Тема. В.Г.Короленко. Слепой музыкант.
Цели. Образовательные: дать учащимся представление о классической музыке, о роли музыки в жизни человека, о музыкальной теме в художественной литературе на примере произведений К.Г. Паустовского, В.Г. Короленко, В.П. Астафьева, А.И.Куприна; продолжить формирование умений и навыков: работа с книгой, выразительное чтение, пересказ текста. Развивающие: развивать навык слушания и осмысления серьезной музыки, зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки. Воспитывающие: воспитание интереса к классической музыке, формирование высоких духовных качеств и чувств.
Стенд “Музыка – язык души”.
Музыкальные произведения Грига, Бетховена, Огинского, Моцарта и др.
Тексты художественных произведений:
К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”,
В.Г.Короленко “Слепой музыкант”,
В.П.Астафьев “Далекая и близкая сказка”,
А.И.Куприн “Гранатовый браслет”.
Эпиграф к уроку:
Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.
ХОД УРОКА
Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по телевизору, в театре, в кино. Музыка сопровождает спортивные игры, торжественные заседания, массовые гулянья и дружеские встречи. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни до траурного марша – музыка сопутствует человеку. Как говорил наш известный русский композитор Дмитрий Шостакович, “без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна”. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе и кино. А уж если в литературном произведении затронута тема музыки, то воздействие ее на человека усиливается в несколько раз. Писатель показывает не только красоту музыки, ее влияние на человека, но и роль музыки в жизни героя. Сегодня на уроке мы обратимся с вами именно к таким произведениям, поговорим о том, какую роль сыграла музыка в жизни того или иного литературного героя.
Вспомните, в каких произведениях затронута тема музыки?
Ответ. К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”, В.Г.Короленко “Слепой музыкант”, В.П.Астафьев “Далекая и близкая сказка”, А.И.Куприн “Гранатовый браслет”.
(во время ответа учитель вывешивает на доску листы с названиями произведений).
Итак, рассказ Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. О чем это произведение?
Ответ. В рассказе говорится о том, как композитор Григ, гуляя в лесу, встретил маленькую девочку по имени Дагни и помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками. На прощанье он пообещал ей сделать подарок. И вот через 10 лет во время концерта девушка получила этот подарок. Композитор Эдвард Григ написал для нее музыку.
Послушаем эту музыку.
Звучит “Вальс” Грига -Что услышала Дагни в этой музыке?
Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского.
-Какое впечатление произвела эта музыка на девушку?
Ответ. Дагни заплакала и выбежала из зала. Она подошла к морю и прошептала: “ Я люблю тебя, жизнь”. Музыка сделала ее счастливой, наполнила ее душу радостью. Ее любовь к жизни и ко всему миру выразилась в этих словах.
-Что же дает музыка человеку прежде всего?
Ответ. Радость, счастье, эстетическое наслаждение. Теперь обратимся к повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”. Вспомните, пожалуйста, содержание этого произведения.
Ответ: в этой повести рассказывается о слепом мальчике по имени Петр, о его любви, о его увлечении музыкой и о том, как музыка помогла ему в жизни – он стал известным пианистом.
-А вот еще одна история. В Сергиевском совхозе родился и жил Синицын Сергей, учился в средней школе до тех пор, пока детская шалость не привела к трагическим последствиям. Мальчишки соорудили самопал, который, разорвавшись, лишил Сергея зрения. Усилия врачей оказались тщетными. Мальчик ослеп и стал инвалидом. Но Сергей не сдался и стал усиленно заниматься музыкой, он играл на саксофоне. Через несколько лет он достиг таких результатов, что был приглашен для участия в Международном конкурсе саксофонистов, где стал лауреатом. Со своими концертами он объездил многие страны мира, и сейчас Синицын Сергей живет в Коломне, обучает молодежь игре на саксофоне, дает концерты. Так музыка помогла инвалиду, сделала его нужным и полезным людям.
-Как вы думаете, что общего в судьбе героя рассказа Короленко и судьбе нашего земляка?
Ответ. Общим является то, что оба слепы, но они занимались музыкой, и именно музыка стала смыслом и целью в жизни, она сделала их полезными людям, помогла им найти свою дорогу в жизни.
Теперь обратимся к рассказу В.П.Астафьева “Далекая и близкая сказка”. О чем он?
Ответ. Здесь говорится о мальчике, который впервые услышал звуки скрипки. Старый поляк Вася играл на скрипке произведение своего земляка польского композитора Огинского, который, прощаясь со своей Родиной – Польшей, сочинил полонез.
Этот полонез так и называется “Прощание с Родиной”. Послушаем его.
Звучит полонез Огинского “Прощание с Родиной”.
-Что вы услышали в этом произведении? Ответ. Эта музыка грустная, немного тревожная, в ней звучит тоска по поводу расставания с Родиной.
-А что услышал в этом произведении мальчик? Прочитаем отрывок из рассказа В.П. Астафьева.
Чтение отрывка из рассказа.
-А какое впечатление произвело это музыкальное произведение на мальчика?
Ответы детей, чтение отрывков из рассказа.
-Какой вывод можно сделать? Какое влияние оказала музыка на душу подростка?
Мы завершили путешествие по страницам литературных произведений и сделали вывод о влиянии музыки на человека. Прочитаем этот вывод еще раз.
Вывод.
Музыка дарит людям радость, эстетическое наслаждение, ощущение счастья;
Помогает найти свою дорогу в жизни;
Обогащает человека духовно, делает его лучше, добрее;
Учит людей понимать друг друга;
Спасает человека в самые трагические минуты жизни.
Учитель: Музыка открывает перед нами целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Музыка делает нас духовно богаче, совершеннее, чище. Благодаря музыке человек открывает в себе новые силы. Жизнь с музыкой предстает в новых тонах и красках. Музыку называют языком души. Ничто так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка.
Но язык истинной музыки не прост. Он доступен тому, кто научился внимательно слушать, сосредоточенно думать, серьезно анализировать. Поэтому следующая страница нашего урока называется “познавательная”. Мы будем учиться слушать серьезную музыку.
Чтение учащимися текста О. Туберовской “Как слушать музыку”.
Вы пришли из школы и включили радио. Зазвучала музыка. Вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. На самом деле музыки вы не слышите. Остановитесь, отложите на минуту ваши дела и прислушайтесь. Нежная, тихая мелодия. Рояль словно жалуется, и вам тоже стало грустно. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. Это хорошая грусть. Музыка помогает вашим думам, воспоминаниям. Еще несколько минут назад ее слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали ее сердцем. Она трогает вас, волнует. Музыку надо слушать сердцем, нужно хотеть ее слушать, и тогда она станет вашим верным другом и помощником в жизни.
-Какой тезис выдвигается в тексте?
-Какой вывод делается автором?
-Какие советы дает нам автор?
-Как же надо слушать музыку?
Чтобы научиться слушать музыку, надо:
- внимательно, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение с начала до конца;
- постараться понять, что выражает музыка;
- чаще слушать музыку по радио и телевизору, посещать концерты;
- стараться запомнить понравившееся произведение;
- читать книги о музыке, композиторах и исполнителях.
Домашнее задание. Рассказать о своем отношении к музыке (по плану и опорным словам)
План.
Любите ли вы слушать музыку?
Какие мысли и чувства вызывает у вас музыка?
Умеете ли вы слушать музыку?
Доставляет ли музыка вам радость?
-Что узнали нового на уроке?
-В чем же заключена волшебная сила музыки?
-Помог ли вам урок научиться слушать музыку?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.