Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей.
«ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
Содержание
Содержание..............................................................................................................12Введение
Интерес народа, проявляемый к зрелищам на разных спортивных
площадках, огромен в любом городе, даже сравнительно небольшом, трибуны
залов и стадионов всегда заполняют сотни и тысячи зрителей.
Театрализованные физкультурные парады, спортивные соревнования,
олимпиады, дни городов стали традиционными. Сегодня спортивные
выступления являются украшением массового празднества, способствуют
созданию художественного образа силы, здоровья, молодости и красоты.
Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие это
всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и
для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного
мероприятия проводится для того,
чтобы спортсмены могли
продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались
годами, а поклонники и любители спорта получить удовольствие от зрелища.
В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние
человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит
хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей.
Главное в специфике спортивнохудожественного представления – его
спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса
участников, которые воплощают режиссерский замысел из отдельных
групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично связанных между
собой в единую композицию представления.
3Популярность спортивных шоу в России, как и во всем мире,
необычайно велика, поскольку ни одно другое шоу не в состоянии вызывать
столь сильные эмоции, как у зрителей, так и у спортсменов. По этой причине
из года в год возрастает внимание к качеству подготовки спортивных
мероприятий.
Массовые спортивнохудожественные представления, как и любые
соревнования, являются убедительным средством наглядной агитации.
Массовые представления способствуют популяризации физической культуры
среди молодежи и привлечению их к систематическим занятиям в спортивных
секциях и спортивных клубах.
Поэтому можно уверенно говорить о том, что работа по разработке
спортивнохудожественного представления действительно является
актуальной. Так как открытие любых соревнований это одна из важнейших
частей мероприятия. От зрелищности открытия зависит успех проведения
данного спортивного соревнования. Открытие, также как и финал, должны
запомниться зрителю. Следовательно, к разработке сценария церемонии
открытия соревнований по любому виду спорта нужен особенно
внимательный и творческий подход.
4ГЛАВА I. Литературный обзор
1.1. Занятость и развитие детей во внеурочное время
Являясь государственным приоритетом, воспитание подрастающего
поколения в современных условиях должно основываться на национальных,
среды.
региональных
особенностях
и
социальных
Общеизвестно, что каждая человеческая личность неповторима, что
воспитание ребенка заключается в раскрытии этой неповторимости,
самобытности, творческой индивидуальности. (5) Одна из действенных его
учащихся
форм внешкольное воспитание,
расширяя кругозор,
общеобразовательных школ, усиливает стартовые возможности для
профессиональной ориентации и для последующего профессионального
образования.
Внешкольное обучение и воспитание является неотъемлемой частью
всей системы образования: оно направлено на развитие способностей детей, на
удовлетворение их интересов, духовных запросов в различных областях
науки, техники, литературы, искусства, физической культуры и спорта. (13)
В настоящее время вся система образования находится не на должном уровне.
Данная ситуация отразилась и на системе детских внешкольных учреждений.
Многие детские внешкольные учреждения прекратили свою
деятельность после распада СССР,
которые продолжают
функционировать, находятся в крайне тяжелых условиях. Хотя, следует
а те,
учесть, что государственная и общественная система внешкольной работы
является неотъемлемой составной частью всей системы народного
5образования и воспитательного процесса подрастающих поколений. (16)
Система внешкольной работы включает в себя сеть внешкольных
детских учреждений, средства массовой информации (кино, радио,
телевидение, литературу для детей), движение общественности по
организации воспитательной работы с детьми и в то же время обеспечивает
систематическое и целенаправленное воздействие на детей и молодежь в
свободное от занятий время. Стимулирует и развивает разносторонние
творческие особенности детей, воспитывает у них интерес к науке и технике,
литературе, искусству, спорту, а также создает благоприятные условия для
развития общественной активности и самостоятельности школьников, для
определения их жизненного пути, разумно организует отдых, создает условия
для всестороннего развития личности. (18)
Внешкольные учебновоспитательные учреждения широкодоступные
учебные учреждения, которые дают детям и юношеству дополнительное
образование, направленное на получение знаний, умений и навыков по
интересам, обеспечивают потребности личности в творческой самореализации
и
досуга.
