|
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?
- При каком условии образуется лёд? От чего он тает?
- Как образуется пар? При каком условии пар превращается в
жидкую воду?
- Как происходит круговорот воды в природе?
|
- Что ты знаешь о значении воды для людей?
- От чего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Какие люди охраняют воду от загрязнения?
- Как каждый человек должен беречь воду?
|
|
- Что происходит с твёрдыми телами при нагревании и
охлаждении?
- Почему из-за изменений температуры в камнях образуются
трещины?
- Какую роль в разрушении скал играет вода?
- Какую роль в разрушении скал играет ветер?
- Почему растения могут ускорить разрушение камней?
|
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной,
песок и глина, соли?
- Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на
её плодородие?
- Как образуется почва?
- Почему, сажая растения, мы одновременно охраняем почву?
|
|
- Почему растения называют зелёной одеждой Земли?
- Перечисли группы растений и дай им краткую
характеристику.
- Приведи примеры различных видов растений.
|
- Как дышат растения?
- Как питаются растения?
- Как связаны между собой Солнце, растения и люди?
- Почему растения не могут жить без солнечного света?
- Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без
растений?
-
|
|
- Как происходит опыление у растений?
- Что образуется на месте цветков после опыления?
- Как распространяются плоды и семена растений?
- Какие условия нужны для прорастания семян?
- Как развивается растение из семени?
|
- Какую роль играют растения в жизни человека?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся
редкими?
- Что делают люди для охраны растений?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять
растениям вреда?
|
|
- Перечисли группы животных.
- Назови 1-2 представителей каждой из изученных групп
животных.
- Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи
примеры.
|
- На какие группы делят животных в зависимости от их
питания?
- Что такое цепь питания? Пример.
- Какие хищные животные приспособлены к добыванию пищи?
- Какие приспособления для защиты от врагов имеются у
разных животных?
|
|
- Какие животные обитают в дубовом лесу?
- Как животные дубового леса связаны с дубом?
- Что означают выражения « связаны напрямую», «связаны
косвенно»? Приведи примеры.
- Что такое сеть питания?
- Что такое экологическая пирамида?
- Почему экологи говорят, что лес – единое целое?
|
- Как размножаются и развиваются бабочки-крапивницы?
- Сравни размножение и развитие рыб и земноводных,
земноводных и пресмыкающихся.
- Чем отличается размножение зверей от размножения всех
других животных?
- Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?
- Что нового ты узнал о размножении и развитии птиц?
|
|
- Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
- Почему многие виды диких животных становятся редкими?
- Каких ты знаешь животных, нуждающихся в особой охране?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять
животным вреда?
- Почему нужно оберегать не только самих животных, но и
места, в которых они живут?
- Что люди делают для охраны животных?
|
- Из каких частей состоит гриб?
- Как грибы связаны с деревьями?
- Какое значение для леса имеют грибы?
- Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?
- Как правильно собирать грибы?
|
|
- Какие группы организмов составляют основные звенья
круговорота жизни?
- Почему растения названы организмами-производителями, а
животные-организмами-потребителями?
- Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в
круговороте жизни?
- Какова роль почвы в круговороте жизни?
|
- Приведи примеры органов человека.
- Какую работу выполняют названные тобой органы?
- Что такое системы органов? Примеры.
- Какая система органов управляет деятельностью организма?
- Что изучают анатомия, физиология и гигиена человека?
|
|
- Перечисли органы чувств человека.
- Какую роль играет в жизни человека каждый из органов
чувств?
- Как нужно беречь глаза, уши и другие органы чувств?
- Объясни связь органов чувств с головным мозгом.
|
- Какое значение имеет кожа?
- Какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа?
- Как нужно ухаживать за кожей?
- Расскажи о первой помощи при небольших ранениях кожи,
ушибах, ожогах, обморожении.
|
|
- Из каких частей состоит скелет человека? Какое значение
он имеет?
- Какое значение для человека имеют мышцы? Как они
работают?
- Почему важна правильная осанка?
- Что нужно делать для того, чтобы развивать свои мышцы?
|
- Какие питательные вещества человек получает с пищей?
- Из каких органов состоит пищеварительная система?
- Какие изменения происходят с пищей в органах
пищеварения?
- Что нового ты узнал о том, как правильно питаться?
|
|
- Как устроена и работает дыхательная система?
- Какова роль крови в организме?
- Как устроена и работает кровеносная система?
- Как удаляются из организма вредные вещества?
|
- Для чего нужно заниматься закаливанием?
- Как правильно закалять свой организм воздухом, водой,
солнцем?
- Как уберечь себя и окружающих от инфекционных болезней?
- Почему во время болезни нужно строго соблюдать
предписания врача?
|
|
- Что значит вести здоровый образ жизни?
- Перечисли главные правила здорового образа жизни.
- Как нужно заботиться о чистоте своего тела, одежды,
жилища?
- Какое питание можно считать здоровым?
- Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?
- Что значит много двигаться?
- Какие вредные привычки разрушают здоровье?
|
- Чем вызвано осеннее похолодание?
- Почему иней при первых заморозках быстро тает?
- Чем осенние дожди отличаются от летних?
