Кочекова Татьяна Алексеевна
УМК «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
3 класс
Тема: «Великий круговорот жизни»
Планируемые результаты:
-формировать учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых частных задач;
-учить адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||
I. Орг. момент |
-Ребята, у вас на столах лежат конверты и словари. Те, у кого конверты, задание получат позже. Те, у кого словари, начните выполнять написанные задания, а потом подключайтесь к нам.
|
Даёт индивидуальные задания. |
Выполнение индивидуальных заданий(2 чел.): 1. Найти в словаре значение слова ОРГАНИЗМ. 2. Найти в словаре значение слова КРУГОВОРОТ.
|
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации с помощью словаря |
|||||||||||||||
II. Проверка д/з |
-Из каких частей состоит гриб? -Как грибы связаны с растениями?
-Какое значение для леса имеют грибы? |
Ведёт беседу. Фронтальная работа.
|
Р. тетр. С. 54№1 Ответы уч-ся. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, помогают им всасывать из почвы воду и соли, взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету.
Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли, грибами питаются и лечатся многие лесные жители. |
Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме. |
|||||||||||||||
-Какие съедобные грибы вы знаете? |
Р. тетр. №3(а) Белый, опёнок осенний, шампиньон. Перечисляют др. грибы, не указанные в задании. |
||||||||||||||||||
-Какие несъедобные грибы вам известны? |
Р. тетр. №3(б) Желчный гриб, ложноопёнок, бледная поганка, мухомор. + др. известные грибы. |
||||||||||||||||||
-Как правильно собирать грибы? |
Те, которые хорошо знаем. Не разрывать грибницу, срезать ножом. Не брать старые грибы. Не собирать грибы вблизи дорог. |
||||||||||||||||||
Дополнительная информация о грибах.
|
Р. тетр. № 4 – сообщения о грибах. (2-3 ученика) |
||||||||||||||||||
III. АОЗ Сообщение темы. |
-Сегодня мы завершаем изучение темы «Эта удивительная природа». -О чём мы узнали? |
Проводит беседу. |
Мы узнали о разнообразии природы, разобрались во многих взаимосвязях, выяснили, что сегодня угрожает природе и что нужно сделать для её сохранения. |
Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с помощью словаря. Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
|||||||||||||||
-А сейчас мы начинаем самый важный для жизни урок. Мы постигаем тайны мира, в котором живём. -Окр. мир – это что? |
Природа и человек, который в нём живёт. |
||||||||||||||||||
-Какая бывает природа? |
Живая и неживая. |
||||||||||||||||||
-Что относится к неживой природе? |
Космические тела, вода, воздух, камни. |
||||||||||||||||||
-Что относится к живой природе? |
Животные, растения, грибы, микроорганизмы. Все живые тела. |
||||||||||||||||||
-Как учёные называют живое тело? |
Вывешивает на доску табличку со словом ОРГАНИЗМ. |
Дети высказывают своё мнение. |
|||||||||||||||||
-Что такое организм? Проверка индивидуальной работы первого ученика со словарём. |
Выслушивает ответ. |
Организм – живое существо или растение с его согласованно действующими органами. |
|||||||||||||||||
-Назовите признаки организмов. |
Проводит беседу.
|
Дети перечисляют: Рождение, питание, развитие, размножение, дыхание, движение, смерть. |
|||||||||||||||||
-На какие царства учёные разделили живые организмы (живую природу)? |
Растения. Грибы. Животные. Микроорганизмы. |
||||||||||||||||||
-Сегодня мы должны ответить на вопрос: Почему жизнь существует? Помогут нам в этом разобраться герои мультфильма «Король Лев». Все ли смотрели эту сказку? Назовите главных героев. Просмотр эпизода. -Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп! -Но ведь мы едим антилоп! -Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круга жизни!» -Что же сказал Лев своему сыну? -Возможно, маленький Симба не совсем понял отца. А вы поняли? |
Отвечают на вопросы учителя.
Просматривают эпизод.
Отвечают на вопрос.
Объясняют, как поняли текст мультфильма. |
||||||||||||||||||
-Что такое – КРУГОВОРОТ? Проверка индивидуальной работы второго ученика со словарём. |
Выслушивает ответ, вывешивает на доску табличку со словом КРУГОВОРОТ. |
Круговорот – беспрерывное неизменно повторяющееся движение, круг развития. |
|||||||||||||||||
-В каком словосочетании вы слышали слово КРУГОВОРОТ? |
Задаёт вопрос. |
Отвечают: -Круговорот воды. |
|||||||||||||||||
-Сегодня мы узнаем о другом круговороте – КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. -Как вы понимаете это словосочетание? -Кто в нём участвует? |
Сообщает тему, выслушивает предположения детей. |
Отвечают на вопрос учителя. |
|||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала |
-Откройте учебники на с. 124-125. В течение 1 минуты найдите ответ на вопрос: «Из каких звеньев состоит КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ»?
-Сколько звеньев в круговороте? -Объясните, кто это? |
Даёт задание Выслушивает ответы, по мере поступления ответов вывешивает на доску таблички со словами – ответами. Организует беседу. |
Просматривают текст, находят ответ на вопрос: ПРОИЗВОДИТЕЛИ, РАЗРУШИТЕЛИ, ПОТОРЕБИТЕЛИ.
