ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СЕВЕРНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 16»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе
Викторина
«Наш великий, могучий, правдивый русский язык!»
Подготовила
Учитель начальных классов
Беседина А.А
Северный
2023 г
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе
Викторина
«Наш великий, могучий, правдивый русский язык!»
Ход мероприятия
На доске – эпиграф
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык- 00это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 5. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Поприветствуем его. ________________________________________________
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название
- капитан
- эмблема
- девиз
1-й к о н к у р с «Разминка».
1.Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк)
Труслив как…(заяц)
Колючий как…(еж)
Надут как…(индюк)
Болтлив как…(сорока)
Хитер как…(лиса)
Здоров как…(бык)
Изворотлив как…(уж)
Упрям как…(осел)
2. Разминка для классов «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопрос 1 кл.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос 2 кл.
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 3 кл.
Сколько согласных букв? (21)
Вопрос 4 кл.
10+21=31 Где ещё 2 буквы?
Вопрос 1 кл.
Первый звук в слове Мама? (м)
Вопрос 2 кл.
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос 3 кл.
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 4 кл.
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
Вопрос 1 кл.
Как узнать сколько в слове слогов? (подсчитать гласные буквы)
Вопрос 2 кл.
Назовите главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
Вопрос 3 кл.
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
Вопрос 4 кл.
Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? (местоимение)
3. Конкурс. Подберите к данным словам антонимы:
Добро – ____________________________________
Большой – __________________________________
Сладкий – ___________________________________
Длинный – __________________________________
Свет – ______________________________________
Правда – ____________________________________
Тяжёлый – ___________________________________
Шумный – ___________________________________
Старый – ____________________________________
Яркий – _____________________________________
Родной – _____________________________________
Больной – ____________________________________
4. Конкурс «Весёлая грамматика».
В этом квадрате с буквами спрятались названия 10 овощей. Слова нужно искать по горизонтали.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика»
1. Морковь
2. Свёкла
3. Огурец
4. Картофель
5. Чеснок
6. Лук
7. Редис
8. Капуста
9. Помидор
10. Перец
5. Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
6. Конкурс «Отгадай ребусы»
1._____________________ 5. _____________________
2._____________________ 6.______________________
3._____________________ 7.______________________
4._____________________ 8.______________________
7. Конкурс «Фразеологический »
Учитель: Каждая команда отвечает по очереди, за правильный ответ получает 1 балл.
1. Рукой подать (близко).
2. В час по чайной ложке (медленно).
3. Морочишь голову (обманываешь).
4. Во весь дух (быстро).
5. Засучив рукава (работать хорошо).
6. Прикусить язык (замолчать).
7. Ни пуха, ни пера (пожелание удачи).
8. Спустя рукава (плохо работать).
9. Яблоку негде упасть (Тесно).
10. Слышно, как муха пролетит (о полной тишине).
11. Ловить ворон (бездельничать).
12. Козёл отпущения (о человеке, на которого сваливают чужую вину).
13. В рубашке родился (удачливый, счастливый человек).
14. Зуб на зуб не попадает (холодно).
15. Пускать пыль в глаза (обманывать).
16. На душе кошки скребут (плохо, горько).
8. Заключение
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал наш земляк Михаил Матусовский.
В день солнечный июльский
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
М. Матусовский
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.