Входная контрольная работа по чтению
4 класс
Ссора птиц
Индийская сказка
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы.
Стали они говорить:
– Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, – сказали вороны.
– Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, – предложили скворцы. – Будем стараться все как один, – может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
– Давайте, – заговорили голуби, – все разом взмахнём крыльями – может, взлетим? Поднимем сеть?
– Верно, – подхватили остальные птицы, – может, поднимем сеть, если дружно возьмём!
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, – диву дался и бросился вдогонку
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ними птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал:«Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время птицы дружно махали крыльями. А потом вороны закаркали:
– Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
– Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они. Начали все птицы браниться, друг друга упрекать...
Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.
(266 слов)
Вопросы и задания
Прочитай сказку «Ссора птиц». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте, происходит на- чало событий, описанных в тексте?
а) В поле; б) в лесу; в) в саду; г) в парке.
2. Что привлекло птиц в сеть птицелова? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
3. Перечисли разных птиц, попавших в сеть птицелова.
__________________________________________________________________________________
4. С каким предложением выступили скворцы? Выпиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какое предложение голубя приняли птицы? Выпиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сколько раз в тексте повторяется слово дружно? Ответь кратко. ______________
7. Восстанови сочетания слов, характеризующие действия птиц по вызволению из плена, близкие по значению слову дружно.
а) Все, будем, один, как, стараться; б) взмахнём, разом, все, крыльями.
8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий птиц, попавших в сеть.
___ подняли;
___ полетели;
___ взмахнули.
9. Объясни с помощью других слов (слова) значение выражения диву дался.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На что стал надеяться птицелов, когда увидел, что птицы в сети летят разные? Выпиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как автор показывает нарастающее недовольство летящих в сети птиц? Допиши предложения словами из текста.
а) Вороны __________________________________________________________.
б) Голуби _________________________________________________________ .
в) Скворцы ________________________________________________________.
12. Допиши близкие по значению слова (1–2) к слову браниться.
Браниться –_____________________________, __________________________________.
13. Выпиши из текста главную мысль сказки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. С помощью цифр восстанови деформированный план текста.
____ Торжество птицелова.
____ Как птицы придумали вырваться на волю.
____ Надежда птицелова на ссору птиц.
____ Как птицы попали в сеть птице- лова.
____ Как птицы перессорились.
15. Придумай своё заглавие текста.
_____________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
№ |
Верные ответы |
1 |
Б |
2 |
Приманка |
3 |
вороны, скворцы, голуби |
4 |
«Будем стараться все как один, – может, и освободимся» |
5 |
«Давайте... все разом взмахнём крыльями – может, взлетим? Поднимем сеть?» |
6 |
3 раза |
7 |
«Будем стараться все как один...» |
8 |
2 3 1 |
9 |
Удивился |
10 |
«Может, перессорятся?» |
11 |
раскаркались рассердились обиделись |
12 |
ругаться, ссориться |
13 |
«Когда дружба врозь, работа на лад не идёт» |
14 |
5 2 3 1 4 |
15 |
Как птицы сами себя наказали. Дружно – не грузно, а врозь – как брось |
Контрольная работа по чтению за первый триместр
4 класс
Яблоко
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!
– Крра-крра!
Смотрит Заяц – на ёлке сидит Ворона и смеётся.
– Эй, Ворона! – крикнул Заяц. – Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.
– Спасибо тебе, Ворона! – сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.
Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил – и бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
– Стой, стой! – кричит Заяц. – Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ёжик и говорит:
– Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
– Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
– Напрасно спорите, – говорит, – это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
– Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул...
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
– Что такое? Что за шум? Все к нему:
– Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
– Кто яблоко нашёл?
– Я! – сказал Заяц.
– А кто яблоко сорвал?
– Как р-раз я! – каркнула Ворона.
– Хорошо. А кто его поймал?
– Я поймал! – пискнул Ёж.
– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...
– Но тут только одно яблоко! – сказали Ёж, Заяц и Ворона.
– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
– Как же мы раньше не догадались!
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:
– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович...
– Мне-то за что? – удивился Медведь.
– А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
В.Г. Сутеев
(415 слов)
Вопросы и задания
Прочитай текст В.Г. Сутеева «Яблоко». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
2. Перечисли персонажей произведения.
__________________________________________________________________________________
3. Объясни, почему названия животных автор написал с большой буквы.
__________________________________________________________________________________
4. В каком лесу происходят события, описанные в тексте? Почему?
