Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.
К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.
Ведь сам Бог – скульптор:
Он создал человека не колдовством,
А кусок за куском – как ваятель
Л. Бернини
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Скульптура – одно из самых
древних искусств.
Мы знаем произведения, созданные
тысячелетия тому назад мастерами
Египта, Индии и Греции. Само слово
произошло от латинского «sculpere»,
что значит «высекать».
До сих пор сохранилась и прекрасная
легенда о замечательном скульпторе
Пигмалионе.
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Одним из первых скульпторов, чье имя
сохранило время, был Мирон (V в. до н.
э.). Какое творение этого автора вам
известно?
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
–
Фидий
легендарный
автор
скульптур
Зевса
Олимпийского и Афродиты
Эфесской,
в
«семь чудес света».
вошедших
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Скопас – исполнил мифологические
образы с драматизмом и
гаммой
сложной
человеческих
чувств
(«Менада»).
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Пракситель
– изображал олимпийских
богинь
Сатир»,
богов
и
(«Отдыхающий
«Аполлон» и др.).
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Лисипп
–
стремился
в
передать
многообразие
характера
(«Александр Македонский» и др.). греческий скульптор,
вместе
триаду
величайших
греческой
скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до
н. э.)
со Скопасом и Праксителем вошел
классической
скульпторов
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Еще одна яркая страница истории развития скульптуры связана с
эпохой Возрождения.
Не правда ли – примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, –
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.
Это стихи великого художника этой эпохи Микеланджело Буонарроти
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Какое творение этого автора
вам известно?
(«Давид».)
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые
представленная флорентийской публике на площади Синьории
8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало
восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из
вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого
гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в
Академии изящных искусств во Флоренции.
Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает
обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с
Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество,
поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники
Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент
торжества после победы над гигантом.
Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он
спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно
сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он
перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая
рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста —
уже подготавливает смертоносное движение.
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
История
Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в
середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на
которую народ Флоренции возложил надзор за украшением
соборного храма СантаМариядельФьоре) выступила с
предложением окружить собор двенадцатью
крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.
К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых
выполнил Донателло, а другое — его подмастерье
Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была
доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После
смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над
этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры.
Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену
Антонио Росселлино.
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Взор «Давида»
К началу XVI века заброшенная глыба мрамора,
которую флорентийцы прозвали «Гигантом»,
представляла собой жалкое зрелище. С каждым
десятилетием она неумолимо таяла в размерах изза
губительного воздействия осадков. Наконец
кураторы собора, проконсультировавшись с
Леонардо да Винчи и другими знатоками
скульптуры, признали статую годной к доделке.
После некоторых колебаний завершение «Давида»
было поручено известному своей амбициозностью
26летнему скульптору Микеланджело Буонарроти.
Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года,
а уже 13 сентября молодой человек приступил к
работе. Борьба Микеланджело за извлечение из
бесформенной глыбы идеального человеческого
тела продолжалась два года.
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже
близилась к завершению, его пришли оценить ведущие
флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с
Боттичелли, попрежнему настаивали на размещении статуи
близ собора. Для прочих консультантов, включая
Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи,
общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное
значение. Для защиты от негативного действия сил природы
статую было предложено перенести туда, где заседал
городской совет, — в лоджию Ланци.
Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла
четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую
бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло.
Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело
воспринималось как наглядный образ героической борьбы
флорентийского народа за свободу от тирании.
В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и
выветривания статуя была перенесена в один из залов
Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории
заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал
Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за
многие годы загрязнений.
Великие скульпторы. 7 класс. ИЗО Неменский
Для поисковой работы учащимся
предлагается ряд имен скульпторов
: О. Роден, В. Мухина, И. Шадр, С.
Коненков, И. Мартос и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.