Урок
русского языка в 8 классе
Тема: Виды
связи слов в словосочетании
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами связи слов в словосочетании; формировать навык определения типа связи; развивать навыки работы с текстом; воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Оргмомент.
Вопросы по домашней работе.
2. Работа с учебником.
Ученикам предлагается прочитать материал по теме урока. Один ученик читает вслух. Из прочитанного выделяем самое главное и обращаем внимание детей на термин словосочетание, под которым понимается два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически, также говорим, что существует три типа СС по морфологическим признакам главного слова: глагольные, именные, наречные.
3. Сообщение учителя по теме урока.
После изучения типов сс ученикам говорится о том, что в сс слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
В тетрадь записывается, что обозначает каждое из понятий.
Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе и падеже, при изменении одного изменяется и другое (род, число, падеж).
Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное. Можно заменить зависимое слово на другое – оно будет стоять в той же падежной форме.
Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово неизменяемое, с главным связано по смыслу, интонационно.
Предлагается схема.
Вид связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Вопрос |
согласование |
Существительное Слово в значении существительного |
Прилагательное Причастие Местоимение Порядковое числительное |
Какой? Зеленый карандаш Этот человек Длинные волосы Чей? Чей-то дом Который? Второй поющий |
управление |
Глагол Прилагательное Причастие Деепричастие |
Существительное Существительное с предлогом Местоимение
|
(падежные вопросы) Пилить дрова Смотрит в окно Румяный от мороза Любящая тебя Гуляя с ним |
Существительное
|
+ Существительное (несогласованное определение)
|
Листья осины |
|
примыкание |
Существительное Деепричастие Причастие Наречие Глагол Прилагательное
|
(неизменяемое слово) Наречие Деепричастие
Инфинитив |
Как? и другие обстоятельственные Шел быстро Очень быстро Что сделать? Приказал встать |
4. Тренировочные упражнения.
Один учащийся у доски.
Спишите СС, к каждому составьте схему, укажите способ связи.
1. Новая работа. Работать (по) новому. Учить работать.
2. Поворот на площадь. Поворот (на) лево. Левый поворот.
3. Настойчивое требование. Настойчиво требовать.
4. Зимняя дорога. (По) зимнему холодный, уехать зимой.
5. Постоянно заботиться. Постоянные заботы. Проявить заботу.
6. Поступить справедливо. Справедливое решение. Требовать справедливости.
Укажите главное и зависимое слова. Назовите способ связи. Запишите.
Образец: синий шар – прилаг. + сущ., согласование
Клетчатый шарф, шар в клетку, надеть шар; совершить прыжок. Прыжок с трамплина; верить людям, вера в людей: серый пиджак, серый от пыли: возвр..щение ночью, возвр..щаться ночью, поздно ночью: храбрый человек, отчаянно храбрый.
Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
5. Итог урока.
Вопросы учителю.
6. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.