Тема: «Вежливые слова. Просьба»
Цель: Научить использовать в речи средства выражения вежливого
обращения, просьбы в межличностном взаимоотношении.
Задачи:
Образовательные:
- научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить
с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации
средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого
обращения просьбы.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение
детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Развивающие:
- развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности.
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного
поведения в мире и людей;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной речи;
3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Задача. |
Этап. |
Учебная ситуация |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно – мотивационный. |
- Здравствуйте ребята! -Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам
работать дружно, открыть что-то новое. |
Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.
|
Личностные: |
Подвести детей к теме и цели занятия. |
Постановка проблемы урока. |
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот
Леопольд.
- Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном
качестве любого воспитанного человека. Давайте сравним две ситуации (проигрывание)
выходят двое детей:
|
- В мультфильмах. Главная особенность Леопольда – его интеллигентность, и именно эта черта является главной характеристикой героя.
- Первая просьба невежливая, а вторая вежливая. - Никита даст карандаш Саше, потому что он попросил, пожалуйста.
|
Личностные УУД: 1)
|
Познакомить обучающихся с вежливыми словами. Научить различать приказ и просьбу.
|
Открытие новых знаний.
Физминутка. |
- Ребята, а что значит вежливый?
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. - Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? - Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив
зайку,
ёж-сосед - Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. - А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. - Я предлагаю просмотреть отрывок мультфильма «Крошка Енот». И ответить на несколько вопросов. - Какими способами Крошка Енот, вначале пытался «общаться» с неизвестным существом? - Чем «ответило» ему существо? - Что посоветовала Крошке Еноту мама? Почему?
- Какой вывод мы можем сделать?
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) - Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба? - Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». Кто хорошо читает, прочитайте слова из этого словарика. |
- Высказывают свои предположения. - Везде.
- Жесты, мимика, вежливые слова.
- Спасибо, пожалуйста, здравствуйте и тд.
- Потому, что с помощью них всё получается.
- Он дразнил существо и даже замахивался на него палкой, кричал, выходи, кто там живет. - Оно тоже дразнило Крошку Енота, отвечала тем же. - По добру — добро, а по худу — худо.
- Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
|
Личностные УУД:
|
Применить полученные знания на практике. |
Применение знаний на практике.
|
Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями.А поможет нам в этом план. - В этой последовательности должны строиться обращение
с просьбой. Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если
взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно
должно быть в просьбе? И когда нам ответят согласием, мы должны
поблагодарить человека. - А чем отличается приказ от
просьбы? Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе
присутствуют волшебные слова, а в приказе? Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». - Кто произносил приказ? А кто просьбу? |
- Волшебное слово.
- Нет.
- Строгой, повелительной интонацией.
|
Регулятивные УУД: |
Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность. |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность. |
Вот и подошло к концу наше занятие. - Как правильно составить просьбу? - За что вы можете сегодня похвалить себя? - В чем вы были успешны? - Что получилось? - Что не получилось? - Чем интересен был урок? - Всем спасибо за урок, до свидания. |
- С вежливыми словами и как правильно их произносить. - Тихим голосом, с вежливыми словами. |
Регулятивные УУД: - оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.