Лекция 3. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Основные виды учебных занятий определяются способами эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:
- рисование с натуры:
- рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;
- композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);
- декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;
- декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;
- эстетическое восприятие действительности;
- художественное восприятие искусства (беседы об искусстве).
Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство» под редакцией В.С.Кузина.
· рисование с натуры (рисунок, живопись);
· рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
· декоративная работа;
· лепка;
· аппликация с элементами дизайна;
· беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.
На уроках рисования с натуры изучаются законы реалистического изобразительного искусства; основные закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения, основные пропорции человека. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп предметов в натюрмортах.
Рисование на темы – это рисование самостоятельных композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. На уроках тематического рисования закрепляются навыки грамотного изображения, закрепляются и осознаются знания, приобретенные на уроках рисования с натуры. Одной из обучающих целей тематического рисования является изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит). Значение приобретает выработка умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.
Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ. На уроках декоративной деятельности раскрывается значение народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания, а самобытность народных промыслов рассматривается как часть народной (национальной) культуры. Одной из обучающих задач является освоение основ декоративной композиции и колористики. Знания и умения приобретенные на уроках ДПИ носят прикладной характер.
Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции. На уроках лепки предметы и объекты действительности изображаются с натуры и по памяти, сюжетные композиции по представлению и воображению. Обучение скульптурным навыкам ведется от плоскостных форм через рельеф к объему и пространству (пример: лист дерева, гипсовая розетка, птичка, многофигурная композиция).
Аппликация - это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства и их анализе. Беседы об искусстве нацелены на воспитание интереса к искусству, любовь к нему, бережного отношения к памятникам культуры. Они так же расширяют представление об окружающем мире, развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.
В таблице № 2 (см. лекцию №2) представлено распределение учебного времени по всем видам художественной деятельности. В начальной школе ведущими видами являются рисование на темы и декоративные работы, а в классах 5-9 ведущим становится рисование с натуры. Такое распределение обусловлено возрастными особенностями школьников. Беседы об искусстве проводятся как часть вводных бесед на уроках тематического рисования и декоративной работы, но с четвертого класса беседы могут занимать целый урок.
Учитель может работать по примерному тематическому плану, предложенному в программе, или составить свой тематический план, используя перечень примерных заданий. Возможно включение тем и заданий, связанных с особенностями региональной и национальной культурой, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на объем конкретных знаний и умений учащихся. Содержание разделов «Знания и умения» по каждому классу является базовым (обязательным) компонентом художественного образования.
Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» раскрывает представление школьников о системе взаимодействия искусства с жизнью.Вся практическая работа строится на жизненном опыте детей, их восприятии окружающей жизни, т.е. на основе наблюдения и изучения окружающей реальности. Зрительный опыт является основой зрительной памяти и способствует развитию образного мышления, поэтому ведущим видом деятельности является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие искусства. К этому виду деятельности относится не только непосредственное восприятие действительности и произведений искусств (слайды, репродукции), но и обсуждение результатов собственной художественной деятельности, самостоятельное изучение художественного наследия, основанное на поисковой внеклассной работе.
Художественная деятельность школьников на уроках ИЗО находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (живопись, графика, скульптура);
- декоративно-прикладная деятельность (декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве);
- конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в тематическом единстве. Тематическая цельность программы (блочная система планирования) помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к культуре стран и народов мира, а также обеспечивает поступательность в развитии практических умений и навыков детей.
На протяжении обучения с 1 по 7 классы учащиеся осваивают всю систему средств художественной выразительности. Художественные умения и навыки выстраиваются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотень, объем, цвет, линия, фактура, материал, композиция.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (в начальной школе они представлены изображением, украшением и постройкой). Выполненные на уроках художественные работы (изделия, коллективные декоративные панно и др.) можно использовать как подарки для друзей и родных, а общественная значимость некоторых работ /оформление ими интерьеров школы/ имеет принципиально важное значение в воспитании детей.
Первый этап обучения учащихся по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» - «Основы художественных представлений»
Основные задачи первого этапа обучения:
Через искусство заложить основы художественного и эстетического восприятия окружающей жизни.
Создать фундамент художественных представлений об эмоциональном и техническом языке искусства.
Раскрыть место и роль искусства в жизни человека и общества.
