Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков (эллинов) в VII в. до н. э. занятия физическими упражнениями они проводили в специальных заведениях - Гимнасиях. Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняю) - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. В те времена гимнастика включала в себя все известные в античную эпоху физические упражнения (то, что мы теперь относим к легкой атлетике, тяжелой атлетике, борьбе, фехтованию, гребле), а также акробатику, игры с мячом, танцы.
История
Гимнастика как научная дисциплина
Представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
В научном исследовании применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования.
Средства гимнастики
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения и музыкальное сопровождение при их исполнении.
Многие упражнения были заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесия, метания, преодоление препятствий, переноска груза и т. п.
Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Вольные упражнения.
Прикладные упражнения
Прыжки.
Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекла дине, бревне).
Акробатические упражнения.
Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.
Задачи гимнастики
1.Закрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2.Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3.Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4.Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5.Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6.Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Классификация видов гимнастики
Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоятельные виды гимнастики.
Всесоюзной конференции 1984 г. утверждена следующая классификация:
оздоровительные;
образовательно-развивающие;
спортивные виды гимнастики.
Оздоровительные (общеразвивающие) виды гимнастики
Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.
Гигиеническая гимнастика
Вводная гимнастика
Физкультурная минутка (физкультурная
пауза)
Лечебная гимнастика
Ритмическая гимнастика
Стретчинг
Калланетика
Шейпинг-система и др.
Гигиеническая гимнастика
Используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии.
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.
В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. заканчивается комплекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.
Упражнения и дозировка нагрузки подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и других индивидуальных особенностей занимающихся.
Гигиеническая гимнастика может проводиться в любое время дня: утром — для более быстрого вхождения в режим дня; днем — для снятия накопившегося утомления.
Перед сном очень полезны упражнения в виде напряжений и последующих расслаблений основных мышечных групп в сочетании с глубоким дыханием, с подготовкой ко сну.
Вводная гимнастика
Направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность.
По форме организации это «гимнастика до занятий» в учебных заведениях и «гимнастика до работы» на производстве.
Применяются упражнения по структуре движений близкие к профессиональным двигательным действиям.
В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводительную учебную или производственную деятельность.
Продолжительность выполнения упражнений от 5 до 10 мин.
Физкультурная минутка (физкультурная пауза)
Применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления.
Она проводится при появлении признаков утомления (отвлечение внимания, нарушение позы, чувство усталости и др.) во время учебных занятий или работы.
Комплекс может состоять из 5 – 10 упражнений и выполняться в течение 2 – 5 мин.
Лечебная гимнастика
Лечебная гимнастика — основа лечебной физической культуры (ЛФК).
Помогает восстановлению временно утраченных от дельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др.
Особенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата.
Комплексы лечебной гимнастики составляются врачом совместно с преподавателем физической культуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.
В лечебных учреждениях упражнения подбираются с учетом характера заболевания и индивидуальных особенностей больного.
В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: палки, гантели, эспандеры, мячи, скакалки, упражнения на гимнастической стенке и скамейке и др.
Основной формой занятия является урок или процедура продолжительностью 30 — 60 мин.
Разновидностью лечебной физической культуры на современном этапе являются нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: коррекционная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, суставная и т.д.
Ритмическая гимнастика
Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. С помощью этих средств можно дозировать величину физиологической нагрузки на организм, управлять психологическим со стоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.
Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений.
К оздоровительным направлениям ритмической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов; танцевальная, где используются различные современные танцевальные стили и направления (сальса, рок, диско, фанк, хип-хоп); аэробика с использованием предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол и др.).
Характерной чертой оздоровительных видов ритмической гимнастики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что и дает оздоровительный эффект.
Стретчинг
Стретчинг (или «стрейчинг») – это система физических упражнений, направленных на растяжку отдельных групп мышц, связок, сухожилий. Название произошло от английского слова «stretching», что означает «растяжение», и полностью отражает суть и основную цель комплекса.
По степени воздействия на мышцы стрейчинг делят на мягкий и глубокий.
При выполнении мягкого стрейчинга мышцы растягиваются до своей обычной длины. Среднее время выполнения упражнений составляет примерно 30 секунд.
Целью глубокого стрейчинга является растяжение мышцы до новой длины. При этом выполнение каждого упражнение может занимать от 2 до 5 минут.
В зависимости от способов выполнения упражнений различают статический, пассивный, динамический, активный, баллистический, изометрический, проприоцептивный нервно-мышечный стрейчинг.
Правила выполнения стрейчинг упражнений:
Разогревайтесь перед тренировкой стрейчинг, это улучшает циркуляцию крови и поступление кислорода к мышцам.
Избегайте резких движений в процессе выполнения упражнений.
Правильное выполнение стрейчинг упражнений не сопровождается болевыми ощущениями. Вы должны чувствовать мышцы, а не боль в них.
Калланетика
Калланетика (Callanetics) – разновидность фитнес гимнастики, включающая в себя систему статических упражнений. Свое название она получила от имени ее создателя – Каллан Пинкни. Калланетика была создана в начале 80-х годов прошлого века по причине травмы спины, которую она получила, занимаясь классическим балетом.
В систему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы.
Комплекс упражнений калланетики затрагивает мышцы всех частей тела – рук, плеч, ног, ягодиц, бедер, спины и брюшного пресса.
Режим тренировок при занятиях калланетикой следует разумно дозировать нагрузку, чтобы не вызвать сильные боли в мышцах.