К ним относятся дворцы, дома, станции, клубы и центры детского,
содержательного
организации
юношеского творчества, детскоюношеские спортивные школы, школы
искусства, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения. (19)
1.2. Виды внеурочного досуга
Внеурочные воспитательные работы делятся на несколько направлений:
1. Художественноэстетическое
Художественноэстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений
6искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной,
музыкальной).
К художественноэстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное восприятие;
• Восприятие художественной литературы.
2. Научнопознавательное направление
Это направление предполагает развитие у детей умение анализировать и
решать задачи повышенной сложности, решение нестандартных логических
задач, раскрытие творческих способностей ребенка, создание условий для
применения полученных знаний в нестандартных ситуациях. Сюда в первую
очередь относится подготовка учащихся к предметным Олимпиадам, они
очень важны в начальный период обучения, ведь именно тогда происходят
первые самостоятельные открытия ребенка.
3. Гражданскопатриотическое направление
Главной целью гражданскопатриотического направления прививать
учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям –
патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать
7основы национального самосознания. (12) Поэтому решаются следующие
задачи: изучение истории своего края; воспитание чувства любви, гордости за
свою Родину, готовности её защищать; развитие у подростков уважения,
милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших
защитников Отечества, престарелым людям; создание необходимых условий
для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности
гражданина. (15)
К гражданскопатриотической деятельности можно отнести:
Конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений
Поисковоисследовательская работа
Инсценировки
Уроки мужества
Встречи с ветеранами ВОВ
4. Духовнонравственное направление.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия
педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной
личности, на развитие её ценностносмысловой сферы, посредством
сообщения ей духовнонравственных и базовых национальных ценностей. Под
«духовнонравственными ценностями» понимаются основополагающие в
отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы,
основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Для развития в этом направлении проводятся тематические лекции о
духовности, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках
детского творчества.
85. Спортивнооздоровительная деятельность.
Спортивнооздоровительное развитие предполагает укрепление
здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; воспитание
доброжелательного отношения к товарищам,
дисциплинированности,
формирование коммуникативных компетенций.
Как известно, среди наиболее популярных у детей видов досуга
доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье,
нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом.
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в
двигательной активности. Активная мышечная деятельность является
обязательным условием для нормального развития и формирования растущего
детского организма.
Овладеть законами физического развития, использовать их для
физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического
воспитания.
В самом общем смысле физическим развитием человека называют
процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его
организма в течение его жизни.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической
терапии является важным компонентом системы восстановительного
Занятия физической культурой,
процесса.
физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться. (20)
спортом,
использование
Главной задачей физического воспитания дошкольников является
охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей. Таким
образом, физкультурнооздоровительная деятельность во внешкольном досуге
9крайне необходима в наше время. Детей с детства нужно приобщать и
приучать к физкультурной деятельности.
В процессе занятия
спортивнооздоровительной деятельностью,
ребенок воспитывает в себе моральноволевые качества(1):
сила воли;
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли
во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая
устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием
достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
Выдержка и самообладание это качества, определяющие умение
спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую
устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на
спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение
спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
Решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное
решение, своевременно проводить его к исполнению.
Мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную
силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в
опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение
благородной цели
Дисциплинированность – это умение подчинять свои действия
требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе.
Это необходимое качество для каждого человека.
10 Самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена
намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и
осуществлять решения.
Воля к победе проявляется в сочетании всех волевых качеств
спортсмена и опирается на его моральные качества.
Итак, дополнительное образование дает возможность современному
ребенку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант.
Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей
жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные
себя.
способности,
формировать
сознательно
1.3. Развитие художественной гимнастики
Одним из самых популярных видов спорта в России является
художественная гимнастика. В 1913 году в СанктПетербургском институте
физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая
школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза
Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова
Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе
по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта,
«ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дельКроза, «танцевальной
гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан.
(10) Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало
появлению этого изящного вида спорта. В конце 1940х годов разработаны
классификационная программа и правила соревнований. И уже в 1948 году
прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 —
создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в
111963 в федерацию СССР.
А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной
быстротой, охватывая все большее число юных участниц. С 1949 ежегодно
проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по
художественной гимнастике, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. И в
1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать
за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию,
ФРГ, Чехословакию, Югославию. После этого художественная гимнастика
была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. (7) В
1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча:
Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 78 декабря 1963 года в
Будапеште проходят первые официальные международные соревнования,
названные Кубком Европы. В Будапеште соревнования проводились по
правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе. В 1967 в
мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый
командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в
Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.
Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года
проводятся чемпионаты Европы. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира
проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с
1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и
Европы проводятся ежегодно.
В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и
сформировалась в 1940е годы. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте,
художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами:
соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.
1980
после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было
год стал для художественной
гимнастики поворотным,
12С
1984
года
принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских
игр.
спорта.
За последние десять лет российская художественная гимнастика
показывает первые результаты и лидирует в международных соревнованиях.
Чемпионат России приравнивается к Чемпионату Мира, потому что во главе
олимпийский
—
вид
выступают сильнейшие гимнастки страны. Поэтому ранг соревнований для
любой российской «художницы» считается высоким и престижным.
В России художественная
считается одним из популярнейших видов спорта. Нет города или крупного
посёлка городского типа, где бы ни занимались этим спортом. Рейтинг
небезосновательно
гимнастика
данного вида спорта растёт во всем Мире, причиной тому может быть
гармоничное развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их
двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого
долголетия. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные
умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются
моральные и волевые качества. На заре развития художественной гимнастики,
были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого
размера, широкими лентами, акробатика и прыжки в высоту. Были очень
популярны массовые упражнения «художниц» на спортивных праздниках и
парадах.
1.4. Основные достижения спортсменок в художественной
гимнастике
Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова
(тренер Ю. Шишкарева). В 1963 году, подводя итоги, было обнаружено, что
участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято
решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его
победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой
13мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились
но только по произвольной
по правилам, принятым в СССР,
программе. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде,
становится обладательницей
советская гимнастка Галима Шугурова,
Европейской короны. Это первые высшие достижения гимнасток СССР.
Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984
году, когда первое Олимпийское золото завоевала в ЛосАнджелесе канадка
Лори Фанг. Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала
Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в
Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее — Юлия Барсукова, в Афинах
— Алина Кабаева, в Пекине — Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр
в Атланте, художественная гимнастика была представлена полностью двумя
разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.
Что касается в групповых упражнениях, то с 1967 в мировой
художественной гимнастике, появляется принципиально новый командный
(6)
вид —
групповым упражнениям.
соревнование
по
В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым
упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. Первая
медаль (бронза) на олимпийских играх была выиграна в Атланте в 1996 году, а
в период с 2000 – 2008 года, Россия достойна, несёт звания победителя
олимпийских игр (Елена Посевина, Татьяна Горбунова, Анна Гавриленко,
Дарья Шкурихина, Наталья Зуева, Маргарита Алийчук). Наталья Лаврова —
первая двукратная олимпийская чемпионка по художественной
гимнастике (кроме неё этого позднее добилась только Елена Посевина).
1.5. Популяризация художественной гимнастики
Особо подчеркиваю что, начиная с 2000 года, выигрывают
14олимпийские игры только воспитанницы Ирины ВинерУсмановой великого,
без преувеличения, тренера. (17) Тренерский коллектив СДЮСШОР по
художественной гимнастике Московского городского физкультурно
спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины
Александровны воспитал много известных во всем мире «художниц». Для
Помимо
тренировок гимнасток созданы великолепные условия.
квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие
врачи, массажисты, психологи команды.
Среди них неоднократная чемпионка мира и Европы Амина
Зарипова , серебряный призер Афин2004 Ирина Чащина, чемпионка мира и
Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова многократные чемпионки мира и
Европы; неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер
Кубков мира и Гранпри Дарья Кондакова, серебряный призер лондонской
Олимпиады 2012 года Дарья Дмитриева, чемпионка Универсиады2011,
чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17летняя
спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка
юношеских Олимпийских игр 2010 года.