Основные принципы обучения и воспитания:
Единство восприятия и созидания.
Целостность, неспешность эмоционального освоения жизни и искусства.
Единство формы и содержания в изобразительном искусстве.
Тесная связь искусства с жизнью, преобразующая сила искусства.
Создание потребности и приобретения знаний и навыков.
Второй этап обучения «Основы художественного мышления и знаний» базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе. На этом этапе закладываются основы художественных знаний, умений и навыков школьников в области различных видов искусства (декоративного, изобразительного, конструктивного). Процесс познания базируется на собственном творчестве, изучении художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью человека и общества, его специфическая роль в удовлетворении общественных и личных потребностей. Полученные знания по каждому из видов искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.
На втором этапе обучения общение с искусством приобретает различные формы, наиболее разнообразны они в самостоятельном общении: это и поисковая работа, коллекционирование репродукций, подготовка докладов, устройство ретроспективных выставок, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Владение основными средствами художественного языка на этом этапе закрепляется и доводится до определенного уровня изобразительной грамоты. В результате бесед об искусстве дети получают представление о роли реалистического искусства в жизни общества, узнают основные этапы истории русского, советского и зарубежного искусства, искусства своего народа. На этих уроках следует вести ребенка в глубь понимания искусства, тогда отношение к собственной художественной деятельности будет более серьезно и иметь творческий характер.
Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой
Основные виды художественной деятельности в начальной школе:
- основы художественного изображения (живопись, графика, композиция на заданную тему, декоративное рисование);
- народный орнамент России;
- орнамент в искусстве народов мира.
Основные виды художественной деятельности в средней школе:
- изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура);
- декоративно-прикладная деятельность;
- художественно-конструкторская деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств;
- диалоги об искусстве (восприятие искусства и беседы об искусстве).
«Основы художественного изображения» и «изобразительная деятельность» предполагают: освоение учащимися духовных, эстетических ценностей искусства, расширение эстетических знаний о профессиональном (классическом) искусстве, об их взаимодействии в системе культуры, углубление знаний о художественно-образном языке разных видов искусства (живопись, графика, скульптура); на примере отечественного и мирового искусства, совершенствование художественно-графических умений и навыков, необходимых для развития устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.
Этот раздел предусматривает познание учащимися истоков рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности, понимание первоначального смысла орнамента как знака, символа, выявление значения символики на мотивах произведений декоративно-прикладного искусства.
Особое значение придается освоению содержания, системы образов, принципа отражения действительности на примере вещей- типов в народном искусстве. Предусматривается художественно-творческая деятельность школьников на основе углубления их представлений о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства, дальнейшего освоения средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.
«Художественно-проектная деятельность». Основным видом занятий является проектная разработка изделий утилитарного назначения на народных традициях и современного декоративно-прикладного искусства. Проект может быть реализован на уроках «Технологии» с учетом традиционных технологий художественной обработки материалов.
Особое значение придается основам формообразования – связь формы предмета с материалом и декором. Не менее важно знание изобразительно-выразительных средства дизайна (точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство) и умение их использовать.
«Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств» - этот вид деятельности основан на интеграции различных видов искусства в синтетических видах искусства, таких как книга, театр, народный праздник, культурно-массовые мероприятия. Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств и интеграции знаний по теме четверти актуальна на уроках обобщения знаний и умений учащихся, т.е. на итоговых уроках четверти или учебного года.
Таким образом, не смотря на все разнообразия формулировок видов художественной деятельности в трех типовых программах художественная деятельность на уроках изобразительного искусства обоснована спецификой художественной практики в области трех основных видов пластического искусства:
- изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) - изобразительная деятельность;
- декоративно-прикладное искусство (народное и профессиональное) - декоративно-прикладная деятельность;
- архитектура - конструктивная деятельность.
Синтетические виды пластического искусства (монументально-декоративная живопись, дизайн и т.п.) и искусство книги, театра, кино, раскрывая интеграцию искусств, вовлекают учащихся в полихудожественную деятельность.
А так же потреблением или восприятием произведений пластических искусств на уроках изобразительного искусства.
Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать методику организации 1) уроков изображения с натуры; 2) уроков рисования на темы (композиционное творчество); 3) уроков декоративно-прикладного искусства и конструирования, 4) уроков бесед по искусству как методику организации основных видов художественной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.