Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Оценка 4.7

Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Оценка 4.7
docx
15.04.2020
Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Vidy_uchebnykh_zanyatiy_i_raznoobrazie_khud_deyat.docx

Лекция 3. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Основные виды учебных занятий определяются способами эстетического и научного освоения  действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:

-        рисование с натуры:

-        рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;

-        композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);

-        декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;

-        декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;

-        эстетическое восприятие действительности;

-        художественное восприятие искусства (беседы об искусстве).

Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство» под редакцией В.С.Кузина.

·        рисование с натуры (рисунок, живопись);

·        рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

·        декоративная работа;

·        лепка;

·        аппликация с элементами дизайна;

·        беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.

На уроках рисования с натуры изучаются законы реалистического изобразительного искусства; основные закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения, основные пропорции человека.  Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп предметов в натюрмортах.

Рисование на темы – это рисование самостоятельных композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. На уроках тематического рисования закрепляются навыки грамотного изображения, закрепляются и осознаются знания, приобретенные на уроках рисования с натуры. Одной из обучающих целей тематического рисования является изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит). Значение приобретает выработка  умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.

Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ. На уроках декоративной деятельности раскрывается значение народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания, а самобытность народных промыслов рассматривается как часть народной (национальной) культуры. Одной из обучающих задач является освоение основ декоративной композиции и колористики. Знания и умения приобретенные на уроках ДПИ носят прикладной характер.

Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции. На уроках лепки предметы и объекты действительности изображаются  с натуры и по памяти, сюжетные композиции по представлению и воображению. Обучение скульптурным навыкам ведется от плоскостных форм через рельеф к объему и пространству (пример: лист дерева, гипсовая розетка, птичка, многофигурная композиция).

Аппликация - это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства и их анализе. Беседы об искусстве нацелены на воспитание интереса к искусству, любовь к нему, бережного отношения к памятникам культуры.  Они так же расширяют представление об окружающем мире, развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.

В таблице № 2 (см. лекцию №2) представлено распределение учебного времени по всем видам художественной деятельности. В начальной школе ведущими видами являются рисование на темы и декоративные работы, а в классах 5-9 ведущим становится рисование с натуры. Такое распределение обусловлено возрастными особенностями школьников. Беседы об искусстве проводятся как часть вводных бесед на уроках тематического рисования и декоративной работы, но с четвертого класса беседы могут занимать целый урок. 

Учитель может работать по примерному тематическому плану, предложенному в программе, или составить свой тематический план, используя перечень примерных заданий. Возможно включение тем и заданий, связанных с особенностями региональной и национальной культурой, не нарушая  при этом логику изучения курса, ориентируясь на объем конкретных знаний и умений учащихся. Содержание разделов «Знания и умения» по каждому классу  является базовым  (обязательным) компонентом художественного образования.

 

Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского

 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» раскрывает представление школьников о системе взаимодействия искусства с жизнью.Вся практическая работа строится  на жизненном опыте детей, их восприятии окружающей жизни, т.е. на основе наблюдения и изучения окружающей реальности. Зрительный опыт является основой зрительной памяти и способствует развитию образного мышления, поэтому ведущим видом деятельности является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие искусства. К этому виду деятельности относится не только непосредственное восприятие действительности и произведений искусств (слайды, репродукции), но и обсуждение результатов собственной художественной деятельности, самостоятельное изучение художественного наследия, основанное на поисковой внеклассной работе.

Художественная деятельность школьников на уроках ИЗО находит разнообразные формы выражения:

-  изображение на плоскости и в объеме (живопись, графика, скульптура);

- декоративно-прикладная деятельность (декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве);

-    конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в тематическом единстве. Тематическая цельность программы (блочная система планирования) помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к культуре стран и народов мира, а также обеспечивает поступательность в развитии практических умений и навыков детей.

На протяжении обучения с 1 по 7 классы учащиеся осваивают всю систему средств художественной выразительности. Художественные умения и навыки выстраиваются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотень, объем, цвет, линия, фактура, материал, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (в начальной школе они представлены изображением, украшением и постройкой). Выполненные на уроках художественные работы (изделия, коллективные декоративные панно и др.) можно использовать как подарки для друзей и родных, а общественная значимость некоторых работ /оформление ими интерьеров школы/ имеет принципиально важное значение в воспитании детей.

 

Первый этап обучения учащихся по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» - «Основы художественных представлений»

Основные задачи первого этапа обучения:

Через искусство заложить основы художественного и эстетического восприятия окружающей жизни.

Создать фундамент художественных представлений об эмоциональном и техническом языке искусства.

 Раскрыть место и роль искусства в жизни человека и общества.

Основные принципы обучения и воспитания:

 Единство восприятия и созидания.

 Целостность, неспешность эмоционального освоения жизни и искусства.

 Единство формы и содержания в изобразительном искусстве.

 Тесная связь искусства с жизнью, преобразующая сила искусства.

 Создание потребности и приобретения знаний и навыков.

Второй этап обучения «Основы художественного мышления и знаний» базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе. На этом этапе закладываются основы художественных знаний, умений и навыков школьников в области различных видов искусства (декоративного, изобразительного, конструктивного). Процесс познания базируется на собственном творчестве, изучении художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью человека и общества, его специфическая роль в удовлетворении общественных и личных потребностей. Полученные знания по каждому из видов искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.

