Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
Виды грамматических разборов в начальной школе.doc
«Виды грамматических разборов в начальной школе»
1. Значение грамматических разборов.
Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении
грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения
грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
2. Виды грамматических разборов в начальной школе.
По содержанию:
По объему:
По форме:
фонетический;
морфемный;
морфологический;
синтаксический.
полный;
частичный.
письменный;
устный.
3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те
звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков
состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
1. Сколько в слове слогов?
2. На какой слог падает ударение?
3. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами
обозначены.
5. Количество звуков и букв в слове.
В методической литературе приводится пример другого порядка
разбора:
1. Выдели слоги.
2. Покажи место ударения.
3. Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами
они обозначены.
4. Подсчитай количество звуков и букв.
Образец устного разбора: Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка.
Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй –
безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый,
обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] –
глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен
буквой «ка».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
т – [т] – глухой, твердый;
р – [р] – звонкий, твердый;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – глухой, твердый;
к – [к] – глухой, твердый;
а – [а] – гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
Образец устного разбора:
Другой вариант разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т]
– согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный,
звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен
буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] –
согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный,
безударный, обозначен буквой «а».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
[т] – согласный, глухой, твердый – т
[р] – согласный, звонкий, твердый – р
[а] – гласный, ударный – а
[ф] – согласный, глухой, твердый – в
[к] – согласный, глухой, твердый – к
а
[а] – гласный, безударный –
6 букв, 6 звуков.
4. Морфемный разбор.
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные
кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс,
окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора: 1. Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди
изменяемое окончание).
2. Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую
часть).
3. Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками
или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с
этими же приставками).
4. Выдели суффикс (подбери однодва однокоренных слова с разными
суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим
корнем, но с этими же суффиксами).
Примечание: в методической литературе предлагается и другой
вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и
суффикс, а затем корень слова.
Образец устного разбора:
Подставка.
1. Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка,
подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
2. Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить,
уставленный, заставить. В слове подставка корень став .
3. Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными
приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой):
подбодрить,
приставка,
подпрыгнуть). В слове подставка приставка под.
(поддержка,
заставка,
уставить
4. Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными
суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же
суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В
слове подставка суффикс к.
Образец письменного разбора: п о д с т а в к а
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части
5. Морфологический разбор.
речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова
как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени
существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Имя существительное
1. Часть речи. Что
обозначает, на какой
вопрос отвечает.
Имя прилагательное
1. Часть речи. Что
обозначает, на какой
вопрос отвечает.
Глагол
1. Часть речи. Что
обозначает, на какой
вопрос отвечает. 2.
Начальная форма
(именительный падеж
единственного числа).
3. Род, склонение.
2.
Начальная форма
(именительный падеж
единственного числа
мужского рода).
3. Род (в единственном
числе), падеж, число.
4. Падеж, число.
5. Роль в предложении.
4. Роль в предложении.
Начальная форма
2.
(неопределённая
форма). Спряжение.
глаголов
3. Время. Лицо и число –
для
в
настоящем или будущем
времени. Род и число –
для
в
прошедшем времени.
4.Роль в предложении.
глаголов
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора имени существительного:
1. (Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на
вопрос из чего?
2. Начальная форма – лес.
3. Мужского рода, второго склонения.
4. Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.
5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое:
вышел (из чего?) из леса.
Образец письменного разбора имени существительного:
1. (Из) леса – имя сущ. (из чего?).
2. Н.ф. – лес.
3. М.р., 2го скл.
4. В род. п., в ед. ч.
5. Вт. чл.
Образец устного разбора имени прилагательного:
1. Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает
на вопрос какой?
2. Начальная форма – большой.
3. Употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном
числе.
4. В предложении является второстепенным членом,
поясняет
подлежащее: медведь (какой?) большой.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
1. Большой – прилаг. (какой?).
2. Н.ф. – большой.
3. В м.р., в им. п., в ед. ч.
4. Вт. чл.
Образец устного разбора глагола: 1. Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос
что сделал?
2. Начальная форма – выйти, I спряжение.
3. Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском
роде.
4. В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.
Образец письменного разбора глагола:
1. Вышел – гл. (что сделал?).
2. Н.ф. – выйти, I спр.
3. В прош. вр., в ед.ч., в м.р.
4. Ск.
6. Синтаксический разбор.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и
значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются
словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику
основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
1. Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное,
по эмоциональной окраске:
побудительное;
вопросительное,
восклицательное – невосклицательное.
2. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому
слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
3. Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие
вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета.
Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно
обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя
чертами.
4. Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам
предложения. Определи, что поясняет второстепенный член:
подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.
Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после
выделения главных членов из предложения выписываются
словосочетания с вопросами или без вопросов).
5. Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора:
1. Предложение повествовательное, невосклицательное.
2. Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении
говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее,
подчёркиваю одной чертой. 3. Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это
сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну
его двумя чертами.
4. Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам
медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее);
предложения:
вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).
Образец письменного разбора:
х х
Из леса вышел большой медведь.
При другом варианте разбора, после выделения главных членов
предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):
Из леса вышел большой медведь.
Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.
Примечание: учитель вправе разработать свою систему сокращенной записи
разборов любого вида с использованием различных символов – главное, чтобы
она была единой для всего класса. Кроме того, необходимо соблюдение
преемственности с основной школой.
1. Фомичева Г.А., Калмыкова Л.А. Упражнения по синтаксису// Начальная
школа. – 1981. – №12.
Список литературы.
2. Дмитриева И.А. Русский язык. Все виды разбора: фонетический,
морфологический,
морфемный
синтаксический. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
и
словообразовательный,
3. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. –
СПб.: Паритет, 2004.
4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней
начальной школы: В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2004.
5. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней
начальной школы. – М.: Дрофа, 2000.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 – 4 классы: программа для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
7. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/
В.А.Кустарева, Н.К.Никитина, Н.С.Рождественский и др. – М.:
Просвещение, 1979.
8. Ладыженская Т.А.
Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Виды грамматических разборов в начальной школе
Виды грамматических разборов в начальной школе
Виды грамматических разборов в начальной школе
Виды грамматических разборов в начальной школе
Виды грамматических разборов в начальной школе
Виды грамматических разборов в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.