Безусловно, художественная гимнастика является очень популярным
видом спорта в России. Глядя на такие высокие результаты наших
спортсменок, многие родители отдают своих детей в различные секции,
спортивные клубы и школы. Нельзя не отметить, как часто показывают на
экранах телевизоров соревнования по гимнастике, разного рода спортивно
художественные праздники, такие как Baby Cap – это детские соревнования, в
основу которых входит театрализация, идейный замысел и декорации, а
воплощается все посредством художественной гимнастики. За последнее
время эти соревнования стали популярным и востребованным спортивным
мероприятием.
Так же художественная гимнастика популярный и любимый вид спорта
15не только у женщин, но и у мужчин. Случилось это в конце XX века благодаря
усилиям японцев. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца
проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны –
соседи, Китай и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов,
Причем мужчины
которые приезжают на японские турниры.
«художественные гимнасты» выполняют поистине сложные акробатические
элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об
атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои
истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность
мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих
европейских странах существуют школы мужской художественной
гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские
спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень
отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность.
Мужская это атлетичность и экспрессивность, трюковая сложность. Но в
целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная
хореографическая композиция.
Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает
все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие,
буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые
спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады,
Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем, что очень многие
бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и
составляют конкуренцию российской сборной.
Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно
субъективный вид спорта. При действующей ныне 20балльной шкале оценок
борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики
многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу
16технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок.
Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика –
больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие
технические требования к квалификационной программе развивают
художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов
композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно.
Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в
композициях, получают надбавки к основным баллам. (2)
Огромное количество девушек занимаются художественной
гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и
республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая
плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на
первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных
мировых стартах.
1.6. История церемонии открытия Олимпийских игр
Церемония открытия – это торжественное событие, посвященное началу
или открытию какоголибо праздника или мероприятия. Церемония открытия
является ярким и грандиозным событием, которое задает определенный тон и
настроение зрителя на все последующее мероприятие. Главная задача
организатора впечатлить зрителя шоупрограммой и сделать проходящую
церемонию незабываемой.
Олимпийские игры – главное спортивное событие, которое не
обходится без торжественной церемонии открытия и закрытия. На
сегодняшний день это яркое шоу, поражающее воображение, за которым
следит многомиллионная аудитория по всему миру. И на каждой новой
Олимпиаде режиссерской группе удаётся придумать чтото новое, чего ещё
никогда не было. Но открытие не всегда было таким великолепным
17театрализованным представлением. Раньше это гораздо больше напоминало
сухой официальный пункт протокола.
На античных Олимпийских играх не было церемоний открытия как
таковых. (8) При этом в первый день Игр не было никаких соревнований,
поскольку он был посвящён религиозным церемониям, жертвоприношениям, и
этот день все спортсмены проводили у алтарей, моля богов о победе. (14)
Никаких флагов, гимнов, выступлений глав государств не было. Был только
олимпийский огонь, который зажигали на время проведения соревнований.
Так что античные Игры очень сильно отличались от современных, тех,
которые мы привыкли видеть на экранах телевизоров.
История новых Олимпийских игр берёт своё начало в 1896 году.
Именно тогда в дань традициям Древней Греции были проведены первые
современные Игры. Прошли века, многое в нашем мире изменилось, и формат
соревнований был также сильно изменён со времён античности. Именно на
этой Олимпиаде в Афинах впервые появилась выраженная церемония
открытия, заложившая сразу две крупные традиции, которые соблюдаются до
сих пор. Первая из них – выступление главы принимающего государства с
речью, формально открывающей соревнования. Первым такую речь произнёс
король Греции Георг I, и с тех пор почти на каждой Олимпиаде лидер
государства торжественно объявляет об открытии Игр. Вторая традиция –
исполнение олимпийского гимна, которая соблюдается и по сей день. Однако
если бы современный человек присутствовал среди тех 80 тысяч зрителей,
собравшихся на трибунах, то не без удивления бы отметил отсутствие парада
странучастниц, церемонии зажжения Олимпийского огня и театрализованной
составляющей. Всего этого действительно не было на первой Олимпиаде – это
появлялось позднее. (4)
На второй Олимпиаде в Париже церемонии открытия и вовсе не было.
Организаторы сочли торжества, проводимые в Афинах излишними, и только
18только зарождавшиеся олимпийские традиции сразу же были прерваны.
