Виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе
В начале урока литературного чтения я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения:
1.На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.
ФПЗИМАКЯВЕСНАОХОСЕНЬМУВЛЕТО (зима, весна, осень, лето)
2.Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.
3.Виды работы с текстом:
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение по ролям.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
- Продуктивное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)
- Чтение абзацами.
- Чтение с пометками.
- Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
- Чтение по группам.
- Поисковое чтение.
- Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
- "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
- Чтение с пометками непонятных слов.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.