«Виды предложений по цели высказывания и интонации»
Оценка 4.7

«Виды предложений по цели высказывания и интонации»

Оценка 4.7
docx
02.03.2024
«Виды предложений по цели высказывания и интонации»
Конспект урока «Виды предложений по цели высказывания и интонации».docx

Конспект урока «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

1. Организационный момент. Создание учебной ситуации. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи

На доске записан  текст SMS: «привет выезжаю утром встретишь».

Учитель организует учебный диалог:

- Прочитаем вслух сообщение (несколько детей читают, по-разному определяя границы предложения и с разной интонацией).
- Почему один и тот же текст мы прочитали по-разному? (В нем нет знаков препинания, поэтому каждый может прочитать и понять его по-своему).
- Что именно вызывает вопросы? (Когда именно друг выезжает и когда его встречать? «Встретишь» - это вопрос или просьба?)
- Как видите, небольшое сообщение иногда может содержать больше вопросов, чем ответов: Что хотел сказать автор? С какой целью оно написано? Что мы будем сегодня изучать? (Предложение, виды предложения по цели высказывания и интонации).
- Чем мы будем заниматься? (Учиться точно формулировать свои мысли и правильно оформлять их при письме). Для чего это нужно? (Чтобы люди лучше понимали друг друга).

2. Актуализация знаний по теме урока. Работа с учебником.

1. Иллюстрированные предложения из учебника (с. 53):
             1. Красиво.  –  Как красиво!
             2. Мы выиграли.  –  Мы выиграли!
             3. Иди сюда. – Иди сюда!

- Рассмотрите иллюстрации. В каких ситуациях они могут быть произнесены? 

2. Учащиеся анализируют предложения, которые произносят персонажи на картинках. Находят сходство и различия в их высказываниях, обобщают: представлены повествовательные (1,2) и побудительные предложения (3).

- В чем их сходство и различие? (Различие – в интонации, которая выражается на письме различными знаками препинания).

3. Синтаксический разбор предложений.

Мы выиграли. (Предложение повествовательное, невосклицательное).

Мы выиграли! (Предложение повествовательное, восклицательное).

4. Расширение знаний по теме урока. Работа с презентацией «Точка, точка, запятая».

Слайд 1 (титульный).

Слайд 2.  Какие знаки препинания встречаются в этом стихотворении?

(Двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка).

Слайд 3. Сколько всего знаков препинания в современном русском языке?

(В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки).

Слайд 4. В чем особенность написания Остромирова Евангелия?  
(В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания).

Слайд 5. Когда появились знаки препинания?

(До конца пятнадцатого века знаков препинания не было, текст писался или вообще без промежутков между словами. Раньше всех пунктуационных знаков была введена точка (15 в.), затем запятая (16 в.). Появившаяся после них точка с запятой употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак. В 1619 году в «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого появились круглые скобки. К концу 18 века стали употреблять тире, кавычки, многоточие.) 

Слайд 6. В чем состоят особенности знаков препинания  других языков мира?

(В испанском языке вопросительный и восклицательный знак пишется и в начале, и в конце предложения, как бы «обнимая» его. В греческом письме вопросительный знак выглядит, как точка с запятой. В арабском и персидском языках употребляется один вопросительный знак, но зеркально отражённый — ؟).

5. Физминутка.

6. Проверка знаний. Определи границы слов и предложений. Спиши текст, расставляя знаки препинания и заглавные буквы.

1 вариант.

вылюбитеспортонделаетлюдейсильнымиисмелымиспортукрепляет здоровьебегайтеплавайтеходитеналыжах

2 вариант

посмотритенаэточудонаветочкахразвешаныгирляндыгрибовктожеэтосделалэтодомовитаябелочкагтовитсякзиме

7.  Итог урока.

- При помощи знаков препинания при письме мы выражаем свои мысли и оттенки чувств. Читая, мы видим эти знаки и понимаем написанное. Каждому из нас приходится то писать, то читать. Можно сказать, что правила о знаках препинания как бы превращаются в пункты договора между тем, что пишет и читает. Какие пункты вы хотели бы внести в Договор между пишущими и читающими? (Пишущим – правильно ставить знаки препинания. Читающим – читать предложение с учетом знаков препинания).

8. Рефлексия.

- Продолжите одно из предложенных высказываний (по выбору):

 Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я почувствовал, что… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… У меня появился вопрос… Я понял, что… Мне захотелось…

9. Домашнее задание (по выбору).

1. Упр. 1 (с. 51 учебника). Определи границы предложений. Спиши текст, расставляя знаки препинания.

2. Онлайн-тестирование «Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания»

 

 

 

Использованные ресурсы:

1.     Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 5-е изд., перераб.–М.: Вентана-Граф, 2019.–192с.: ил.

2.     Онлайн-тестирование «Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания» для начальной школы (Автор: Захарьина Е. А.)


 

Конспект урока «Виды предложений по цели высказывания и интонации» 1

Конспект урока «Виды предложений по цели высказывания и интонации» 1

Мы выиграли! (Предложение повествовательное, восклицательное)

Мы выиграли! (Предложение повествовательное, восклицательное)

Проверка знаний. Определи границы слов и предложений

Проверка знаний. Определи границы слов и предложений

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024