Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
математика
2 кл
13.02.2018
Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение, называются ОМОНИМЫ. Омонимы всегда являются одинаковыми частями речи: обозначают предметы, действия предметов или признаки предметов.
• Прочитай пары слов.
Мир-мир, скат- скат, кашка-кашка, форма- форма.
Задание № 2. Составь и запиши с данными омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл этих слов. Форму слов можно изменятьСлова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение, называются ОМОНИМЫ. Омонимы всегда являются одинаковыми частями речи: обозначают предметы, действия предметов или признаки предметов.
• Прочитай пары слов.
Мир-мир, скат- скат, кашка-кашка, форма- форма.
Задание № 2. Составь и запиши с данными омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл этих слов. Форму слов можно изменять
веселая грамматика 26.12.17.docx
Весёлая грамматика Дата: 26.12.17
Тема: «Антонимы»
(слова «спорщики»)
В стране Языкознании, где правила царица Лексика, жилибыли разные
слова. Много было слов, со счету можно сбиться, и были они то там, то здесь
по всей стране раскиданы. Бродили слова по дорогам страны, как
неприкаянные невеселые и недружелюбные. Решила тогда царица порядок
навести в своей стране, мир устроить, слова подружить. Позвала она главного
волшебника страны, Языковеда, и велела ему построить города и поселить
там слова разные, но так, чтобы жили дружно, весело, правилам и законам
подчиняясь. И решил Языковед, что первый город должны были занять слова,
очень близкие по значению, почти родственники, объединил он их под флагом
Синонимики, дал название этому городу «Друзья». Посреди второго города
текла река Антоновка, и поселил мудрый Языковед там слова по разным ее
берегам, потому что ссорились и ругались слова постоянно. Дал он название
этому городу «Спорщики». Тогда пришли к мудрому Языковеду оставшиеся
слова подданные страны Лексикологии. Взглянул на них мудрец и решил,
что в глазах у него двоится, потому что были они вроде одинаковые, похожи
как близнецы, но в то же время разные, как незнакомые люди. И придумал
тогда Языковед поселить их всех в одном городе «Двойники», но только на
разных улицах, напротив друг друга, чтобы хоть както их различать. И дал
названия улицам: Омонимы, Омографы, Омофоны и т.д. С тех пор стали все
слова жить в мире и согласии: каждое слово в своем городе, на своей улице, в
своем доме. И найти их теперь стало совсем легко и просто. Надо лишь было
знать, каким являлось слово: другом, спорщиком или двойником.
Итак, сегодня на очередном заседании клуба Знаек мы познакомимся
поближе со словами «Спорщиками».
Слова «Спорщики» это слова с противоположным значением.
Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел) Слайд
Как столкнутся — стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт —
Тонкий чтонибудь прибьёт.
(Молоток и гвоздь) Слайд
Найдём слова с противоположным значением. Именно о таких словах сегодня мы и будем с вами говорить, а как они
называются, мы узнаем, когда подберём противоположное значение к
некоторым словам
Слайд
Общительный – замкнутый
Равнодушный – внимательный
Вечерний – утренний
Толстый – тонкий
Скучный – интересный
Слабый – сильный
Глупый – умный
Низкий – высокий
Получилось слово АНТОНИМЫ. Тема нашего заседания — «Антонимы».
Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый –
грустный, веселиться – грустить, веселье – грусть.
Слайд
Вторая часть этих словтерминов — онима — погречески означает —
имя, слово. А если к этому ещё добавить первую часть анти (что
значит против, противоположный), то и получится слово антоним
Слайд
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным
значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия,
антонимы могут характеризовать состояние,(молодость — старость,
труд — лень,
прилежный — ленивый),
деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод,
восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные
отношения (далеко — близко,
день — ночь,
зимой — летом) и т. п.
здоровый — больной,
левый —правый,
Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — отнять,
весёлый — грустный,
так
однокорневые (присутствовать — отсутствовать, прибавить — убавить,
весёлый — невесёлый, друг — недруг).
друг —противник),
Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с
противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей,
карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они
многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: лёгкая (ноша)—
тяжёлая; лёгкая (задача) — трудная; лёгкая (походка) — грузная;
лёгкий (мороз) — сильный; лёгкая (музыка)—серьёзная; лёгкий (сон)—
глубокий. Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо
противоположность (светлый — тёмный,
подчеркнуть
короткий — длинный, здесь — там, всегда —никогда).
Подберите антонимы к следующим словам и назовите, какой частью речи
являются эти слова:
горе, конец, свет, жара, утро, Слайд
новый, длинный, узкий, добрый, Слайд
поднимать, бездельничать, радоваться, приходить Слайд
Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные
и глаголы. Назовите свои примеры.
А теперь попробуем рассказать сказку, заменяя некоторые слова
антонимами.
Слайды
Давнымдавно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его
жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от
кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести
несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место,
сложили там в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.
В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила,
поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.
В одиночестве бродила она както по лесу и набрела на ту самую пещеру.
Взяла Завида в руки одно из этих зеркал, посмотрелась в него и глазам своим
не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а... (молодая), не
толстая, а... (худая), не горбатая, а... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды
было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (веселое и доброе)! А уши —
о чудо! не большие, а.., (маленькие), нос не кривой, а... (прямой). Грязное
платье
стало...(чистым), старые
туфли... (новыми), короткая юбка... (длинной).