- Как нужно заботиться о здоровье летом и осенью?
|
|
- Что из указанного можно отнести к природе, а что создано
человеком? Что относится к неживой природе, а что – к живой? (Дождь,
глина, трактор, кирпич, лёд, молоток, снег, волк, ворона, облако, дуб,
одуванчик, медведь, книга)
- К каким царствам живой природы относятся эти организмы?
(Берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан,
подосиновик, орешник)
|
- Назови страны, в которых живут эти народы: итальянцы,
французы, грузины, бразильцы, китайцы, немцы.
- Люди живут в разных странах, принадлежат к различным
народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим
обществом?
|
|
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя
понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики
и заводы, прекратить заготовку древесины - одним словом, превратить
Землю в один огромный заповедник?
|
- Выбери из списка сначала тела, потом вещества. Подкова,
стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.
- Раствор сахара в воде – вещество или смесь веществ?
|
|
- В природе очень много различных веществ. Зачем же
человеку понадобилось искусственно создавать новые вещества, например
пластмассы?
- Можно ли в химическом кабинете школы пробовать вещества
на вкус? Если нет, то почему?
|
- Почему в окнах ставят двойные рамы?
- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки
оставляет включенным мотор своей машины? Если неправильно, то почему?
|
|
- Сравни свойства воды со свойствами воздуха. В чём
сходство, а в чём различие?
- Ты знаешь, что вода – растворитель. Где в быту
используется это её свойство?
|
- В чём сходство и различия водяного пара и воздуха?
- Когда быстрее высыхает лужа после дождя – летом или
осенью? Почему?
- Вспомни, что такое туман. Когда вода кипит в чайнике,
что ты видишь над ним – пар или туман? Объясни.
|
|
- Как ты поступишь, если увидишь, что отходы завода,
фабрики, фермы попадают в реку или озеро?
- Как ты поступишь, если обнаружишь, что из неисправного
крана или повреждённой трубы течёт вода?
|
- Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой
природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Докажи это,
используя свои знания о почве.
- Почему не следует сжигать опавшие листья в парках?
|
|
- Какую роль в питании растения играют корень, стебель,
листья?
|
- Семя- это живое или неживое тело?
- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена
при этом не прорастают?
- Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для
чего это делают?
|
|
- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый
ученик вашего класса сорвал бы 5 штук? А если не 5, а 10 штук? Какой
вывод из этого можно сделать?
- Почему многие растения не оставят потомства, если ребята
будут ловить бабочек?
- Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало
птиц?
|
- Почему цепи питания начинаются с растений?
- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек,
змей, сов, стрекоз?
|
|
- Кто как развивается? Какие слова пропущены?
Яйцо-…-взрослая птица.
Икринка-…-взрослая лягушка. …-малёк-взрослая рыба. Яйцо-личинка-…-бабочка.
- Весной охота запрещена. Почему?
|
- Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные
условия для жизни.
- Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу
ели и сосны?
|
|
- Представь, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев
круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут: а)
растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
|
- Какую роль в движении человека играют мышцы, кости,
мозг, нервы, органы чувств?
- От чего возникает искривление позвоночника?
- Почему при плохой осанке у человека хуже работают
сердце, лёгкие, другие внутренние органы?
|
|
Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао
со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед?
Почему? Какие блюда предложишь ты?
|
Серёжа и Надя пропалывали грядки в огороде.
- По-моему,- сказала Надя,- со всеми этими сорняками надо
бы людям разделаться не только в огороде, но и на всей земле. Чтобы совсем их
не было. Вот здорово будет!
- А мне кажется, что ты не права,- ответил Серёжа. –Делать
этого ни в коем случае нельзя.
С кем из ребят ты согласишься и почему?
|
|
- Серёжа посадил в банку маленького жука и решил хорошо
его кормить, чтобы он стал большим. Вырастит ли жук?
- Если бы вдруг исчезли бы все пауки, что произошло бы в
природе?
|
- Почему нельзя разгонять стаи птиц, когда перед отлётом
они кормятся на убранных полях?
- Почему зимующих птиц необходимо подкармливать?
|
|
- Серёжа и Надя видели в лесу странного зайца: голова, шея
и спинка у него были тёмные, а живот, лапы, уши – белые. Никогда раньше
они такого пёстрого зайца не встречали. Помоги ребятам разобраться, что
это за удивительный заяц.
- Корм у зайца и бобра примерно одинаковый. Почему же бобр
запасает его на зиму, а заяц – нет?
|
- Как труд людей зависит от изменений в природе?
- Какие виды труда летом и осенью связаны с охраной
природы?
|
|
- Снегозадержание уже зимой приносит пользу озимым
растениям и молодым деревцам в саду. Какую?
- Какие работы людей зимой связаны с охраной природы?
|
- Почему снег тает раньше в городе, чем за городом?
- Как образуются сосульки?
|
|
- Как ты поступишь, если встретишь красивую гусеницу в
парке на дорожке?
- Как ты поступишь, если к тебе в комнату влетит пчела,
шмель или оса?
|
- Очень многие люди любят птиц. Как ты думаешь, чем птицы
радуют человека?
- Часто говорят, что птицы «охраняют» поля, сады, леса.
Что означает это выражение?
|