Для развития выносливости и мышечной силы рекомендуется со временем не снижать нагрузку.
Занятия калланетикой, наиболее эффективны при соблюдении следующих рекомендаций:
увеличивать нагрузку на мышцы следует постепенно;
нельзя задерживать или ускорять дыхание;
проводить занятия в зале с зеркалами, чтобы была возможность фиксировать движения;
не следует использовать для занятий слишком активную,
отвлекающую внимание музыку.
Шейпинг-система
Шейпинг – физические упражнения, индивидуально подобранные и позволяющие достичь красоты, физического совершенства и гармонии тела. Данный метод коррекции фигуры в 1988 году был разработан и запатентован российскими учеными. Противопоказаний и возрастных ограничений для занятий шейпингом практически нет.
Шейпинг-система – это гармоничное соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания и специального компьютерного тестирования на организм занимающихся.
В зависимости от возраста шейпинг разделяется на шейпинг-классик (для женщин от 18 до 55 лет), шейпинг-юни (для девушек до 18 лет), шейпинг-терапию (для женщин от 55 лет и при остеохондрозе), шейпинг для беременных (тренировка организма во время беременности).
Уроки шейпинга состоят из комплекса упражнений на разминку, основных упражнений, направленных на развитие мышц, упражнений на растяжку и упражнений на расслабление.
Занятия шейпингом дома:
Занятие шейпингом дома следует начать с разминки.
Во время занятия необходимо следить за дыханием и частотой сердечных сокращений.
Во время занятий очень важно пить много негазированной воды.
При правильном выполнении упражнений должна чувствоваться нагрузка на определенную группу мышц.
Каждое упражнение рекомендуется выполнять не менее четырех минут.
Две минуты надо выполнять упражнение с максимальной интенсивностью, затем прерваться, чтобы растянуть мышцы, участвующие в тренировке.
После занятий шейпингом дома обязательно должна ощущаться усталость.
Основная гимнастика
С помощью основной гимнастики решают следующие задачи: общую физическую подготовку учащихся, гармоничное развитие двигательных качеств и способностей, повышение жизнедеятельности организма.
Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной работоспособности на долгие годы.
Конкретные задачи, содержание и методику проведения занятий по основной гимнастики определяют в зависимости от контингента учащихся.
Характерными средствами основной гимнастики является строевые упражнения, развивающие, природные в виде ходьбы, бега, прыжков, подвижные и спортивные игры, эстафеты.
На занятиях по основной гимнастики широко применяются упражнения на гимнастической стенке – это простые и смешанные висы, лазанья, упражнения на рядах, канатах, а также с предметами и мячами, палками, скакалками, амортизаторами.
Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом преподавателя и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и общественной деятельности.
Женская гимнастика
Учитывает особенности организма и психологического склада женщин.
При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины.
В занятия включаются все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др.
В занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художественной гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка.
Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внимание.
С помощью этих упражнений развиваются координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работоспособность.
Профессионально-прикладная гимнастика
Объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности.
Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка носит прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие способностей, необходимых занимающимся для успешного овладения избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.
Атлетическая гимнастика
Атлетическая гимнастика, являясь продолжением гигиенической, может стать началом спортивной гимнастики.
Этот вид гимнастики последние годы приобрел особую популярность.
Задачей атлетической гимнастики являются:
Формирование красивой осанки, раз вития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма, укрепления здоровья и закаливания организма, формирования здорового образа жизни.
Основные средства атлетической гимнастики такие: общеразвивающие упражнения с предметами – отягощениями: гирями, гантелями, эспандерами, тренажерами и т.д.
Спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта. Кроме общих задач, стоящих перед гимнастикой средствами физического воспитания, спортивная гимнастика имеет свои специфические, прежде способствовать достижению высокого спортивного мастерства.
В нее входят:
у мужчин – вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, на коне с ручками (конь – махи), опорные прыжки;
у женщин – вольные упражнения, упражнения на брусьях различной высоты, на гимнастическом бревне и опорный прыжок.
В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художественной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры и др.
Художественная гимнастика
Художественная гимнастика – женский вид спорта, входит олимпийскую программу соревнований.
Имеет такие же задачи как спортивная гимнастика.
Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов.
Она является действенным средством эстетического воспитания, воспитания чувства красоты и выразительности движений.
Особенность – обязательность музыкального сопровождения.
Спортивная акробатика
Спортивная акробатика – вид спорта, связанный с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Имеет такие же задачи как спортивная гимнастика.
Включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения.
К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу и физической подготовленности.
Спортивная аэробика
Спортивная аэробика – вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнерами.
Включает в себя следующие виды упражнений:
индивидуальные выступления мужчин и женщин,
смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе.
Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.
Выводы
Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания.
Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом деятельности, накладывает на занимающихся специфический от печаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью.
Особенно хорошо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремленность, настойчивость в достижении постав ленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения.
Они более организованны, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими.
Литература
Стрейчинг – http://www.neboleem.net/strejching.php
Калланетика – http://www.neboleem.net/kallanetika.php
Шейпинг – http://www.neboleem.net/shejping.php
Виды гимнастики и их характеристика – http://studnow.in.ua/?p=398
Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.; под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.
Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных
учебных заведений специальности 050720 Физическая культура / Ю.В. Рыбалов
С.И. Рыбалова – Сураж: 2011, – 131 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.