Входная диагностика уровня художественного развития воспитанников кружка
«Веселые краски».
Целью данной диагностики является рассмотрение уровня художественного развития воспитанников кружка.
Актуальность данной диагностики и заключается в том, что она позволяет с первого занятия выявить детей, требующих особого внимания и индивидуального подхода со стороны педагога (детей с признаками художественной одарённости, детей с хорошими задатками, творческим потенциалом, детей с низким уровнем художественного развития).
Следует заметить, что в настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения особенностей художественного развития обучающихся. Каждый педагог адаптирует под свои проблемы специальные тестовые задания, вопросники, анкеты. Сложившееся положение вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, наверное, невозможна полная стандартизация.
В основе диагностики лежат два основных параметра:
1 -уровень развития графических умений и навыков
2 - уровень развития творческого продуктивного воображения.
Кроме того, учитывается креативность и эстетическая способность, эмоциональное отношение к изображаемому.
К художественно-графическим умениям мы относим следующие:
- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции объектов;
- умение правильно сочетать цвета, оттенки;
- умение компоновать предметы, составлять композиции;
При определении уровней графических умений и навыков мы руководствовались шкалой педагога-психолога Фридман Л. И.: (разноуровневое овладения учащимися действий, соответствующим учебными умениям и навыкам:
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.
Под творческим продуктивным воображением нами понимается самостоятельное создание новых образов в процессе изо-деятельности с элементами фантазии, способность к импровизации.
В основе критериев разных уровней художественного развития учащихся лежит методика Н. А. Лепской «5 рисунков».
Отличие и новизна данной методики заключается в характере диагностического задания, которое даётся детям и инструкции к нему.
Кроме того, выработаны принципы, которые легли в основу диагностики уровня художественного развития:
– принцип равенства (заключается в создании одинаковых условии для всех обучающихся);
- принцип «здесь и сейчас» (вся работа выполняется в группе, без домашней «доработки»);
- принцип самостоятельности (задание выполняется без участия и помощи со стороны взрослого);
- принцип свободы выбора техники (ребёнку предоставляется свобода выбора художественных материалов: карандаш, фломастер, акварель, гуашь).
Суть диагностики
Условия: ребенку предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки на одном листе бумаги формата А4.
Инструкция для детей: «Предлагаю вам нарисовать отгадки к загадкам (загадки подбираются таким образом, что ответы-рисунки на них могут быть объединены в целостную композицию):
- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка).
- Ни головы, ни ножек. Кто это, дети? (Ёжик)
- Летом - серый, зимой - белый. (Заяц).
- Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
- Цветными крыльями порхает, от цветка к цветку летает. (Бабочка).
Слова-отгадки записываются на доске.
В инструкции ничего изменять и дополнять нельзя. Её можно только повторить.
Загадки можно подобрать и другие, но стоит помнить, что их не должно быть много (иначе ребёнок не успеет выполнить задание за один урок).
Анализ детских работ. Происходит на основе критериев:
1. Оригинальность – фиксирует готовность к импровизации. Творческая деятельность носит продуктивный характер (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности с элементы фантазии).
3. Выразительность художественного образа (интересный сюжет, композиция, взаимосвязь объектов изображения.)
4. Графичность – осознанное использование художественных средств, приемов и техник работы с различными графическими материалами.
2. Эмоциональность – показывает отношение автора к изображаемому (эстетическое оформление работы, аккуратность).
Определение уровня художественного развития.
4-й уровень (высокий). Развито творческое воображение, фантазия; готовность к импровизации (объединение объектов в композицию); чувство эмоционального сопереживания. Хорошее владение графическими навыками. Аккуратность выполнения. К этой группе относятся дети с признаками одарённости.
3-й уровень (хороший). Аналогичны показателям 4-го уровня, но недостаточно развит дар импровизации, фантазии.
2-й уровень (средний). Достаточно хорошее владение графическими навыками, наличие эмоциональной окрашенности. Однако творческое воображение развито недостаточно. Присутствует схематичность, склонность к шаблону. Не переданы пропорции, пространство. Нет композиции.
1-й уровень (низкий). Графические умения развиты слабо. Нет образных ассоциаций. Отношение к работе формальное.
