07.02.20г Литература 7кл.
Внеклассное чтение. В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Цели урока: повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; определить основные мотивы поэзии Короленко; показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения; учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста, привить учащимся любовь к Родине, народу, родному языку.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся
3. Изучение новой темы
1) Слово учителя
В.Г.
Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба и
преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и
быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страданиях,
лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.
- Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, только счастье не
всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое
счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых
значительных произведений — повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в
1886 году.
Перед
писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного
судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения.
Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое — о том,
как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе — это
история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе
страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
2) Работа над повестью
Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значение. Сформулируйте эти значения.
Карточки: Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.
Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.
Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
-Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету? Какие люди вошли в жизнь Петруся? 1.Мать охраняющее, оберегающее начало. 2.Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид. 3. Эвелина - подруга, невеста, жена.
3) Беседа по вопросам
-Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество)
-Как вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
-А, что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила Петрику?
- Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? (Иоахим)
От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика. Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Прочитаем об этом событии.
Вопросы по книге.
-Что произошло после слов Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше»
-Как изменился Пётр во время странствия со слепыми?
4. Рефлексия.
Объясните выражения: «Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Приобрел свет в душе.»
- О каком подвиге преодоления Эвелины можно говорить? (она совершает свой «тихий подвиг любви, решив соединить свою жизнь со слепым).
— Как вы думаете,
был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор?
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
(Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или
бросить вызов судьбе.) Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни,
определить в ней свое место.
5. Домашнее задание: прочитать, пересказать
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.