Тема: «Правила хорошего тона».
(Викторина знатоков этикета)
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и в общении с людьми.
Задачи: развитие коммуникативных способностей обучающихся. Воспитание у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания одноклассниками. Коррекция волевой сферы: предупреждение возникновения дурных привычек.
Организационный момент:
Приветствие! -Давайте улыбнемся друг другу и скажем по комплименту!
- занятие у нас сегодня не совсем обычное, но эта тема давно уже вам известна. Попробуйте определить тему нашего занятия, выполнив упражнение.
Упражнение: «Составь предложение из букв».
В
таблице написана тема. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно
расшифровать её.
к |
в |
а |
м |
в |
а |
й |
к |
ь |
п |
у |
в |
е |
ю |
с |
р |
ю |
б |
р |
п |
ц |
е |
и |
а |
ц |
к |
п |
б |
а |
а |
п |
ь |
т |
м |
р |
н |
о |
ф |
ы |
п |
р |
ь |
ы |
в |
р |
о |
а |
п |
в |
р |
в |
е |
г |
о |
ф |
ч |
ж |
м |
а |
в |
и |
л |
а |
п |
ш |
ш |
я |
о |
з |
х |
ы |
с |
ш |
л |
е |
е |
р |
в |
а |
о |
в |
р |
т |
г |
ю |
я |
г |
ю |
п |
у |
т |
х |
о |
р |
а |
п |
о |
ц |
о |
и |
о |
ь |
м |
ч |
у |
ц |
й |
ё |
с |
к |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Давайте определим цель и задачи нашего занятия! О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).
Активизация знаний: просмотр видеоролика киножурнала «Ералаш» - «День вежливости». Дети самостоятельно комментируют.
Ход занятия:
- Как вы правильно определили, наше сегодняшнее занятие будет о культуре поведения, об умении вести себя в обществе, о вежливости и манерах.
Занятие будет проходить в форме игры-соревнования под названием «Викторина знатоков этикета». Предлагаю разделиться на две команды и занять свои места. И так мы начинаем…
1. «Ромашка» - по очереди участник каждой команды берет лепесток ромашки, на обороте которого написана ситуация, требующая командного обсуждения и решения.
1) Одна девочка жаловалась возмущенно маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!
- А ты как его зовешь? - спросила мама.
Я его вообще никак не зову, - ответила Таня.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня? Почему?
2) В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет.
Кто должен кого пропустить?
3) Наташа и Иван сидят за партой в классе.
Входит их одноклассница.
Кто должен здороваться первым?
4) Олег и Егор идут и оживлённо обсуждают кинофильм.
Их обгоняет Света.
Кто должен здороваться первым?
5) …И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
6) О каком правиле вежливого поведения во время разговора идет речь? Сережа постоянно дергал Зину за косичку. Она сердилась и старалась его стукнуть.
Что можно посоветовать ребятам?
2. «Что нужно школьнику для правильного поведения» (На карточках записаны вопросы и варианты ответов, дети самостоятельно выбирают правильный вариант).
Вопрос: какие слова уместны в разговоре школьника с взрослым незнакомым человеком? (4 и 6)
1) Пока
2) Здорово
3) Привет
4) Здравствуйте
5) Хеллоу
6) Доброе утро
Вопрос: Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа (3 и 4).
1) Позовите Машу.
2) Здравствуйте, позовите Машу.
3) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
4) Здравствуйте, извините, Маша дома?
Вопрос: Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете? (3).
1) Можно войти?
2) Я войду?
3) Извините, можно войти?
Вопрос: находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы Вы? (3)
1) Пропустите меня, я выхожу.
2) Разрешите пройти.
3) Извините, можно пройти?
· Как правильно обращаться к педагогу в школе? (на «Вы», и по имени отчеству).
· Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (встать).
· Когда можно сесть на свои места? (когда, разрешит педагог).
· Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время уро ка? (встать).
· Если у вас есть какой-то вопрос, как вы по дадите знак учителю? (поднять руку).
· По какому сигналу начинается урок? (звонок на урок).
· Для кого звенит звонок обо окончании урока? (для учителя)
Физминутка (танец 2 мин).
3. Загадки о правилах поведения в школе:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным)
Всё пиши, не отставая
Слушай… (не перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать)
На математике считают,
На переменке… (отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать)
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно… (руку)
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты… (звонок)
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда… (готовым)
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
4. А сейчас очередной конкурс! «Вместе весело шагать».
Задание: закончи пословицу.
· Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
· Друзья познаются в беде.
· Дружба в делах помощница.
· Новых друзей наживай, а старых не теряй.
· Не бросай друга в несчастье.
· Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
5. Конкурс «От теории - к практике».
Задание: найдите ошибки в стихах Г. Остера. Дайте правильный ответ (по 1 стихотворению от команды).
1 команда:
Например, тебя хотят
Отучить кривляться,
Громко глупости кричать,
Хныкать и плеваться
Дергать кошек за хвосты,
Девочек за косы,
Незнакомым задавать
Дикие вопросы,
Бить ногами всех подряд,
Кашу есть руками
И показывать язык
Бабушке и маме.
Это трудно, ноу них
Может получиться.
Будь готов тогда всему
Заново учиться.
2 команда:
Если не купили вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так
Бродить по улицам,
А в дремучий темный
Лес отправиться.
Там вам сразу волк
Голодный встретится,
И, конечно, быстро
Вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают,
И помчаться покупать пирожное,
И в кино с собой
Возьмут вас вечером.
Рефлексия:
Подведение итога игры. Дети делают вывод о своих успехах. Подсчитывают жетоны и определяют победителя.
Заключение:
И вот наше занятие подходит к концу, я поздравляю команду победителей. Дарите людям радость. Это не легко и очень непросто. Но если вам удастся порадовать окружающих – вы будите настоящими волшебниками! (Дети читают стихотворение С. Погорельского «Попробуй волшебником стать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.