а) В еловом; б) в сосновом; в) в дубраве; г) в смешанном.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Из-за чего возник спор у животных? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
6. Почему животные не могли поделить находку?
а) Каждый считал, что яблоко принадлежит ему;
б) звери не умели делить яблоко на равные части;
в) им не приходило в голову, что можно разделить на части;
г) у них не получалось разделить яблоко на равные части.
7. Каким способом животные начали разрешать спор?
а) Бросили жребий; б) затеяли драку;
в) применили хитрость; г) отдали ежу.
8. Восстановите с помощью цифр последовательность событий в борьбе за яблоко.
___ Заяц Ворону ногой лягнул.
___ Ворона Ежа в нос клюнула.
___ Ёж зайца иголками уколол.
9. Почему животные обратились к Медведю с просьбой разрешить их спор?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое значение вкладывают герои произведения в сочетание слов по справедливости? Возможны два варианта ответа.
а) Правильно; б) в соответствии с законом;
в) никого не обидев; г) красиво.
11. Почему Медведя животные называют по имени и отчеству? Ответь одним предложением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В какой из русских народных сказок медведь носит такое же имя? Запиши её название.
__________________________________________________________________________________
13. Перечисли 2–3 положительных качества, которыми наделён в произведении Михаил Иванович.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. С помощью цифр восстанови деформированный план прочитанного текста.
___ Справедливое решение медведя.
___ Яблоко шипит и бегает.
___ Находка глазастого зайца.
___ Благодарность спорщиков.
___ Спор, переходящий в драку.
16. Чему учит это произведение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ТЕКСТУ
№ |
Правильный ответ |
1 |
Осенью |
2 |
Заяц, Ворона, Ёж, Медведь |
3 |
В тексте названия животных выступают как имена собственные |
4 |
В тексте упоминаются яблоня и ель – смешанный лес |
5 |
из-за яблока |
6 |
А |
7 |
Б |
8 |
3 1 2 |
9 |
«Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный». |
10 |
А В |
11 |
11 В знак особого уважения к Медведю |
12 |
«Три медведя» |
13 |
добрый, умный, справедливый |
14 |
4 2 1 5 3 |
15 |
Нужно уметь договариваться |
Контрольная работа по чтению за второй триместр
4 класс
Всем вам крышка!
Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах – воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет – так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал. Для болот – побольше крышки.
Для прудов и озёр – совсем большие крышки крепкого зелёного льда. Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки... Снуют-суетятся!
– Хватит! – сказал Морозко. – Отжили! Всем вам крышка!
Примерился – хлоп! – и вмиг лужу запечатал.
Дальше идёт. К болоту выбрался.
– Сейчас, – говорит, – и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
– Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь – и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
– Хватит! – сказал Морозко. – Отжили! Всем вам крышка!
Примерился – хлоп! – и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел.
– Сейчас, – говорит, – самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
– Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь – рыб в озере полно. Тут и щуки, и окуни, и пескари, и мелюзга всякая, и мальки-сеголетки.
– Хватит! – сказал Морозко. – Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился – хлоп! – и легла на озеро толстая ледяная крышка
. – Вот так! – Морозко говорит. – Теперь моё времечко – по лесам да полям разгуливать. Захочу – помилую, а захочу – так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает:
– Я один тут властелин!
И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались. Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
– Дышите себе, – говорят, – на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.
А весна придёт – все Морозкины крышечки распечатает!
(Э. Шим)
(332 слова)
Вопросы и задания
1. Почему слово Морозко в тексте написано с большой буквы? Ответь одним предложением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В какой отрезок зимы Морозко первый раз шёл по лесу?
а) В начале;
б) в середине;
в) в конце.
3. Выпиши слова из текста, подтверждающее твой вариант ответа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему зачихал Морозко, носом захлюпал? Ответь 2–3 предложениями.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С какой целью Морозко решил ледяных крышек наделать? Ответь одним предложением.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подбери каждому водоёму свою крышечку. Соедини их стрелочками. Названия водоёмов Крышки для водоёмов
Названия водоёмов |
Крышки для водоёмов |
а) Лужи |
1. Совсем большие крышки крепкого зелёного льда |
б) Болота |
2. Маленькие крышечки |
в) Пруды и озёра |
3. Крышечки побольше |
7. Запиши в таблицу названия водоёмов, где обитают перечисленные жители.