На втором этапе обучения общение с искусством приобретает различные формы, наиболее разнообразны они в самостоятельном общении: это и поисковая работа, коллекционирование репродукций, подготовка докладов, устройство ретроспективных выставок, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Владение основными средствами художественного языка на этом этапе закрепляется и доводится до определенного уровня изобразительной грамоты. В результате бесед об искусстве дети получают представление о роли реалистического искусства в жизни общества, узнают основные этапы истории русского, советского и зарубежного искусства, искусства своего народа. На этих уроках следует вести ребенка в глубь понимания искусства, тогда отношение к собственной художественной деятельности будет более серьезно и иметь творческий характер.

 

Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой

Основные виды художественной деятельности в начальной школе:

-        основы художественного изображения (живопись, графика, композиция на заданную тему, декоративное рисование);

-        народный орнамент России;

-        орнамент в искусстве народов мира.

Основные виды художественной деятельности в средней  школе:

-        изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура);

-        декоративно-прикладная деятельность;

-        художественно-конструкторская деятельность;

-        художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств;

-        диалоги об искусстве (восприятие искусства и беседы об искусстве).

 «Основы художественного изображения» и «изобразительная деятельность» предполагают: освоение учащимися духовных, эстетических ценностей искусства, расширение эстетических знаний о профессиональном (классическом) искусстве, об их взаимодействии в системе культуры, углубление знаний о художественно-образном языке разных видов искусства (живопись, графика, скульптура); на примере отечественного и мирового искусства, совершенствование художественно-графических умений и навыков, необходимых для развития устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.

Основными видами занятий школьников являются рисование с натуры, по памяти и представлению,  композиционно-творческая деятельность на основе овладения ими живописными, графическими и объемно-пространственными средствами художественной выразительности. Цвет, тон, линия, силуэт, пятно и другие средства для обогащения опыта художественно-творческой деятельности детей и формирует осознанность выбора выразительных средств при создании художественных образов.

 «Декоративно-прикладная деятельность», включая и декоративную деятельность в области орнаментального искусства  основана на изучении народное и профессионального декоративно-прикладное искусства как часть материальной и духовной культуры общества. Раскрывается понятие красоты и национального своеобразия предметного мира. Особенности восприятия и отражение окружающей действительности опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Раскрываются принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе отечественной и мировой культуры. 

Этот раздел предусматривает познание  учащимися истоков рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности, понимание первоначального смысла орнамента как знака, символа, выявление значения символики на мотивах произведений декоративно-прикладного искусства.

Особое значение придается освоению содержания, системы образов, принципа отражения действительности на примере вещей- типов в народном искусстве. Предусматривается художественно-творческая деятельность школьников на основе углубления их представлений о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства, дальнейшего освоения  средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.

 «Художественно-проектная деятельность». Основным видом занятий является проектная разработка изделий утилитарного назначения на народных традициях и современного декоративно-прикладного искусства. Проект может быть реализован на уроках «Технологии» с учетом традиционных технологий художественной обработки материалов.

Особое значение придается основам  формообразования – связь формы предмета с материалом и декором. Не менее важно знание  изобразительно-выразительных средства дизайна (точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство) и  умение их использовать.

«Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств» -  этот вид деятельности основан на интеграции различных видов искусства в синтетических видах искусства, таких как книга, театр, народный праздник, культурно-массовые мероприятия. Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств и интеграции знаний по теме четверти актуальна на уроках обобщения знаний и умений учащихся, т.е. на итоговых уроках четверти или учебного года.

Таким образом, не смотря на все разнообразия формулировок видов художественной деятельности в трех типовых программах художественная деятельность на уроках изобразительного искусства обоснована спецификой художественной практики в области трех основных видов пластического искусства:

-        изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) - изобразительная деятельность;

-        декоративно-прикладное искусство (народное и профессиональное) - декоративно-прикладная деятельность;

-        архитектура - конструктивная деятельность.

Синтетические виды пластического искусства (монументально-декоративная живопись, дизайн и т.п.) и искусство книги, театра, кино,  раскрывая интеграцию искусств,  вовлекают учащихся в полихудожественную деятельность.

А так же потреблением или восприятием произведений пластических искусств на уроках изобразительного искусства.

Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать методику организации 1) уроков изображения с натуры; 2) уроков рисования на темы (композиционное творчество); 3) уроков декоративно-прикладного искусства и конструирования, 4)  уроков бесед по искусству как методику организации основных видов художественной деятельности.


 

Лекция 3. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства

Лекция 3. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства

Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ

Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ

Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией

Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией

Основные задачи первого этапа обучения:

Основные задачи первого этапа обучения:

Основные виды художественной деятельности в средней школе: - изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура); - декоративно-прикладная деятельность; - художественно-конструкторская деятельность; - художественно-творческая деятельность на основе синтеза…

Основные виды художественной деятельности в средней школе: - изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура); - декоративно-прикладная деятельность; - художественно-конструкторская деятельность; - художественно-творческая деятельность на основе синтеза…

Художественно-проектная деятельность »

Художественно-проектная деятельность »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020