смелость новаторства. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным выражением гражданского героизма. Его по праву называют «Шекспиром масс».

Этот великий музыкант родился в эпоху французской революции, эпоху пробуждения самосознания парода, что соответствовало духу самого композитора. Его музыка возвышается над всем, что было создано современниками и следующим за ним поколением, перекликаясь с исканиями более позднего времени. Прозорливость Бетховена поразительна.

Бетховен прожил всего 30 лет в XVIII веке, но именно его творчество открывает новый «романтический» XIX в. в музыке и «всегда кажется, будто Бетховена в XVIII в. и не было». От музыки предшественников его музыка отличается необыкновенной героической энергией, небывалыми контрастами, трагедийной силой и грандиозными масштабом. Из музыки Бетховена исчезло все, что было свойственно венскому классическому стилю: изящная красивость, украшения, плавная ритмика, прозрачность звучания. Бетховенским представлениям жизни требовались новые краски - новые интонации, характерные для революционной эпохи, - динамичные, резкие, упорные. Его мелодии стали просты и кратки. Современникам, привыкшим к музыкальному классицизму XVIII в., новаторская музыкальная речь Бетховена часто казалась странной, «неприглаженной», режущей слух. Его порицали за изобилие духовых инструментов, диссонансов (диссонанс (лат. 01хкопо - нестройно звучу - созвучие неустойчивого, напряженного характера, вызывает потребность перехода к созвучию более спокойному, мягкому - благозвучному консонансу), за разрушение традиционных музыкальных форм.

«Сердце - вот истинный рычаг всего великого», - говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайно детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.

Вся жизнь Бетховена была похожа на грозовой день. И умер он во время грозы - страшной снежной бури. «День был трагический. Тяжелые глыбы облаков скопились на небе... Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом... Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Рука упала. Глаза закрылись... Он пал в бою» (Ромен Роллан).

«...Во время похорон стояла ясная, солнечная весенняя погода. За гробом Бетховена следовало двадцать тысяч человек - около десятой части всего населения Вены. В одной из венских церквей состоялось исполнение «Реквиема» Моцарта, посвященное памяти усопшего. Благородная личность музыканта-революционера в течение многих десятилетий служила образцом героической жизни, художественной правды и редкой душевной чистоты». Бетховен и поныне остается примером для всех художников, которые хотят посвятить себя служению народу. В одной из книг о Бетховене Ромен Роллан писал: «Рисуя его, я рисую его племя. Наш век. Нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами - Радость. Не жирную радость отъевшейся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодоленного страдания, победы над самим собой...»

Мир музыки композитора очень разнообразен: от произведений героико-драматического характера, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих стремление к свободе, до произведений, выражающих доброту, любовь, бурные страсти, тихую мечтательность, веселый юмор.

-        Назовите произведения Бетховена, отражающие эти темы.

В своем творчестве композитор не проводит грани между «высоким» драматическим и «низким» бытовым искусством. Он равно велик во всех проявлениях своего гения. Никакие беды и тяготы жизни не смогли убить в Бетховене чувство юмора, которое помогало ему жить и побеждать.

Слушание «Рондо-каприччио».

Ребятам назвать «Ярость по поводу утраченного гроша». Перед слушанием попросить в тетрадях записать смену настроений в музыке.

-        О чем эта музыка? Как менялся характер музыки и настроение героя?

-   В какой форме написано произведение?

-   Нашел ли герой грош? Почему вы так решили?

У этого произведения есть другое название - «Рондо-каприччио» (каприччио в переводе с итал. означает каприз. В музыке так называют инструментальные пьесы виртуозного характера с частой «капризной» сменой настроений, изобилующие неожиданными эффектами).

Другим помощником композитора, из которого он черпал вдохновение, - была народная музыка. Бетховен сделал множество обработок австрийских, английских, венгерских, ирландских, испанских, итальянских, даже русских песен и мелодий.

-        Назовите произведение, в котором композитор использовал русскую народную песню. (Вариации на тему «Камаринской».)

К обработке шотландских песен он обратился в один из самых трудных периодов своей жизни, в годы тяжелого душевного кризиса, вызванного разгулом реакции, подавившей революцию, и личной трагедией. Бетховен так остро переживал утрату революционных идеалов в стране, падение духа сограждан и упадок культуры, что не мог сочинять музыку. Некоторые современники считали, что великий композитор уже «исписался». И вот в это время он с радостью принимает поступившее из Англии предложение гармонизовать ирландские и шотландские песни. Вместе с этим он создает большой сборник под названием «Песни разных народов».

 

Слушание «Экоссезы».

-        К какому жанру музыки вы отнесете это произведение? (Песня, танец, марш.)

-   Какую музыкальную форму они напоминают?

-   Каков характер каждой его части?

Экоссез - шотландский народный танец, исполняющийся под аккомпанемент волынки. В ХУШ-ХГХ вв. он распространился во многих странах мира как бальный танец. У Бетховена 6 танцев в духе народных. Каждый танец заканчивается повторяющейся мелодией (как припев). С помощью этого приема все экоссезы объединяются в таком необычном построении.