Названия водоёмов |
Жители водоёмов |
а) |
а)Лягушки, тритоны, улитки |
б) |
б) Жуки-плавунцы, жуки- водолюбы, жуки-вертячки, водяные паучки, блошки, личинки |
в) |
в) Щуки, окуни, пескари, мелюзга всякая, мальки- сеголетки |
8. С какими просьбами обратились жители водоёмов к Морозко? Выпиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Из какого водоёма раздавались слабенькие голосишки? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, почему автор использовал уменьшительные суффиксы в словах слабенькие голосишки? Ответь одним предложением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какой ответ на просьбы не закрывать водоёмы дал их обитателям Морозко? Выпиши ответ .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какое значение вкладывает Морозко в слова: «Всем вам крышка!»? Ответь одним предложением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Отметь близкие по значению слова к слову властелин.
а) Повелитель;
б) владыка;
в) хозяин;
г) собственник.
14. Какое значение вкладывает Морозко в слово властелин? Ответ выпиши из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Как водяные жители живы- здоровы остались? Соедини стрелочкой названия водяных жителей с их действиями.
Водяные жители |
Действия водяных жителей |
а) Жуки да личинки |
1. Вход закрыли |
б) Лягушки |
2. Отыскали, улеглись, спят |
в) Улитки |
3. Опустились, закопались |
г) Рыбы |
4. Зарылись |
16. Зачем, с какой целью люди устраивают проруби в водоёмах? Допиши предложение.
Люди устраивают проруби в водоёмах, чтобы ____________________________________
_________________________________________________________________________________ .
17. Запиши название сказки о справедливом и добром Морозе. __________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
№ |
Верные ответы |
1 |
В тексте оно дано как имя собственное – это имя мороза |
2 |
А |
3 |
На земле ещё осенние лужи были, в болотах – воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли |
4 |
У Морозко ноги были в валенках. Он ноги промочил и простудился |
5 |
Морозко решил ледяными крышками всю слякоть прикрыть |
6 |
а2 б3 в1 |
7 |
а) болота б) лужи в) озёра |
8 |
«Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!»; «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!»; «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!» |
9 |
9 из лужицы |
10 |
Жители лужиц очень маленькие |
11 |
Хватит! Отжили! Всем вам крышка!» (3 раза) |
12 |
«Всем вам конец!» («Все вы погибнете!») |
13 |
А Б |
14 |
«Захочу – помилую, а захочу – так всех погублю» |
15 |
3 4 1 2 |
16 |
...водяным жителям было чем дышать (...водяные жители не задохнулись) |
17 |
Морозко» – русская народная сказка. Морозко награждает добрую и работящую падчерицу. Ленивую и грубую дочь старухи он наказывает |
Итоговая контрольная работа по чтению
4 класс
Сорока
Многие, видавшие «белобокую стрекотунью» лишь издали, да на нераскрашенных картинках, не знают, что крылья у неё, издали кажущиеся чёрными, в сущности зеленовато- синие, а хвост, который также издали кажется чёрным, на самом деле окрашен в тёмно-зелёный цвет, с красивым, металлическим отливом; такой же зеленоватый отлив замечается отчасти и на чёрных спине и голове. Вот почему многие затрудняются разгадать загадку: «Бело, как снег; черно, как жук; зелено, как лук; вертится, как бес, и повёртка в лес».
Благодаря такой своей разнообразной окраске сорока является одной из красивейших наших птиц. Кроме красоты перьев, сорока и по всему своему складу представляет собою весьма красивое создание, в особенности, когда она прохаживается небольшими шажками, красиво неся свой длинный, приподнятый кверху хвост и грациозно помахивая при каждом шаге своей хорошенькой головкой.
Сорока птица очень умная, хит- рая, осторожная и дальнозоркая. Это совершеннейшая лисица среди пернатых. Точно так же, как и лисица, сорока, благодаря своему уму и лукавству, сумела снискать себе если не любовь, то во всяком случае, благодушное отношение со стороны человека. Правда, сорока давно уже заслужила у всех народов прозвание «воровки», главным образом, за свою страсть таскать блестящие вещицы.
Убытки же, и очень большие, она приносит человеку, разбойничая насчёт множества птиц, полезных для сельского и лесного хозяйства, садоводства и огородничества. В весенние месяцы сорока разоряет и уничтожает множество птичьих гнёзд, разбивая и выпивая положенные в них яйца, а также немилосердно поедая выведенных уже птенцов. Одна пара сорок, поселившаяся поблизости от богато на- селенного певчими птицами сада, в короткое время может уничтожить всё его пернатое население, и вместо милых голосов певчих птичек в опустелом саду скоро будет раздаваться одно только стрекотание сороки.