Однако в 1904 году в СентЛуисе церемония открытия, пусть и очень
скромная, появилась вновь. Возрождение олимпийских традиций состоялось в
Лондоне в 1908 году. Эдуард VII объявил об открытии Олимпийских игр, и
команды различных стран впервые проходили с флагами собственных
государств перед трибуной короля, выражая ему своё почтение. Именно так
зародилась новая олимпийская традиция, которая в наши дни является
неотъемлемой и крайне интересной для многих зрителей частью церемонии
открытия.
Если говорить о появлении олимпийского флага, то впервые он был
поднят на VII Олимпиаде в Антверпене. Там же впервые произнесли
олимпийские клятвы. Так что церемониал Олимпийских игр в Бельгии
практически полностью совпадал с современными Играми. Не хватало только
одного, самого главного с точки зрения современного зрителя – зажжения
олимпийского огня, который появился восемь лет спустя в Амстердаме.
Сотрудник местной электроэнергетической компании зажёг первый
олимпийский огонь на башне местного стадиона, не зная, что тем самым он
возродил угасший много веков назад обычай. С тех пор ритуал зажжения
олимпийского огня является неотъемлемым, если не самым важным
атрибутом церемонии открытия современных Олимпийских игр. В последнее
время именно он обыгрывается самым неожиданным для зрителей способом.
Иногда его зажигают, просто поднося факел к чаше, иногда подлетают к ней.
А могут просто выстрелить зажжённой стрелой, как это было в Барселоне в
1992году.
Если говорить о зажжении олимпийского огня, то нельзя забывать и про
его доставку на стадион. Эстафета олимпийского огня появилась в 1936 году
на Играх в Берлине. (9) Тогда пламя преодолело более 3 тысяч километров,
прежде чем попасть из Греции в Германию. С тех пор она также является
19важнейшей частью олимпийского церемониала, который окончательно
сформировался именно на XI Олимпиаде. (11)
Постепенно начинала формироваться и неофициальная часть
олимпийской церемонии, а именно театрализованные представления,
характеризующие принимающую страну и людей, проживающих в ней. И если,
например, на Играх в Лондоне в 1948 году эта часть была крайне скромной и
непродолжительной, то на Олимпиаде80 в Москве в представлении,
длившемся более трёх часов, приняли участие почти 15 тысяч человек. На
различных Олимпиадах в церемониях открытия принимали участие
известнейшие деятели искусства: Монтсерат Кабалье, Селин Дион, Пласидо
Доминго. Миллионы, а то и миллиарды зрителей включают телевизоры, чтобы
насладиться столь необычным и ярким зрелищем. А организаторы игр
неизменно поражают воображение своей оригинальностью. И когда, казалось
бы, ничего лучше придумать просто невозможно, они всё же находят, чем
удивить искушённого зрителя.
1.7. Праздничные церемонии в художественной
гимнастике
На сегодняшний день в художественной гимнастике активно устраивают
торжественные церемонии открытия и закрытия. Это невероятно красивое и
завораживающее мероприятие, которое задает не только настроение для
зрителей, но и радует глаз своими яркими номерами, которые с необычайным
артистизмом и искренностью исполняют юные спортсменки.
Так же проходят церемонии открытия соревнований по художественной
гимнастике разного уровня. Начиная от чемпионатов города, и заканчивая
чемпионатами мира. Как правило, сюда входят, торжественный парад
участников, поднятие флага Российской Федерации и национальный гимн, а
20так же выступление гимнасток различной профессиональной подготовки.
Конечно, не обходятся такие мероприятия без официальных представителей
либо города, либо страны.
Недавно прошел шоуспектакль посвященный 80летию художественной
гимнастики, который состоялся на сцене легендарного Мариинского театра. В
прологе был номерпосвящение Айседоре Дункан, прародительнице
художественной гимнастики, роль которой досталась одной из ведущих
гимнасток нашей страны Маргарите Мамун. На протяжении всего шоу
гимнастики представляли хореографические постановки, эффектные и
сложные перестроения на фоне проекции знаменитых художников. Групповые
композиции взрослых гимнасток сменялись на сольные номера маленьких
юниорок. Такие красочные и необычные мероприятия повышают интерес у
окружающих, что, несомненно, вызывает популярность к художественной
гимнастике.
