Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 122 «Кораблик»
Проект «Весна идёт, весне дорогу!»
Воспитатель: Власова
Александра АнатольевнаВведение.
2019
Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для
развития ребенка. Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может
увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия учителя изобразительного
искусства в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить
интерес к внутреннему миру человека. Если мы внимательно посмотрим в
глаза детей, то непременно заметим, что в них спрятана тайна творчества,
которое необходимо разбудить.
Задача учителя найти чтото важное, значимое в каждом детском
рисунке, в каждой его работе. Даже если работа далека от произведения
искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и
наполнить его смыслом. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на
занятиях была разнообразной, содержательной. Именно поэтому на своих
уроках мы используем различные формы занятий. Особое место в процессе
обучения занимает проектная деятельность учащихся, которую мы вам
представляем сегодня.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно
формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в
ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает
творческие способности, коммуникативные навыки.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике
рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода
проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной
работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид
интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций
овладения определенной областью практического или теоретического знания,
той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе
образования является то, что проектная деятельность носит характерсотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также
вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая
чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов
ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из
разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на
практике. Процесс обучения становится более интересным. Проектная
деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое
мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более
активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов
навыков общения в группе, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять
свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования является уникальным средством
обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.
Наш творческий весенний проект тому подтверждение!
Тема проекта была выбрана в последний месяц зимы. И была
разработана для реализации весной. Проблему поставили следующую:
разработать творческий проект по теме «Весна идёт, весне дорогу!», разбить
её на конкретные тематические занятия, работать над ними группами и в
итоге представить коллективное панно.
Начиная работу над проектом, педагоги вместе с воспитанниками
исследовали задание, изучили особенности работы, выбрали разнообразные
техники исполнения элементов проекта. Оставалось только воплотить в
жизнь задуманное, что нам, как я думаю, удалось.
В процессе выполнения проектной деятельности ребята познакомились
не только с разнообразными художественными техниками, но и учились
проводить исследовательскую работу совместно с родителями.Паспорт проекта.
Цель проекта «Весна идёт, весне дорогу!»:
формирование представлений о весне;
сезонных изменениях в природе;
воспитание бережного отношения к пробуждению природы через
организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной,
исследовательской, продуктивной.
Задачи проекта:
конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках
весны; особенности жизни диких животных и птиц в период
наступления весны;
учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего
весеннего года и поведением животных, состоянием растительности;
развивать стремление общаться со сверстниками в процессе
деятельности;
развивать познавательную активность, мышление, воображение,
коммуникативные навыки;
развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки
и умения в рисовании, лепке, аппликации;
воспитание творческой инициативы,
бережного отношения к
окружающей среде.Актуальность проекта:
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие
ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными
знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений,
ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она
есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней,
расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в
их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на
чувственном опыте.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года
изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность,
умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему
живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические
представления знания о её объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к
ней важнейшие задачи каждого педагога.
Тема проекта была выбрана в последний месяц зимы. И была
разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля начале
марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети.
Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть, какие
изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об
изменениях происходящих весной в природе. Продолжать развивать связнуюречь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать
интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена наша тема.
Проект «Весна идёт, весне дорогу!» направлен на включение обучающихся в
активную творческую деятельность.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.
По числу участников: коллективный
По времени проведения: среднесрочный (2 месяца)
Состав проектной группы:
Воспитатель: Власова Александра Анатольевна
Воспитанники старшей группы
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Художественная литература: рассказы, стихотворения, загадки о весне,
растительном и животном мире;
Наглядные пособия: репродукции картин, фотографии, презентации;
Дидактический материал;
Тематические беседы;
Проведение комплексных занятий;
Художественное
творчество:
рисование,
конструирование,
пластилинография.
Материальнотехническое обеспечение проектной деятельности:
Бумага, карандаши, краски, цветная бумага, гофрированная бумага,
пластилин, кисти, клей, фломастеры, ножницы.
Предполагаемый результат проекта:
Создание общей композиции по теме проекта. Проведение воспитательного мероприятия: «Здравствуй, весна» с
участниками проекта.
Обогащение речевого словаря детей;
Познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Развитие у детей наблюдательности,
творческой активности,
сплочённости коллектива.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:
Выбор темы проекта,
Определение его целей и задач;
Составление плана основного этапа;
Подборка необходимых материалов по теме.
2.Основной этап
Обобщение знаний детей о первых признаках весны;
Рассматривание иллюстраций, произведений художников и презентаций;
Чтение произведений различных авторов по теме;
Исследовательская работа детей дома;
Беседы с родителями;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Заучивание стихотворений о весне;
Продуктивная деятельность: рисование, работа с бумагой и
пластилином по темам;
Поэтапное заполнение проекта элементами творческой деятельности
3. Заключительный этап
Оформление проекта
Проведение обобщающего занятия
Проведение воспитательного мероприятия: «Здравствуй, весна» с
участниками проекта.
Составление портфлолио проекта
Подготовка и показ презентации
№
1
2
Примечание
Рисование цветными карандашами.
Исследовательская деятельность детей.
Перспективное планирование работы по реализации проекта.
Тема занятий
Беседа: «Весна, пришла!»
Рисование на тему: «Деревья весной»
Беседа с родителями: «О первых
признаках весны»
Домашнее задание детям «Признаки
весны, приметы»
Занятия по темам: «Труд людей
весной»,
Изготовление различных видов домиков в технике оригами; рваная
аппликация.«Построим новый микрорайон»
Занятия по темам: «Весенние ручьи»,
«Кораблики»
Беседа: «Первоцветы»
Занятия по темам: «Подснежники»,
«Матьимачеха», «Крокусы»,
«Чистяк»
Беседа с родителями: «Весенние
первоцветы»
Домашнее задание детям
«Первоцветы»
Беседа: «Перелётные птицы»
Занятия по темам: «Грачи»,
«Скворцы», «Ласточки», «Дикие
гуси», «Гнездование»
Беседа: «Цветущие деревья и
кустарники»
Занятия по темам: «Яблоня»,
«Берёза»,
«Сирень»
Беседа: «Цветы весной»
Занятия по темам: «Одуванчики»,
«Ландыши»
«Тюльпаны»
Беседа: «Насекомые весной»
Занятия по темам: «Бабочки»,
«Пчёлы»
Обобщающее занятие: «Весна идёт,
весне дорога!»
3
4
5
6
7
8
9
10
Воспитательное мероприятие:
«Здравствуй, весна!»
Изготовление различных видов корабликов в технике оригами.
Рисование цветными карандашами, акварельными красками; работа
с бумагой – аппликация.
Исследовательская деятельность детей.
Оригами;
рисование гуашью в технике тычкование,
конструирование,
работа с бумагой – рваная аппликация.
Конструирование;
работа с бумагой – гофротрубочки;
рисование в технике тычок смятой бумагой.
Рисование в технике тычок кистью;
рисование цветными карандашами; пластилинография; оригами.
Работа в технике оригами;
пластилинография.
Вывод:
Воспитанники нашего центра создавали свой творческий проект,
который доставлял радость и им, и всем окружающим. Они увидели, как
серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной
работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
Они также открыли для себя: способность самостоятельно работать ивыполнять сложные задачи, выяснили, что дружба помогает в работе, а самое
главное, поняли, что каждый из них маленькийхудожник.
Процесс создания творческих проектов увлекателен. Создавая проекты,
используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу
по интересующим их проблемам, воспитанники включаются в творческий
процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и
развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети
учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся
прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познают
мир.