виды знаний

  • doc
  • 08.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Виды знаний.doc

Виды знаний

 

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

 

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

·                          индуктивное (от частного к общему);

·                          дедуктивное (от общего к частному);

·                          по аналогии.

Виды интуиции:

·                          мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

·                          интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

·                          непосредственность;

·                          наглядность и предметность;

·                          воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

·                          опора на результаты чувственного познания;

·                          абстрактность и обобщенность;

·                          воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

·                          внезапность;

·                          неполная осознанность;

·                          непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.
2. Эмоции
 (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – 
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь –
 сознательное искажение образа объекта.
5. Знание
 – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

·                           знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

·                           знание как познавательно-значимая информация;

·                           знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний:

·                          Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

·                          Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

·                          Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

·                          Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

·                          Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

·                          Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

·                          Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний:

·                          Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

·                          Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

·                          Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

·                          Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

·                          Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

·                          Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности