Конспект
викторины «Мы ребята деловые»
(Подготовительная игра)
Цель: формировать у детей первичные
экономические представления; развивать
экономическое
мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные
качества
и ценностные ориентир, необходимых для рационального поведения в сфере
экономики.
Задачи:
воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно
важные ,духовные, семейные потребности;
расширять
представление детей о труде взрослых - уметь различать товар и не товар,
понимать от чего зависит цена товара;
формировать
представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
Ход игры:
Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда
зарабатывает
балл. Команда, набравшая большинство баллов считается выигравшей. Дети
делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один ребенок определяется
воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на
магнитный
мольберт прикреплять заработанные баллы (магниты) за каждый ответ. Каждый
раунд начинается и заканчивается звучанием гонга.
Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные кружки, команде «Кассиры»
-
синие, для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал знак.
Раунд 1 «Потребности»
Педагог: Ребята то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся,
все это можно
назвать
потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в
этом разобраться.
Первое
задание для команды «Банкиры».
Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их. На
картинке изображено жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда,
жилье),дети определяют. Команда,
давшая
неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.
Педагог:
Самое главное и ценное в нашей жизни - это семья. У семьи тоже есть свои
потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи.
Определите потребности семьи.
Дети
выбирают картинки, где изображены потребности семьи
(семейный отдых, совместный просмотр телевизора).
Педагог:
В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята,
есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие
деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.
На
картинке (для каждой команды) с набором разных предметов,
среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба,
общение, семья, любовь).
Раунд 2 «Труд»
Педагог: Чтобы удовлетворять свои потребности,
потребности своей семьи
необходимо
трудиться. У труда есть враг - лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите,
пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.
Проводится небольшая беседа.
Педагог: У мальчика в комнате порядок?
Дети:
Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.
Педагог:
Как он разговаривает со своей бабушкой?
Дети:
Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.
Педагог:
Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?
Дети:
Лентяй.
Педагог:
Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?
Дети:
Это труд.
Педагог:
Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Дети:
Профессия - это труд.
Педагог:
Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой
профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями.
И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы
отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в
аэропорт и людей, каких же профессий вы можете там встретить?
Педагог:
Кто управляет самолетом? (пилот)
Кто
помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)
Работник,
который регулирует движение самолетов (диспетчер)
Кто
обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)
К
кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)
Если
получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком
проголодались,
кто вам приготовит и вас покормит? (повар)
Кто
следит за чистотой? (уборщики)
Вдруг
вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать
(продавец)
Команды
отвечают по очереди, зарабатывая балы. Необходимо назвать не только
профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира
удовлетворяет данная профессия).
Педагог: Второй раунд игры закончен, объявляем
физкультминутку.
Дети
сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
«Одежда»
Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,
Обращались
с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо
нам ее спасти и в порядок привести.
В
тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю
одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,
Постираем,
прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А
потом легко и ловко все развесим на веревках.
Раунд 3 «Товар»
Педагог: Товар - это то, что производится для
продажи. Задание называется
«Сигнальщики».
Команда
«Банкиры» поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о
товаре,
команда «Кассиры» поднимают синие, если слышат, что речь идет не отоваре:
Фермер
привез на рынок молоко (товар).
Папа починил детям игрушку (не товар).
Мама
испекла пирог к празднику (не товар).
Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
Маша сварила варенье для Миши (не товар).
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар).
В издательстве напечатали много детских книг (товар).
Подведение итогов.
Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 - будем деньги мы считать.
Купим
дом, машину
И,
конечно, же, картину.
1,
2, 3, 4, 5 - все поедем отдыхать.
Мы
увидим горы, реки и поля.
Это
наша дружная семья!
(автор
Драевич Г.А.)
В следующем задании детям в конвертах раздаются картинки с
этапами
производства молока. Ребята должны встать по порядку.
Педагог: Цена товара зависит от того сколько
труда вложено в его производство.
Попробуйте
определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.
По 2 задания для каждой команды: кукла в зимней одежде и кукла в
простом платье;
летняя
и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления.
Подведение итогов.
Раунд 4 «Семейный бюджет»
Педагог: Ребята, представьте себе, что вы
распоряжаетесь семейным бюджетом.
Определите,
пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Правильным считается тот вариант, где
дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё,одежда, еда).
Педагог: В игровой форме мы с вами научились
основам финансовой грамотности.
Спасибо
всем за увлекательную и интересную игру!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.