Правда, сорока, как птица всеядная, уничтожает также немало мышей, разных насекомых, их ли- чинок и гусениц, червей, слизняков и разных других вредных тварей. Кроме того, нельзя не признать, что сорока своей красивой подвижной фигуркой немало способствует украшению и оживлению нашей однообразной зимней природы. Зимой можно многое простить «белобокой стрекотунье» из её весенних и летних провинностей.
Голос сороки, её разнообразная и неугомонная болтовня, когда она благодушествует, а также её своеобразное стрекотанье при какой-нибудь тревоге не поддаются выражению словами. Болтовня сороки давно уже вошла в пословицы и поговорки у всех народов: «болтает как сорока» – одно из употребительнейших в обыденной речи сравнений для многоречивого человека.
Водится сорока в России решительно повсюду. Везде она является оседлой птицей, причём весной и летом держится преимущественно по перелескам, на зиму же приближается к человеческим жилищам, около которых и остаётся до весны, нередко разгуливая по двору со своими сёстрами – воронами и галками. Больших только городов избегает сорока, вероятно потому, что она вообще очень пуглива и боится всякого шума.
К выводу птенцов сорока весной приступает очень рано – уже в марте месяце. Её гнездо, свитое из тон- ких прутиков и выложенное внутри глиной, имеет ещё ту особенность, что сверху оно нередко прикрыто довольно толстым слоем колючих веточек, и только сбоку, с одной стороны, оставлена свободная летка. Сорока своих птенцов защищает весьма тщательно от взоров и нападения других хищников. Она всегда чрезвычайно осторожно и бесшумно приближается к своему гнезду, а также и слетает с него, если в гнезде находятся уже яйца или птенцы. Вот почему обыкновенно так трудно бывает выследить сорочье гнездо, помещаемое к тому же большей частью высоко на дереве. Птенцов своих парочка сорок воспитывает с необычайной любовью и самоотвержением и по вылете держит их при себе до поздней осени.
Д.Н. Кайгородов
(542 слова)
Вопросы и задания
Прочитай текст Д.Н. Кайгородова «Сорока». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста
1. Почему сороку называют «белобокой стрекотуньей»?
а) На боках у неё нет перьев;
б) на боках у неё белые перья;
в) она издаёт звуки быстро, без умолку, резким голосом;
г) она сыплет словами, как из мешка горохом.
2. Почему многие не могут отгадать загадку?
Подчеркните строку, которая затрудняет отгадку.
Бело, как снег;
Черно, как жук;
Зелено, как лук;
Вертится, как бес,
И повёртка в лес.
3. Какие оттенки окраса сороки можно заметить при ближайшем рассмотрении? Заполни таблицу.
Части тела |
Оттенки окраса |
а) Крылья |
|
б) Хвост |
|
в) Чёрная спина и голова |
|
4. Как красоту сороки оценивает автор, как он ее называет (2)?
а) Одной из красивейших птиц;
б) весьма красивой птицей;
в) весьма красивым созданьем;
г) самой красивой птицей.
5. Когда особенно хороша сорока? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
6. Почему автор называет сороку совершеннейшей лисицей среди пернатых? Ответ выпиши из текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какой урон сельскому и лесному хозяйству, садоводству и огородничеству в весенние месяцы может принести сорока? Перечисли, выписав из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Чем питается сорока? Допиши предложение:
Сорока уничтожает немало...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. К каким животным можно отнести сороку по типу питания?
а) к растительноядным;
б) к плотоядным;
в) к всеядным.
10. Почему о многоречивых людях сложили поговорку «болтает как сорока»? Допиши предложение:
Сорока болтает _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какую услугу оказывает сорока лесным жителям в случае опасности? Ответь одним предложением.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. К каким птицам по характеру сезонных переселений можно отнести сорок?
а) К кочующим;
б) к оседлым;
в) к перелётным.
13. В каком месяце сорока приступает к выведению птенцов? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
14. Почему обыкновенно трудно бывает выследить сорочье гнездо? Ответь 3–5 предложениями.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. С помощью цифр восстанови деформированный план текста.
___ Сорока – заботливая и самоотверженная мать.
___ Сорока – совершеннейшая лисица среди пернатых.
___ Где водится сорока в России.
___ Сорока-белобока – одна из красивейших наших птиц.
___ Стрекотунья, разбойница и помощница.
16. Составь рассказ о сороке, опираясь на план (5–6 предложений).
