Данный материал представляет собой теоретическую памятку для учащихся 9-11 классов по видам сложных предложений, использование которой значительно облегчает работу учеников при освоении тем и повторении материала для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Приведённые примеры наглядно демонстрируют структуру сложных предложений и помогают учащимся усвоить или закрепить при повторении этот материал.Памятка для учащихся 9-11 классов по видам сложных предложений
ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Сложные предложения это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых предложений (грамматических основ).
Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной
законченностью и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.
Например: 1. Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь.
2. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
I. Сложносочинённые предложения – это такие сложные
предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и
связываются сочинительными союзами.
Например: 1.Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
2.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
Сочинительные союзы делятся на три группы:
А. Соединительные: и, да (в значении и), нини, тоже, также.
Б. Разделительные: или (иль), либо, то то, не то не то.
В. Противительные: а, но, да (в значении но), однако, зато, же.
Между простыми предложениями в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом
запятая НЕ СТАВИТСЯ, если имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям.
Например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.
II. Сложноподчинённые предложения – это такие сложные
предложения, в которых одно из предложений по смыслу и грамматически подчинено
другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
НАПРИМЕР: 1. Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.
2 Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном
свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.
1). Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как,
хотя и др.) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто,
что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают
его с главным.
Союзы не являются членами придаточного предлния, а союзные слова являются.
2). Виды придаточных предложений: определительные (отвечают на
вопрос КАКОЙ?), изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей),
обстоятельственные (отвечают на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ВОПРЕКИ
ЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? и др. и в зависимости от вопросов делятся на придаточные
обстоятельственные времени, места, причины, условия, уступки, сравнительные и
др.).
НАПРИМЕР: 1). Мы изучали карты местности, которые нам выдал командир
взвода. (… карты (КАКИЕ?) , которые нам выдал командир взвода). Придаточное
определительное.
2). Разведчики выяснили, где находится противник.
(…выяснили (ЧТО?), где находится противник.) Придаточное изъяснительное.
3). Суворовцы хорошо готовились к спортивному празднику, чтобы победить соперников.(готовились (ЗАЧЕМ?), чтобы победить соперников.) Придаточное обстоятельственное
причины.
Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными:
однородное (придаточные отвечают на один вопрос и зависят от одного главного);
НАПРИМЕР: Я знаю, что ребята помогут, что они меня выручат.
параллельное (придаточные отвечают на разные вопросы от одного главного);
НАПРИМЕР: Когда наступила весна, прилетели птицы, чтобы свить гнезда.
последовательное (к первому придаточному задается вопрос от главного, а к
следующему придаточному вопрос задается от первого придаточного и т.д.).
НАПРИМЕР: Суворовцы выполнили задание, чтобы получше подготовиться к
контрольной, которую проводит учебный отдел.
комбинированное ( в одном СПП два или все 3 вида подчинения); НАПРИМЕР:
Когда он ушел, в комнате наступила тяжелая тишина, так как никто не знал,
что теперь надо предпринять.
( СПП с параллельным и последовательным
подчинением).
В СПП между придаточными предложениями, соединенными сочинительными союзами, НЕ
СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ, если союз соединяет однородные придаточные предложения. НАПРИМЕР:
Комдив ехал туда, где звучали выстрели и гремела канонада.
III. Бессоюзные предложения – это такие сложные предложения, в которых
простые соединяются по смыслу и интонационно.
1. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ЗАПЯТАЯ, если в них
перечисляются какието факты. НАПРИМЕР: Звенят синицы, смеётся кукушка,
свистит иволга.
2. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ,
если простые предложения более распространены.
НАПРИМЕР: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; подняв голову, лежит
уж и стережет их.
3. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ДВОЕТОЧИЕ, если:
второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом;
второе предложение (или несколько) поясняет первое;
второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.
НАПРИМЕР: 1).Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему страдания.
2). Степь весело пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.
3). Павел чувствует: ктото дотрагивается до его спины.
4. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТИРЕ, если :
1). Содержание одного предложениями противопоставляется содержанию другого.
НАПРИМЕР: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
2). Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором
предложении. НАПРИМЕР: Настанет утро – двинемся в путь.
3). второе предложение заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в
первом предложении. НАПРИМЕР: Солнце дымное встает – будет день горячий.
4). предложения рисуют быструю смену событий, неожиданный результат.
НАПРИМЕР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
IV. Сложные синтаксические конструкции (ССК) это такие
сложные предложения, в которых простые соединяются разными видами связи.НАПРИМЕР: Я знаю: суворовцы хорошо подготовятся к контрольной, если они
выучат все указанные формулы. Это предложение с бессоюзной и подчинительной
связью.