«Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обучающий:  Знать запись условного оператора в полной и неполной форме;  Определять необходимость использования ветвления в задачах; развивающий:  Развивать аналитическое мышление при составлении программы;  Развивать логическое мышление при решении задач; воспитывающий:  воспитывать упорство в достижении цели,  воспитывать интерес к программированию. Ход урока 1. Организационный момент - приветствие; - сообщение темы, целей урока. 2. Проверка домашнего задания Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем: Даны три стороны треугольника а,b,c. Найти его площадь S. - Остальные учащиеся выполняют следующее задание: 1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name) 2. Как записывается раздел описания переменных? Var 3. Перечислите типы переменных? Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные 4. Как записывается оператор присваивания? := 5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln) 3. Объяснение новой темы - изложение нового материала (смотри презентацию) Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление. Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы. Формат записи оператор ветвления: if логическое_условие если логическое_условие верно then оператор_1 то выполняется оператор_1 , else оператор_2; иначе оператор_2; Перед else точка с запятой не ставится! Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления: if <логическое выражение> if <логическое выражение> then <оператор 1> then <оператор> На языке программирования оператор ветвления в неполной форме IF (условие) THEN (операторы) IF A>B THEN B:=B*2 На языке программирования оператор ветвления в полной форме IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF A>B THEN max:=A ELSE max:=B; Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух). program maximym; var A, B, max: integer; begin writeln (‘введите любые два числа’); readln (A,B); if A>B then max:=A else max:=B; writeln (‘ максимальное число‘, max); end. Логическое выражение: • Простой формой логического выражения является операция отношения: – < меньше, – > больше, – <= меньше или равно, – >= больше или равно, – = равно, – <> не равно. • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций: – not логическое отрицание (НЕ), – and логическое умножение (И), – or логическое сложение (ИЛИ), – xor исключающее ИЛИ • Порядок действий: • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений. Операторные скобки: • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end • Конструкция такого вида: Begin <последовательность операторов> end относится к составным операторам. • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом. В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Иконка файла материала Ветвление.doc

Урок 17, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _______________ 

Тема урока: «Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»

Цель:

обучающий:

-       Знать запись условного оператора в полной и неполной форме;

-       Определять необходимость использования ветвления в задачах;

развивающий:

-       Развивать аналитическое мышление при составлении программы;

-       Развивать логическое мышление при решении задач;

воспитывающий:

-       воспитывать упорство в достижении цели,

-       воспитывать интерес к программированию.

Ход урока

1. Организационный момент 
- приветствие;
- сообщение темы, целей урока.
2. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:

Даны три стороны  треугольника а,b,c.     

Найти его площадь S.

 -   Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. Перечислите типы переменных?

Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln),  write (writeln)

3. Объяснение новой темы
- изложение нового материала (смотри презентацию)

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

И в  языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор  ветвления:

if  логическое_условие                           если логическое_условие верно

           then оператор_1                           то выполняется оператор_1 ,

           else оператор_2;                           иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления:                                Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение>                                                       if <логическое выражение>

 then <оператор 1>                                                                        then <оператор>

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF A>B THEN B:=B*2

На языке программирования оператор ветвления в полной форме
IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения  и принимает два значения: да или нет.    IF A>B       THEN max:=A 
ELSE max:=B;
 

Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin 
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if A>B  then max:=A
else  max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

Логическое выражение:

         Простой формой логического выражения является операция отношения:

         <                                меньше,

         >                                больше,

         <=                 меньше или равно,

         >=                 больше или равно,

         =                                равно,

         <>                 не равно.

         Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

         not     логическое      отрицание    (НЕ),

         and    логическое      умножение    (И),

         or       логическое      сложение    (ИЛИ),

         xor              исключающее  ИЛИ

         Порядок действий:                                                                  

         Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

         Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: beginend

         Конструкция такого вида:

            Begin   <последовательность операторов>  end относится к составным операторам.

         Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

 В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

                                                                                                                      Блок-схема:          

         Program Vetv1en;

         Var x, y, max: integer;

         Begin

         Writeln (‘Введите два числа’);

         Readln (x, y);

         if x >=y    then max:=x
                   else  max:=y;

         Writeln (‘наибольшее = ’,max);

         End.

 

4. Закрепление знаний

Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” 
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. 
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран. 
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы
:   

1. If x>0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b<0   then y:=a*b*(-2)   else y:=a*b*3;
3. If A>B   then C:=A-B;
4. If x>8   then y:=x/4   else y:=x*5;

5. Домашнее задание.

Параграф 19

Задача. Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
6.Итог урока.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания:

1)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10
;
b := b + a * 2
;
a := 29 – a
;

2)     Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

3)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;

 

Задания:

1)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10
;
b := b + a * 2
;
a := 29 – a
;

2)     Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

3)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;

 

Задания:

1)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

b := 8;
a := 10
;
b := b + a * 2
;
a := 29 – a
;

2)     Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:

a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;

3)     Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;


Посмотрите также