И еще одно произведение, о котором нельзя не вспомнить, говоря о Л. Бетховене. Р. Роллан говорил: «Девятая симфония - бессмертное свидетельство о великой Мечте, всегда таящейся в сердцах людей...»

 

II. Рассказ учителя о 9-й симфонии Л. Бетховена. Слушание финала.

Девятая симфония является вершиной революционного творчества Бетховена, грандиозным выводом, итогом всей его жизни. Из самой бездны человеческой скорби и страданий композитор задумал восславить Радость. Это был замысел целой жизни. С девятнадцати лет Бетховен мечтал сочинить музыку на текст оды «К радости» Ф. Шиллера. Современники знали, что цензурные условия реакционной Германии заставили поэта заменить истинное название оды - «К свободе». Знал об этом и Бетховен. Всю свою жизнь он мечтал воспеть Радость свободного человечества и увенчать ею одно из своих крупных произведений. Долго он искал и не находил точной формы для такого гимна.

И когда, наконец, мелодия «радости» появляется в финале 9-й симфонии, она поражает всех своей совершенной простотой и редчайшей красотой народной песни.

Бетховен хотел быть понятым современниками и потомками, поэтому стремился к максимальной простоте музыкальной речи. Но форма финала уникальна в симфонической музыке и по сей день. В момент героической кульминации Бетховен впервые вводит в классическую симфонию хор. В построении финала объединяются черты вариаций, рондо, фуги и сонаты.

От легкого дыхания спокойной и торжественной массовой песни к пламенности боевого марша, через величественный гимн, призывающий миллионы к единению, до массового ликующего танца -таково развитие главной идеи симфонии.

Она прозвучала как смелый вызов реакции, как напоминание о том, что передовые идеалы продолжают жить и в мрачные времена социального угнетения и насилия, что человек-борец не одинок и в объединении лежит путь к свободе. Никогда еще Бетховен не достигал подобной силы и революционной страстности.

И творение титана победило посредственность публики. Легкомыслие «танцующей» Вены было на миг обезоружено. Успех симфонии был триумфальный, подобный потрясению. Бетховена пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, тогда как даже императора полагалось приветствовать лишь троекратными рукоплесканиями. Понадобилось вмешательство полицейских, чтобы прекратить овации. Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали. Но триумф был мимолетным. Бетховен остался таким же нищим, больным, одиноким, — но победителем! — победителем человеческой посредственности, собственной судьбы, своего страдания.

Слушание финала.

-        Как вы думаете, 9-я симфония повествует нам о прошлом, настоящем или будущем человечества?

Девятая симфония Бетховена вошла в историю мировой культуры как величайшее творение, выражающее свободолюбивые идеалы человечества. Ее влияние на искусство последующего времени огромно.

Известный русский композитор С. И. Танеев высказал мысль о том, что, если Землю когда-нибудь посетят пришельцы из других миров и нужно будет в течение часа рассказать им о смысле жизни рода человеческого, лучше всего - дать им послушать 9-ю симфонию Бетховена.

В наши дни эта бессмертная музыка, записанная на платиновый диск вместе с другой информацией о Земле, запущена в бесконечное пространство космоса навстречу возможному разуму как визитная карточка и духовный свет человечества.

 

III. Итог урока.

-        Нравятся вам произведения Бетховена? Какие? Почему?

-        Можем ли мы назвать Людвига Бетховена своим современником? Почему?

Вывод. Подобно великому Баху, Бетховен обобщил на высочайшем художественном уровне все значительные достижения в музыке предыдущей эпохи и пошел дальше - в будущее. Новизна и значительность содержания произведений Бетховена, который стремился «вдохнуть мужество в несчастное человечество», вызвали глубокие преобразования всех видов музыкального творчества. Он соединил инструментальную музыку и слово, мастерски разработал приемы «конфликтной» драматургии, видоизменил форму сонаты, симфонии, вариаций, песни, впервые начал создавать песенные циклы, симфонизировал оперу, концерт. Его музыке так же, как искусству Баха, Моцарта, присуще чувство гармонии с миром. Но рождается оно в результате титанической борьбы, предельного напряжения душевных сил, преодолевающих гигантские препятствия.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Музыкальный материал: Л. Бетховен «Экоссезы», «Рондо-каприччио» («Ярость по поводу утраченного гроша»), финал симфонии № 9.

 

 

 

 

 


 

Великие наши «современники». Л

Великие наши «современники». Л

Сердце - вот истинный рычаг всего великого», - говорил

Сердце - вот истинный рычаг всего великого», - говорил

Нашел ли герой грош? Почему вы так решили?

Нашел ли герой грош? Почему вы так решили?

Радость свободного человечества и увенчать ею одно из своих крупных произведений

Радость свободного человечества и увенчать ею одно из своих крупных произведений

III. Итог урока. - Нравятся вам произведения

III. Итог урока. - Нравятся вам произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021