Сейчас очень популярным видом закрытия соревнований является гала
концерт. Это большой праздничный концерт, в котором принимают участие
организаторы и участники соревнований. Гала представления – это
театрализованное представление с большим числом исполнителей.
Устраивают выступление в разных комбинациях. Это как обычные мало
известные гимнастки с именитыми звездами, так и профессиональные
гимнастки высокого уровня со звездами эстрады, где совмещается живое
исполнение певцов и грациозное показательное выступление гимнасток.
21После получения предложения от руководства Одинцовской детско
юношеской спортивной школы организовать и провести церемонию открытия
соревнований по художественной гимнастике «Весенняя капель», были
сформулированы следующие задачи:
1. Определение основной идеи или тематики проведения турнира;
2. Предложить организаторам концепцию сценарного плана
представления;
3. Написание литературного сценария театрализованного спортивно
художественного представления;
4. Подбор музыкального оформления и вариантов художественного
оформления основного содержания представления;
5. Разработка композиционно – постановочного плана театрализованного
спортивнохудожественного представления;
6. Подбор движений и разработка двигательных композиций праздника;
7. Проведение необходимого объема репетиционных работ;
8. Проведение представления согласно сценарию.
Для лучшей организации подготовки к мероприятию необходимо
составить план репетиций. В нем следует перечислить все номера программы,
указать когда, где и в каком объеме они должны репетироваться. Стоит
предусмотреть в плане репетиций завершение всей постановочной и
монтировочной работы за несколько дней до назначенного срока выступления.
22ГЛАВА II. Литературный сценарий
Спортивный зал Культурно Спортивного Центра «Мечта» г. Одинцово
празднично украшен. В назначенное время раздается фанфарный сигнал.
Ведущий сообщает всем зрителям и родителям о начале торжественного
открытия турнира по художественной гимнастике «Весенняя капель»
Дикторский текст:
«Добрый день дорогие друзья, здравствуйте уважаемые любители
художественной гимнастики. Сегодня мы приветствуем и поздравляем
всех любителей спорта с открытием турнира по художественной
гимнастике «Весенняя капель»…»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
23Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала. (И. Суриков)
Звучит медленная мелодия, и после вступления на ковре появляются
четыре гимнастки в белых купальниках, с большим белым шифоновым
шарфом. Они исполняют лирическую композицию, где шарф парит в воздухе,
словно большое облако снега и превращается в вихрь.
Дикторский текст:
На полянку, на лужок,
Тихо падает снежок
И летят Снежинки
Белые пушинки
Но подул вдруг ветерок
Закружился наш снежок
Кружатся Снежинки
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И под ёлкой улеглись
Тихо спят Снежинки –
Белые пушинки. (И. Винокуров)
Во время звучания стихотворения появляются 8 «снежинок»,они
исполняют танцевальную композицию, кружась и перестраиваясь в различные
рисунки. Здесь сливается воедино двигательный и музыкальный образ
пластической композиции.
В самый разгар «легкого снегопада» появляется гимнасткасолистка в
24желтом костюме солнца, как символ прихода весны. С помощью сольного
номера со сложными элементами художественной гимнастики, она пытается
И в самом конце
«растопить» своим теплом холодные снежинки.
танцевальной композиции, маленькие снежинки не могут устоять перед
радужным солнцем подбежав к солистке, они вытягивают у нее из пояса по
одной желтой атласной ленте и расходятся в разные стороны по всей
площадке, завершая ярким «рисунком» свой номер.
Дикторский текст:
Снег во дворах совсем уже растаял,
Звучит, поет веселая капель,
Журчат ручьи, и весело играя,
Бегут они в смеющийся апрель.
Бегите, быстрые, спешите,
От царства холода и сна,
Туда, где путь, творя цветами,
Свободно шествует Весна (Г. Вихарева)
В противоположных углах площадки стоят гимнастки, одетые в белые
купальники и держат в руках по два голубых платочка. Под вальс №10
Ф.Шопена, взявшись за руки, они начинают движение вперед, следуя в
колонну по два за своими направляющими. Различные перестроения,
кружения, обводки и обходы плавно сменяют друг друга, отчасти напоминая
разливы ручьев.
Дикторский текст:
25
Подснежникам в марте пора просыпаться,
Навстречу весне открывая глаза.
Непросто в морозы им было дождаться,
Когда посветлеет небес бирюза.
Откроют они свои сонные глазки,
Как только растает рыхлеющий лед,
И вновь ручейки пропоют свои сказки,
И птицы готовят блокноты для нот… (О. Иванченкова)
На площадку выбегают самые юные участники открытия нашего
турнира это «подснежники» (гимнасткам не более 5 лет). Под музыкальное
сопровождение они исполняют упражнение типа зарядки будто эти
«подснежники» проснулись после длинной холодной зимы и тянут свои
ростки к солнцу. Весна «пришла» окончательно.
Дикторский текст:
Весна, ты сердце наполняешь ожиданием ,
И радостью грядущих перемен.
Глаза хотят увидеть цвет желаний,
Подснежники и солнца луч над ней.
Весенняя капель
Мне душу будоражит.
Весенняя капель
И хочется любить
Держать в руках букет цветов весенних
И о природе ожившей говорить (Г. Каргина)
26Заключительным номером на ковер выходят гимнастки, держа в руках
весенние цветы, и выполняют пластическую композицию, в которой
сочетаются грация, нежность и красота движений. Медленные плавные
перестроения в различные колонны и шеренги составляют основное
содержание этого выступления.
После ухода «Весны» диктор приглашает на площадку кандидата в
мастера спорта по художественной гимнастике Анну Головинову с
показательным выступлением.
После выступления солистки звучат торжественные фанфары.
Дикторский текст:
«Встречаем участниц турнира по художественной гимнастике
«Весенняя капель»
На площадку выходит торжественный маршпарад всех участниц
соревнований. Далее вновь звучит торжественный фанфарный сигнал.
Дикторский текст:
«Слово предоставляется:
Мастеру спорта по художественной гимнастике, старшему тренеру
СДЮШОР г. Одинцово Ольге Николаевне Мезенцевой
Мастеру спорта по художественной гимнастике, тренеру младших групп
Юлии Эдуардовне Скутару
27После выступления судей соревнований, турнир объявляется открытым.
Исполняется гимн Российской Федерации.
Под звуки спортивного марша участники маршпарада покидают ковер,
и начинается техническая подготовка к соревнованиям.
ГЛАВА III. Монтажный лист
Врем
№
я
Звук
Дикторский
текст
Действие
Участник
и
Костюм
Реквизит
Фанфарный
«Добрый день,
Упражнение
с шарфом
Старшая
группа
Белый
купальник
Шарф
4х4м
Танцевальна
Белый
купальник,
я
Средняя
голубая
композиция
«Снежинки»
группа
юбка,
Номер
«Ручьи»
Средняя
группа
Упражнение
без предмета
Младшая
группа
По два
платка
голубого
цвета у
каждой
участницы
ободок с
мишурой
Белый
купальник,
голубая
юбка
Белая
футболка,
белая
фатиновая
юбка, белые
трусики,
1.
2.
3.
11.05
11.08
4.
11.08
11.10
11.00
11.02
сигнал
(трек №1)
Ричард
11.02
11.05
Клайдерман
– «Любовь»
(трек №2)
Детские
новогодние
песни –
«Кружатся
снежинки»
(трек №3)
Ф.Шопен
–«Вальс
№10» (трек
№4)
дорогие
друзья…»
«Белый снег
пушистый,
В воздухе
кружится…»
«На полянку,
на лужок,
Тихо падает
снежок…»
«Снег во
дворах совсем
уже растаял,
Звучит, поет
веселая
капель…»
«Подснежника
м в марте пора
просыпаться,
Навстречу
Ян Тирсен –
5.
11.10
11.12
«Вальс
Амели»
(трек №5)
весне
открывая
28По два
букетика
цветов
Фиолетов
ый шарф
100х50см
зеленый
пояс,
зеленый бант
на голове
Белый
купальник,
розовая
юбка,
розовые
резинки на
голове
Блестящий
топ,
широкие
черные
брюки
Те же
Судейская
коллегия
глаза…»
6.
11.12
11.15
Франк
Пурсель –
«Человек
без любви»
(трек №6)
«Весна, ты
сердце
наполняешь
ожиданием…»
Танцевальна
я
композиция
«Весна»
Старшая
группа
7.