зеркале
Завиды
в
Стоило Завиде направить свое зеркало на солнышко, как погода из ясной
становилась...(дождливой, пасмурной).
Но это еще не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что
и в ней самой чтото меняется. Например, была она жадной, а стоило ей
посмотреться в зеркало, как она становилась...(щедрой).
Шла както Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была
трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала
сразу... (храброй). А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из
свирепого и хищного превратился в... (смирного и миролюбивого).
Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.
Сейчас попробуем представить, что и у нас есть такое зеркало, и подберём к
данным словам другие – с противоположным значением. Выполним работу по
вариантам (Разнокорневые антонимы – 2 вариант и однокорневые антонимы –
1 вариант) Слайд
Открыть – закрыть, отворить – затворить, отклеить – приклеить, открутить –
закрутить, отойти – подойти.
Доброта – злоба, здоровье – болезнь, смех печаль, чистый – грязный,
весёлый – грустный.
Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его.
Слайд
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал
я небрежно.
Мама
всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я,
хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь ....
Грустно яплёлся домой
после
уроков.
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные
слова противоположными по значению.
Слайд
Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то
весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.
А может ли какойнибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и
мелким, высоким и низким, далёким и близким? Прежде чем ответить на этот
вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
Слайд
Вьётся синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
Мелка!
Глубока!— я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне — по шею.
(П. Ребров.)
Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый посвоему. Послушайте ещё
одно стихотворение и найдите в нём слова с противоположным значением.
Слайды
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок — Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка — далеко.
А Телёнок — озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок — тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
Кислое — зачем оно?
— Что вы!—
Шепчет Червячок —
Сладкий у него бочок.
(Г. С а п г и р.)
Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и
Цыплёнок, Котёнок и Червячок? Почему каждый из них сказал о яблоке по
своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные
по смыслу.
Слайд
Вы узнали, что не к каждому слову можно подобрать антоним. А есть
такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов,
противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить
на вопрос, почему так получается.
Слайд
Мелкий пруд — ... пруд.
Мелкий дождь — ... дождь.
Свежий хлеб — ... хлеб.
Свежий огурец — ... огурец.
Свободный стул — ... стул.
Свободная обувь — ... обувь.
Сладкое яблоко — ... яблоко.
Сладкое лекарство — ... лекарство.
Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет
не одно, а несколько значений.
Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена,
разные люди, разные события, то в этих рассказах или стихах встречаются
слова с противоположным значением. Антонимы часто употребляются в
пословицах и поговорках, например: Кто хочет много знать, тому надо мало
спать. Какие слова с противоположным значением употреблены в этой пословице? А теперь вы найдёте нужные антонимы и закончите пословицы,
написанные на листочках.
Слайд
Ученье — свет, а неученье — ....
Знай больше, говори ... .
Корень ученья горек, да плод его ... .
Не бойся врага умного, бойся друга ... .
Лучшая вещь новая, лучший друг — . ... .
Вот вы и познакомились с новыми словами — антонимами. Так
называются слова с противоположным значением. Вы часто встречаете
антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах,
поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, встречаются в народных
сказках. Там, где говорится о противоположных признаках, действиях,
описываются события, происходящие прежде и теперь, есть антонимы.
Предлагаю выполнить следующие задания:
Слайды
Прочитайте и закончите каждое предложение.
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю»,— говорит ....
«Завтра погуляю, а сегодня поучусь»,— говорит ....
(К. Д. Ушинский)
Ответьте на вопросы:
1. Какое молоко даёт чёрная корова?
10256.Если взять сухой берёзовый листик и бросить его в чистую
дождевую воду, какой он будет?
А у меня есть интересный научный материал. Я хочу вас с ним
познакомить.
Слайд
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её
высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный
электрический аппарат.
Слайд
Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она
отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше
спичечной коробки.
Слайд
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев — народа, живущего на
Кавказе. В этом алфавите—71 буква.
Слайд
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них
алфавит состоит из 21 буквы. Давайте вспомним всё, что узнали о словах с противоположным
значением. Чтобы вы ещё лучше запомнили всё об антонимах, завяжите себе
узелки на память.
Слайд
1. Антонимы — это слова с противоположным значением,
Узелки на память
например: весёлый — грустный, веселиться — грустить, веселье — грусть.
2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями
(весело — грустно), но и однокоренные слова (весело — невесело,
прибегать — убегать).
3. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена,
стол, ваза, тетрадь, карандаш, берёза, липа, корова, рука, глаз и многих
других.
Выполнение теста
Слайд
Друзья, мы сегодня наблюдали, как антонимы помогают сделать нашу речь
выразительной, занимательной. Я хочу закончить нашу встречу с антонимами
лирическим стихотворением.
Какое над нами небо?
Какое над нами небо —
Высокое или низкое?
Какое над нами небо —
Далёкое или близкое?
Когда дорога туристская
Приходит к вершинной цели,
То небо бывает близкое
И низкое в самом деле.
Когда самолёт взмывает
В небо с аэродрома,
То близким небо бывает,
Как стены родного дома.
Когда со скоростью света
Ракета уходит в воздух,
Мы знаем — эта ракета
К нам приближает звёзды.
Но ежели ты без срока
В безделье живёшь и покое,
Ты видишь небо далёкое
И бесконечно чужое.
Ты зря упускаешь время,
Займиська лучше делами,
Чтоб видеть вместе со всеми, Какое небо над, нами!
(С. Баруздин.)
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Весёлая грамматика 2 класс Тема:"ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.