На основании выявленных уровней составляем карту художественного развития 3 групп кружка «Веселые краски».
1 группа- 15 воспитанников.
№ п\п |
ФИ обучающегося |
Уровень художественного развития |
|||
1 низкий |
2 средний |
3 хороший |
4 высокий |
||
1 |
Аюров Арья Энхэевич |
+ |
|||
2 |
Баиров Тамир Мункоевич |
+ |
|||
3 |
Балдандоржиева НоминаАюровна |
+ |
|||
4 |
Бальжинимаев Ринчин Жалсанович |
+ |
|||
5 |
Батожапова Дарима Биликтоевна |
+ |
|||
6 |
Батуева Айлана Баторовна |
+ |
|||
7 |
Бодеева Арюна Алдаровна |
+ |
|||
8 |
Бурхиева Соелма Баторовна |
+ |
|||
9 |
Галсанова Аяна Зориковна |
+ |
|||
10 |
Гашинов Жамбал Зорикович |
+ |
|||
11 |
Дашабылова Дари Намжиловна |
+ |
|||
12 |
Жамсаранова Саяна Алексеевна |
+ |
|||
13 |
Пунсыков Сандан Алексеевич |
+ |
|||
14 |
Ринчинов Буянто Булатович |
+ |
|||
15 |
Шагдурова Адиса Жаргаловна |
+ |
Каждый уровень обозначаем определённым цветом и на этой основе строим диаграмму художественного развития воспитанников.
Таким образом, преимущество данной диагностики заключается в простоте выполнения и обработки результатов и наглядном представлении уровня художественного развития не только каждого отдельного воспитанника, но и всю группу в целом.
2 группа- 15 воспитанников.
№ п\п |
ФИ обучающегося |
Уровень художественного развития |
|||
1 низкий |
2 средний |
3 хороший |
4 высокий |
||
1 |
Гомбоев Айдар Балжирович |
+ |
|||
2 |
Ешиев Генин Буянтуевич |
+ |
|||
3 |
Жамбалов Амарсан Булатович |
+ |
|||
4 |
Корякин Сергей Андреевич |
+ |
|||
5 |
Линейцева Арина Геннадьевна |
+ |
|||
6 |
Лыгденов Бэликто Валерьевич |
+ |
|||
7 |
Санжижапов Бато Цыренович |
+ |
|||
8 |
Соснин Евгений Денисович |
+ |
|||
9 |
Тогмитов Даша Баинович |
+ |
|||
10 |
Цыпылов Антон Валентинович |
+ |
|||
11 |
Шакирова Даяна Зориктоевна |
+ |
|||
12 |
Эрдынеева Долгор Баировна |
+ |
|||
13 |
Ринчинов Очир Александрович |
+ |
|||
14 |
Намсараева Дари-Заяа Баировна |
+ |
|||
15 |
Яковлев Максим Леонидович |
+ |
3 группа- 15 воспитанников.
№ п\п |
ФИ обучающегося |
Уровень художественного развития |
|||
1 низкий |
2 средний |
3 хороший |
4 высокий |
||
1 |
Андреев Михаил Николаевич |
+ |
|||
2 |
Буянтуева Арюн-Улзы Данзановна |
+ |
|||
3 |
Дамбаева Долгорма Саяновна |
+ |
|||
4 |
Доржиев Амгалан Алдарович |
+ |
|||
5 |
Жигмитов Даба Бэликович |
+ |
|||
6 |
Михайлова Оюна Баировна |
+ |
|||
7 |
Очиров Ананда Цыренович |
+ |
|||
8 |
Пунсыков Сандан Алексеевич |
+ |
|||
9 |
Содномова Сэлмэг Пурбуевна |
+ |
|||
10 |
Цыренжапов Тамир Раднаевич |
+ |
|||
11 |
Цырендашиев Эрдэни Соелович |
+ |
|||
12 |
Цыденмункуева Алтана Батоевна |
+ |
|||
13 |
Куцев Денис Николаевич |
+ |
|||
14 |
Цыбиков Дугар-Цырен Эрдэниевич |
+ |
|||
15 |
Цыбиков Эрдэни Евгеньевич |
+ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.