8.
9.
11.15
11.17
Трек №7
Спортивный
марш (трек
№8)
11.17
11.20
11.20
11.21
10.
11.21
11.22
11.
11.22
11.25
Гимн
Российской
Федерации
(трек№9)
Спортивный
марш (трек
№10)
«С
Сольное
показательны
выступление
м номером на
площадку
КМС по
худ.гимн.
приглашается.
Анны
..»
«Слово
предоставляет
ся старшему
тренеру…»
Головиновой
Маршпарад
участников
соревновани
й
Объявление
турнира
открытым
Анна
Головино
ва
Младшая,
средняя и
старшая
группа
Уход
участников
маршпарада
29Выводы
На основе разработанного сценария подготовлено и проведено массовое
спортивное мероприятие: открытие турнира по художественной гимнастике
«Весенняя капель». В сравнении с представлениями прошлых лет,
проведенное мероприятие имело более четкую идейнотематическую
направленность, а также более организованную предварительную
репетиционную работу. В данном работе были отражены основополагающие
элементы жанра спортивной режиссуры: логичное развитие действия,
массовость, динамичность.
В результате проведения спортивнохудожественного мероприятия
можно сказать, что оно прошло удачно. Гости и родители остались
довольными и радостными. Цели, поставленные в начале подготовки,
полностью выполнены. Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Проведен анализ литературных источников по изучаемой
тематике, в результате чего был разработан и написан сценарий
театрализованного спортивнохудожественного представления
«Весенняя капель»
2. Разработан график и организованы репетиции, включая сводную,
монтажную и генеральную.
3. Разработаны эпизоды и отдельные номера.
4. Подобран музыкальный материал, соответствующий тематике
спортивного представления.
5. Подобраны костюмы и реквизит для каждого участника.
6. Разработано оформление спортивного зала.
7. Проведено спортивнохудожественное представление в
30назначенные сроки.
Самое главное в таких мероприятиях – это создание эмоционального
впечатления, ведь любой праздник вызывает у человека желание сделать что
либо приятное близким людям, доброе для семьи.
Библиография:
1. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.:
Большая Российская энциклопедия / 2007г.
2. Витриченко Н.А. Невозможное – возможно. И.: Лигапресс / 2011г.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб, заведений, М.: Издательский центр
“Академия” / 2001г.
4. Гупало Е.Ю. История Олимпийских игр. Издво: Эксмо / 2013г.
5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум / 2010г.
6. Карпенко Л.А. Теория и методика физической подготовки в
учеб. пособие для
художественной и эстетической гимнастике:
обучающихся по направлению подготовки Физическая культура / ред.:
Л.А. Карпенко, ред.: О.Г. Румба .— М. : Советский спорт / 1993г.
7. Кирсанов В.Д. Спорт, музыка, грация. М., Физкультура и спорт / 1984г.
8. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Радуга / 1975г.
9. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга /
1982г.
10.
Лисицкая
Т.С.
Художественная
гимнастика.
под
ред. Т. Лисицкой, Учебник для институтов физической культуры, М., /
1982г.
11. Любомиров И.Е. XI Олимпийские игры. И.: Советский спорт / 1955г.
3112. Маханева М.О.
Нравственнопатриотическое воспитание
дошкольников. Методическое пособие / 2009г.
13. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции. Сов.
педагогика / 1991г.
14. Петров Б.Н. Массовые спортивно художественные представления.
М.: "Спорт Академ Пресс" / 2001г.
15. Ривкин Л.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней
Греции. – М., / 1993г.
16. Френе С. Нравственное и гражданское воспитание. // Избр. пед. соч. /
Пер. с франц. М., / 1990г.
17. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Гардарики., /
2003г.
18. Чаленко И.А., Соловьева Н.И. Сценарии спортивнотеатрализованных
праздников, М.: Школьная пресса / 2008г.
19. Чащина И. Стать собой. И.: ACT Жанр: фитнес, спортивное питание /
2005г.
20. Шанина В.П. Организация внешкольного досуга. – РостовнаДону:
Феникс / 2002г.
21. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М., / 2001г.
22. Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной
школе. – М.: Сентябрь / 1996г.
32ПРИЛОЖЕНИЕ
3334