Сорока
1. Внешний вид.
2. Характерные особенности.
3. Польза и вред.
4. Заботливая мать
Текст 2
Болтливая сорока
Кого сорока увидит, стрекочет:
– А я тебя вижу! А я тебя вижу!
Что плохо лежит – она тут как тут.
Птичье гнездо приметит – яйца рас- клюёт. Птенцов нелётных съест.
И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:
– Я вижу! Вижу! Вот он где!
Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он, туда и она.
Он по полю – сорока над ним стрекочет:
– Я тебя вижу! Я тебя вижу! Не беги – догоню, Не ешь – отниму!
Вот она какая, сорока.
Ходит тетёрка по опушке, слушает, поглядывает. Цыплят от врагов бережёт. Ведь цыплёнку каждый зверь – враг.
Сорока увидела цыплят, затаилась. Потом поближе подскочила да как кинется сверху вниз – ловить.
– Квох! Квох! – крикнула тетёрка. – Берегись! Враг!
Слетела сорока вниз, а ловить некого – никого не видит. Все спрятались.
Прогнала тетёрка сороку, огляделась и опять квохчет:
– Квох! Квох! Всё в порядке, можно вылетать.
Цыплята и вылезли кто откуда – кто из-под шишки, кто из-под ёлки, один из травки, кто из-за бугорка.
Рысь ползёт к куропаткам. А они клюют, кормятся, ничего не замечают. К ним сорока прилетела. Интересно ей, что эти куры клюют.
Шевельнулся кто-то в кустах.
Взлетела сорока на ёлку и видит – подкрадывается к куропаткам зверь.
– Вижу! Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!
Куры услыхали, на крыло поднялись. Рысь прыгнула, да так никого и не ухватила.
Охотник Фёдор Фёдорович пошёл лисят ловить.
Он давно высмотрел лисью нору. Раскопает он нору и лисят переловит. Фёдор
Фёдорович – заправский охотник, человек знающий.
Только недолго он по лесу шёл. Сорока увидела Фёдора Фёдоровича и давай всем рассказывать, покрикивать:
– Вот он идёт! Вижу его! Вот он! Вижу!
В это время щенки лисьи у норы играли. Кто кость грыз, кто боролся, кто на солнышке лежал
. Услыхала лиса сороку, выглянула из-за куста и увидела охотника.
Подошёл Фёдор Фёдорович к норе, копает, копает, роет, роет – нет в норе никого. Ищи-свищи! Лиса давным- давно лисят увела.
Рассердился охотник.
– Берегись, – говорит, – сорока, попадёшься ты мне когда-нибудь!
Сорока скачет, поглядывает – что козы делают?
А ничего интересного нет. Они траву срывают да жуют и её, сороки, не боятся.
Услышала сорока – где-то собака лает. Взлетела повыше – видит: Фёдор Фёдорович с ружьём и с собакой. Пёс по козьему следу идёт, лает, охотнику показывает.
Сорока – кричать-стрекотать: Вот он! Вот он!
Козы услыхали: где-то враг близко! И ускакали.
Погнался было за ними пёс, да таких бегунков собаке не догнать. И вернулся к хозяину.
Совсем рассердился Фёдор Фёдорович.
– Ну, – говорит, – сорока, теперь я на тебя буду охотиться.
И решил Фёдор Фёдорович вы- гнать сороку из леса. Портит она охоту, зверей предупреждает.
У его знакомого был филин. Фёдор Фёдорович этого филина привязал на опушке, а сам укрылся.
Налетели птицы к филину: и чижи, и воробьи, и дрозды, и сойки, и сороки. Свистят, кричат, дразнят филина. А филин клювом щёлкает, крылья развёл – боится.
Пальнул Фёдор Фёдорович по сороке, да не попал. А сорока испугалась и из тех мест улетела.
Из норы вылез барсук. Нашёл сорочье пёрышко.
Понюхал его, пожевал – невкусно. И пошёл охотиться, еду добывать.
Е.И. Чарушин
(501 слово)
Вопросы и задания
Прочитай текст Е.И. Чарушина «Болтливая сорока». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Кто является главным героем произведения? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу;
б) в поле;
в) в огороде;
г) в саду.
3. Почему сороку часто называют воровкой? Выпиши кратко ответ из текста.
____________________________________________________________________________
4. Какой урон сорока наносит птицам? Выпиши кратко ответ из текста.
