В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

  • docx
  • 06.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала короленко. слепой музыкант 7кл.docx

07.02.20г      Литература     7кл.           

 

            Внеклассное чтение.  В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Цели урока: повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; определить основные мотивы  поэзии Короленко;  показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения;  учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста, привить учащимся любовь к Родине, народу, родному языку. 

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе       

                                               Ход   урока

1.     Орг. момент

2.     Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

3.     Изучение новой темы

1) Слово учителя

      В.Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба и преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страданиях, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.
- Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений — повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.

      Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
2) Работа над повестью

Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значение. Сформулируйте эти значения.

Карточки: Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.

Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.

Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.

-Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету? Какие люди вошли в жизнь Петруся? 1.Мать охраняющее, оберегающее начало. 2.Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид. 3. Эвелина - подруга, невеста, жена. 

3) Беседа по вопросам

-Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество) 

-Как  вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?

 -А, что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила  Петрику?

-  Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? (Иоахим)

От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика. Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Прочитаем об этом событии.

Вопросы по книге.

-Что произошло после слов Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше»

-Как изменился Пётр во время странствия со слепыми?

4.  Рефлексия.

Объясните выражения: «Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Приобрел свет в душе.»

- О каком подвиге преодоления Эвелины можно говорить? (она совершает свой «тихий подвиг любви, решив соединить свою жизнь со слепым).

— Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор?
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
(Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе.) Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место.

5. Домашнее задание: прочитать, пересказать