Весна в стихотворении А.А.Ахматовой
«Перед весной бывают дни такие…»
(Урок-исследование по литературе в 6 классе)
Обучающие цели:
ü Формирование умения слушать и понимать поэтический текст
ü Умение строить свое высказывание на определенную тему
ü Умение создавать нечто новое на основе отдельных слов, звуков, красок.
Развивающие цели:
ü Побуждать к ассоциативному мышлению для «открытия» работы воображения и содействия успешному творческому процессу деятельности каждого учащегося
ü Вызвать стремление к желанию приобретать опыт исследования и выработки определенного отношения к явлению.
Оборудование:
Портрет А.А.Ахматовой
Текст стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» на индивидуальной карточке для учащихся
Аудизапись с концертом А.Вивальди «Времена года»
Аудиозапись стихов в авторском исполнении
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Природа всегда вызывала у человека чувство восхищения. Она поражает нас своей силой, красотой, мудростью. Возможно, поэтому художники стремились запечатлеть природу на своих полотнах, писатели и поэты – в своих произведениях, а композиторы – в музыке. (Слайд 1,2)
Сегодня на уроке мы будем слушать друг друга, будем учиться слушать себя. А все те мысли, чувства, которые будут возникать в процессе нашей работы, мы попробуем оформить на наших цветных листах.
2. Работа по теме урока
Учитель: Хочу предложить вам послушать фрагмент из концерта А.Вивальди «Времена года» (Слайд 3)
Задание 1. Постарайтесь услышать время года в музыке и записать свои предположения.
(Звучит музыка из концерта Вивальди «Времена года» Весна Апрель)
ü Какое время года вы услышали? (Слайд 4,5)
ü Что подсказало, какие звуки помогли услышать весну?
(Понравившиеся ребятам ответы могут быть записаны на своих листах)
Учитель: Такой увидел весну великий композитор.
Задание 2. А какие ассоциации это время года вызывает? Назовите и запишите эти слова
(Ребята не только озвучивают свои мысли, но и записывают как свои слова, так и слова других ребят)
Задание 3. Мне хочется предложить вам еще одну запись, которую тоже можно назвать своеобразной музыкой. Вы услышите голос великой русской поэтессы – А.А.Ахматовой, чья жизнь и творчество – настоящий подвиг. (Слайд 6)
Когда Анна Андреевна читает свои стихи, то голос ее становится более низким и торжественным, в ее чтении нет никаких украшений, оно ясно и просто.
(Звучит запись, на которой А.А.Ахматова читает свои стихи)
3. Работа с поэтическим материалом
Стихотворение А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» читает заранее подготовленный ученик:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
ü Как вы думаете, на сколько частей можно разделить стихотворение, учитывая композиционное построение? (2) (Слайд 7)
ü О чем говорит поэтесса в 1 части? (ранняя весна, картины природы)
ü Составьте ряд слов-образов, рисующих пейзаж.
(Запись на листах, на 8 слайде презентации: снег – луг – деревья – ветер)
ü Пейзаж прост, реалистичен, ничто не нарушает гармонии в природе. Приведите примеры.
(Луг отдыхает, деревья весело шумят, нежен ветер)
ü Именно такая картина природы вызывает вполне определенные чувства у лирического героя. Какие? Прочитайте 2 часть. Составьте словоряд образов 2 части.
(Запись слов образов на листах: тело (душа)– дом – песня) (9 слайд)
ü Определить чувства непросто, А.А.Ахматова не говорит о них прямо, открыто, она предпочитает намеки – это особенность ахматовской лирики. Чувства выражены в последних 2 строчках – это слова о песне. В литературе такой смысловой акцент называется художественной деталью.
ü Когда человеку хочется петь?
(Вариант ответа: Человеку хочется петь, когда он испытывает радостное волнение, появляются надежды на новую жизнь)
Лирическому герою хочется петь, потому что происходит единение природы и человека, тогда и наступает гармония.
4.Творческая часть урока. (слайд 10)
Учитель: А.А.Ахматова всего лишь двумя предложениями передает свое ощущение весеннего пробуждения и природы, и человека. Попробуем и мы с вами это почувствовать, увидеть и создать весеннюю миниатюру. В этом нам помогут наши записи: ахматовские образы и слова, записанные на протяжении урока.
5. (Слайд 11, 12,13) Творческий марафон. Чтение работ учеников.
Учитель: Надеюсь, что мы с вами смогли почувствовать ахматовскую весну, сохранить ее дыхание и свежесть и передать все это в своих работах.
6.Подведение итогов урока.
ü Какой этап урока был для вас неожиданным? Легким, понятным?
ü Какой момент вызвал затруднение?
ü Довольны ли вы результатом?
ü Какое открытие сегодня вы сделали?
7. Домашнее задание. (Слайд 14)
Найдите название к своей работе, отредактируйте миниатюру, дополнив ее звуками и красками.
Список интернет – ресурсов
1.www.wallpage.ru
2.www.rasskashu.com
3.www.dvOr.ru
4.www.artlib.ru
5.www.focus.ru
6.www.piano – notes.net
7.www.newswe.com
8.www.playcast.ru
9.www.eksmo.ru
10.www.poemoflove.spb.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.