-Три. Дети объясняют прочитанное. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к способам решения частных задач. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
|
|||||||||||||||
-Прослушаем и просмотрим запись, чтобы ещё лучше это понять. |
Включает ЦОР «Мир природы» I часть до слов «Вспомни и расскажи о роли каждого из них» |
Дети рассказывают о том, что увидели в объяснении. |
|||||||||||||||||
-Прочтите в учебнике о роли почвы (с. 126) -Поместите карточку ПОЧВА на КРУГ ЖИЗНИ.
|
Наблюдает за деятельностью учащихся. |
Читают, отвечают на поставленный вопрос, помещают табличку на заранее нарисованный на доске круг. |
|||||||||||||||||
V. Первичное закрепление посредством прямого повторения.
Первичное закрепление посредством частичных выводов. |
- Теперь нужно заполнить круг жизни, составив полную схему. -Что для этого нужно знать?
-Прочитайте о роли каждого из них в учебнике: 1ряд – о производителях 2ряд – о потребителях 3 ряд – о разрушителях |
-Выслушивает ответы.
Наблюдает за деятельностью учащихся. |
Высказывают мнение. Одно из них: «Надо знать о роли каждого звена.
Читают в учебнике. Рассказывают о роли ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, РАЗРУШИТЕЛЕЙ, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Составляют схему на доске, устанавливают связи между звеньями:
|
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к способам решения новой задачи. |
|||||||||||||||
ЦОР «Мир природы» I часть от слов «Вспомни и расскажи о роли каждого из них» до конца. -Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. -Как вы думаете, каждое из этих звеньев необходимо? -Жизнь продолжается много миллионов лет. -Как вы считаете, будет ли дальше продолжаться жизнь на Земле? -А давайте подумаем, может ли жизнь прерваться? |
Организует беседу. |
Высказывают свои предположения. |
|||||||||||||||||
VI. Творческое применение знаний.
|
1. -Поднимите руки те, у кого на парте ждёт работы конверт. В каждом конверте лежит изображение КРУГА ЖИЗНИ и одинаковый набор рисунков. Ваша задача в течение 3 минут восстановить КРУГ ЖИЗНИ, объяснить его необходимость. Возьмите себе 2-3 помощников. 2. У доски набор 10-15 изображений представителей живой природы. -Прошу выйти к доске ________ и определить, куда относится каждый живой организм. 3. Задание остальным: Раб. тетр. стр. 56 №1 или 2 – по выбору. |
Организует групповую работу. Закрывает КРУГ ЖИЗНИ, подготавливая схему для индивидуальной работы у доски.
Организует индивидуальную работу у доски.
Организует самостоятельную работу. |
Группы выполняют задание. У 1 группы пропущено звено ПРОИЗВОДИТЕЛИ, у 2 группы – ПОТРЕБИТЕЛИ, у 3 группы – РАЗРУШИТЕЛИ. Дети приклеивают изображения представителей недостающего звена, готовят устный ответ.
Вызванный ученик выполняет данное задание.
Учащиеся выполняют задание. |
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новых частныз задач. |
|||||||||||||||
VII. Физминутка |
Есть в лесу три полочки: Ели, ёлки, ёлочки. Лежат на елях небеса, На ёлках – птичьи голоса |
|
Хлопают в ладоши Приседают, руки вверх, в стороны, вниз Руки вверх Руки в стороны |
|
|||||||||||||||
VIII. Проверка |
1. Взаимопроверка работавших в тетрадях на печатной основе. 2. Проверка индивидуальной работы у доски. 3. Проверка работы в группах.
|
Организует взаимопроверку
Слушает ответ.
Проверяет групповую работу.
Показывает детям «Красную книгу России», «Красную книгу Челябинской области». |
Проверяют работу соседа по парте
Ученик при ответе рассказывает и объясняет, как расселил живые существа на КРУГЕ ЖИЗНИ.
Дети группами рассказывают, какие недостающие звенья КРУГА ЖИЗНИ им пришлось восстановить, доказывают необходимость каждого звена, устно моделируя ситуацию «А если это звено исчезнет». Говорят, как избежать такой катастрофы (приводят известные примеры из литературы, напр. «Как в Китае уничтожили всех воробьёв», из содержания уроков окружающего мира 2 класса) : 1гр. – беречь растения (напоминают одноклассникам о «Красной книге») 2гр. – беречь животных («Красная книга») 3гр. – бережно относиться к грибам, даже ядовитым, не загрязнять почву и воздух. |
Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
|||||||||||||||
IX. Итог |
-Что вы поняли сегодня на уроке?
-А теперь вспомните начало урока: Прав ли был Лев?
-Какую тайну жизни вы открыли на уроке? |
Проводит беседу
|
Делают вывод: Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот прервётся, если исчезнет любое звено.
Высказывают мнения, доказывают.
Все живые существа и почва – участники единого КРУГОВОРОТА ЖИЗНИ на нашей планете. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
|||||||||||||||
X. Контроль результатов первичного понимания. |
Тетр. «Проверь себя» стр. 32 |
Организует проверочную работу по изученной на уроке теме.
|
Выполняют проверочную работу. |
Познавательные УУД: построение речевого высказывания в письменной форме. |
|||||||||||||||
XI. Д/з |
Учебник – стр. 124-126, Раб. тетр. – стр. 56 №1-2 |
Инструктаж д/з
|
Записывают д/з. |
Регулятивные УУД: адекватное восприятие оценки учителя. |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.