Проведение практических работ, мини-исследований, небольших ученических проектов в области естественнонаучных дисциплин является неотъемлемой частью работы учителя предметника, руководителя кружка, научного общества, секции. Подбор материала или оборудования для осуществления таких видов деятельности является одним не из простых. В предлагаемой разработке даны материалы для организации работы исследовательского кружка – задания – тестирования, проблемные задания.
Входное тестирование: «Вопросы экологии».
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Фактор считается ограничивающим, если он:
а) больше всего отличается от оптимальных значений;
б) наиболее приближен по значению к оптимальному;
в) не выходит за границы оптимального;
г) ни одно из вышеуказанных положений не является верным.
2. Передача энергии в экосистеме происходит последовательностью:
а) от редуцентов через продуценты к консументам;
б) от продуцентов через консументы к редуцентам;
в) от консументов через редуценты к продуцентам;
г) правильного ответа нет.
3. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары
организмов (ответ обосновать):
а) куница и соболь;
б) крокодил и антилопа;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) судак и плотва.
4. Какой из перечисленных компонентов экосистемы является редуцентом:
а) муха;
б) дождевой червь;
в) ящерица;
г) крот?
5. Пухоеды, поселившись в перьевой подушке, стали поедать перья. Этот тип
отношений пухоедов с их пищей называется:
а) эктопаразитизм;
б) комменсализм;
в) эндопаразитизм;
г) это не относится к биотическим отношениям.
6. Колония кротов и заросли крапивы на участке составляют:
а) две популяции одного вида;
б) два вида и одну популяцию;
в) одну популяцию одного вида;
г) две популяции двух видов.
7. Сколько трофических уровней консументов (пищевых) существует в
пищевой цепи: «листья дуба – дубовая листовертка – синица – ястреб»?
Отметьте консументы 1, 2 и 3 порядков в приведенном примере. Дайте
понятие о консументах:а) 3; б) 6; в) 5; г) 4.
8. Насекомые, взрослые особи которых ведут свободный образ жизни, а их
личинки развиваются в теле хозяина, питаясь его тканями, называются:
а) микропаразитами;
б) макропаразитами;
в) симбионтами;
г) паразитойдами.
9. В пределах вида или достаточно однородной группы близких видов
теплокровные организмы с более крупными размерами тела распространены в
более холодных областях. Это правило:
а) Аллена, 1877 г.;
б) Бергмана, 1847 г.;
в) Дарлингтона;
г) Уолесса;
д) Глогера.
10. Понятие о топических связях в науку ввел:
а) Ю. Либих (1803–1873 гг.), немецкий ученый;
б) В. Н. Сукачев (1880–1967 г.), русский ученый;
в) К. Шретер (1902 г.), швейцарский ученый;
г) В. Н. Боклемичев (1890–1962 гг.), отечественный ученый.
Задание 2. Подберите пару.
1. Из предложенного списка составьте пары организмов, имеющих сходную
жизненную форму:
1) тушканчик;
2) антилопа;
3) летучая мышь;
4) дельфин – бабочка;
5) белка;
6) суслик;
а) рыбатунец;
б) африканский прыгунчик;
в) сумчатая летяга;
г) кулан;
д) сумчатый крот;
е) стриж;
ж) ленивец.
Выберите и укажите правильные ответы:
1–…, 2–…, 3–…, 4–…., 5–…, 6–….
2. Для каждой пары конкурирующих организмов выберите тот объект, за
который они могут конкурировать с наибольшей вероятностью:
1) ландыш – сосна;
2) хомяк обыкновенный – полевая мышь;
3) рысь – росомаха;
4) судак – щука;
а) нора;
б) нектар;
в) семена пшеницы;
г) вода;5) ель обыкновенная – береза повислая;
6) шмель – пчела;
7) ондатра – выхухоль;
8) саксаул – верблюжья колючка.
Запишите правильные ответы:
1–…, 2–…, 3–…, 4–…., 5–…, 6–….; 7–…; 8–…
д) кабарга;
е) свет;
ж) мелкая плотва;
з) ионы калия.
Задание 3. Графический тест.
Обведите кружком номер схемы, верно отображающий иерархическую
зависимость уровней организации жизни:
а) А
Б
В
Г
б) Г
В
Б
А
А – организменный уровень;
Б – популяционновидовой;
В – биоценотический уровень;
Г – биосферный уровень.
Задание 4. Составьте пищевую сеть наземной экосистемы, в которой
обитают следующие виды: береза, травы, дождевой червь, личинка майского
жука, имаго майского жука, гусеницы, бабочкипяденицы, взрослая бабочка
пяденица, сова, муравей, синица, подберезовик, слизень, летучая мышь, мышь,
змея, ящерица.
Что отражает пищевая сеть?
Потребители первого порядка –
Потребители второго порядка –
Потребители третьего порядка –
Задание 5. Вставьте пропущенное слово (термин):
1) Практически полная остановка обмена веществ – …
2) По температуре тело ящерицы – …
3) Плавающие по поверхности воды организмы называются – …
4) Последовательное чередование во времени какихлибо состояний
организма называется …
5) Сезонные явления в жизни животных и растений изучает …
6) В экосистеме все входящие в нее виды функционально соответствуют
друг другу. Уничтожение одного вида или групп всегда в конечном итогеведет к исчезновению взаимосвязанных других видов живого …
7) Преднамеренный или случайный перенос особей какоголибо вида за
пределы его ареала …
8) Комбинированное воздействие двух или более факторов среды…