__________________________________________________________________________________
5. От какого врага тетёрка уберегла своих цыплят? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
6. С помощью цифр восстанови последовательность действий тетёрки при охране цыплят.
____ Слушает;
____ Бходит;
____ Бережёт ;
____ Поглядывает.
7. Как автор перевёл квохтанье тетёрки на человеческий язык? Ответь кратко.
________________________________________________________________________________
8. Почему зверю несладко от сороки? Выпиши кратко ответ из текста.
_________________________________________________________________________________
9. Какое определение дал автор сороке за её говорливость? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
10. Какие «услуги» оказывает сорока охотнику, лесным жителям? Соедините линией имя охотника, названия животных, с «услугами», которые она им оказывает.
а) Козы |
1. Мешает охоте |
б) Фёдор Фёдорович |
|
В) Лиса |
2. Предупреждает об опасности |
г) Рысь опасности |
11. Какое определение даёт автор Фёдору Фёдоровичу? Допиши предложение.
Фёдор Фёдорович –__________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
12. Какие поговорки (2) близки по значению образному выражению ИЩИ СВИЩИ?
а) Ищи ветра в поле.
б) От добра добра не ищут.
в) Поминай, как звали.
г) Не поминай лихом.
13. Почему сорока улетела из тех мест? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________________
14. Перечитай последние три предложения. Подумай: чем является охота для жителей леса? Ответь одним предложением.
__________________________________________________________________________________
15. Восстанови с помощью цифр деформированный план текста.
_____ Как лисица испортила охоту рыси.
_____ Почему от сороки несладко всем жителям леса.
_____ Почему сорока испугалась и улетела из тех мест?
_____ Как тетёрка спасла своих цыплят от сороки.
_____ Почему рассердился на сороку охотник?
16. Выпиши из текста 1 образные выражения со словом сорока.
__________________________________________________________________________________
17. Почему в народе сложилось благодушное отношение к сороке? Составь высказывание по материалам двух текстов (2–4 предложения)
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ
Текст 1
№ |
Правильный ответ |
1 |
Б В |
2 |
«Зелено, как лук» |
3 |
а) зеленовато-синие; б) тёмно-зелёный, с красивым металлическим отливом; в) с зеленоватым отливом |
4 |
А В |
5 |
«...когда она прохаживается небольшими шажками, красиво неся свой длинный, приподнятый кверху хвост, и грациозно помахивая при каждом шаге своей хорошенькой головкой» |
6 |
«Сорока птица очень умная, хитрая, осторожная и дальнозоркая» |
7 |
«В весенние месяцы сорока разоряет множество птичьих гнёзд, поедая выведенных уже птенцов» |
8 |
мышей, разных насекомых, их личинок и гусениц, червей, слизняков и разных других вредных тварей |
9 |
В |
10 |
разнообразно и неугомонно |
11 |
Сорока своеобразно стрекочет при какой-либо тревоге |
12 |
Б |
13 |
в марте |
14 |
Сорока осторожно и бесшумно приближается к своему гнезду. Она осторожно и бесшумно слетает с гнезда. Сорочье гнездо расположено высоко на дереве |
15 |
5 2 4 1 3 |
16 |
Сорока очень красивая птица. Она хитрая и осторожная. Она приносит как пользу, так и вред. Разбойница разоряет птичьи гнёзда. Вместе с тем она поедает много вредителей. Сорока очень заботливая мать Сорока очень красивая птица. Она хитрая и осторожная. Она приносит как пользу, так и вред. Разбойница разоряет птичьи гнёзда. Вместе с тем она поедает много вредителей. Сорока очень заботливая мать |
Текст 2
№ |
Правильный ответ |
1 |
Сорока |
2 |
А |
3 |
«Что плохо лежит – она тут как тут» |
4 |
«Птичье гнездо приметит – яйца расклюёт. Птенцов нелётных съест» |
5 |
От сороки |
6 |
2 1 4 3 |
7 |
«Берегись! Враг» |
8 |
«И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется» |
9 |
Болтливая |
10 |
а2 б1 в 2 г1 |
11 |
«...заправский охотник, человек знающий» |
12 |
А В |
13 |
Испугалась |
14 |
Жители леса охотой добывают себе еду |
15 |
3 1 5 2 4 |
16 |
«белобокая стрекотунья», «болтает, как сорока» |
17 |
Сорока птица умная и осторожная. Она уничтожает много вредных тварей. Про неё сложено много пословиц и поговорок. Своей красотой она украшает наши леса |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.