Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова в 5-6 классах
Оценка 4.8

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова в 5-6 классах

Оценка 4.8
Конкурсы
docx
русская литература
6 кл
30.12.2021
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова в 5-6 классах
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова в 5-6 классах
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова в 5-6 классах.docx

Викторина по творчеству Лермонтова, 6-7 класс с ответами

Литературная викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова «Да, были люди в наше время...»

1. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:

Да были люди в наше время... («Бородино».)

 

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью... (Казачья колыбельная песня.)

 

Не пылит дорога

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты...    (Из Гёте «Горные вершины...».)

 

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня!..   («Узник».)

 

На ветвях зелёных качаются райские птицы... («Листок».)

 

Есть остров на том океане –

Пустынный и мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт...   («Воздушный корабль».)

 

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт...    («На севере диком».)

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой... («Парус».)

2. Назовите о ком или о чём идёт речь в этих строчках:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания... (Тучки.)

 

Да жаль его: сражён булатом

Он спит в земле сырой... (Командир.)

 

И прыгал, как барс, поражённый стрелой...   (Конь.)

 

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она... (Сосна.)

 

Засох и увял он от холода, зноя и горя... (Листок.)

 

За горами, за долами

Уж гремел о нём рассказ...  (Великан из чуждых стран.)

 

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит... (Парус.)

 

Плохая им досталась доля...  (Воины, участники Бородинской битвы.)

 

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом... (Пальмы.)

 

С ней шепчется ветер,

Зелёные ветви лаская... (Чинара.)

 

Утром в путь она умчалась рано... (Тучка.)

3. Определите, кто из лермонтовских героев говорит эти строчки:

«Не прав твой, о небо, святой приговор!» (Пальмы.)

«Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я, бусурманский сын...» (Калашников.)

«Постой-ка, брат мусью...» (Солдат.)

«Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю...» (Чинара.)

«Ребята, не Москва ль за нами...» (Командир.)

«Песня про купца Калашникова...»

1-й тур.

1. На какой жанр устного народного творчества похожа поэма М. Ю. Лермонтова? (Былина. Вступление, как в былине, зачин.)

2. Кто такие опричники? Что было символом опричников, как они демонстрировали народу преданность царю? Что носили опричники у седла? (Термин «опричнина» - «кроме»; поэтому опричников называли кромешниками. Опричники - личная гвардия царя Ивана IV. У седла носили собачьи головы, мётлы, чем демонстрировали преданность царю.)

3. «То за трапезой сидит о златом венце...» Что означает выражение «златой венец»? Что такое венец? Сколько их было у царя Ивана Грозного? (Венец - особая золотая шапка — атрибут царской власти. У Ивана IV было несколько венцов.)

2-й тур.

1. Гостями в Древней Руси называли купцов. Слово «гостить» означало «торговать». Чем торговал купец Калашников? (Торговал шелками, которые привозил из Средней Азии и Ирана.)

2. В первой части поэмы Кирибеевич просит царя отпустить его в степи приволжские на житьё, где он сложит буйную голову. Что разделят «злы татаровья» после смерти Кирибеевича? (Коня доброго, саблю острую, седельце браное черкасское.)

3. Какие дары драгоценные дарит царь Кирибеевичу? (Перстенёк яхонтовый и ожерелье жемчужное.)

3-й тур.

1. «И услышав то, Алёна Дмитриевна задрожала вся, моя голубушка...» Чего так испугалась она? (Немилости мужа.)

2. Что означает выражение «простоволосая»? (На Руси с XVI века замужние женщины ходили только с покрытой головой. Простоволосая - с непокрытой головой.)

3. Какие милости обещал воздать Калашникову после смерти царь? («Молодую жену и сирот твоих / Из казны моей я пожалую / Твоим братьям велю от сего же дня / По всему царству широкому / Торговать безданно, беспошлинно».)

4-й тур.

1. М. Ю. Лермонтов в своём произведении конкретно не указывает, как была одета Алёна Дмитриевна. Вспомните историю: как одевались на Руси женщины в XVI веке.

(Опашень, сапоги.)

2. Царские пиры при Иване Грозном проходили торжественно, с обилием различных яств и вин. Какое блюдо на государевом пиру было первым? (Лебеди.)

3. Какие напитки, подаваемые на царском пиру, упоминает М. Ю. Лермонтов? (Вино заморское.)

5-й тур.

Назовите имена исторических лиц, которых описывает М. Ю. Лермонтов в «Песне...»? (Иван Грозный, Матвей Ромодановский, Малюта Скуратов.)

Как звали старую работницу Степана Парамоновича? (Еремеевна.)

Как выглядело место, где проходил кулачный бой? (И велел растянуть цепь серебряную, / Чистым золотом в кольцах спаянную. / Оцепили место в двадцать пять сажен, / Для охотницкого бою, одиночного.)

Кто ударил первым во время кулачного боя? (Кирибеевич.)

С кем прощается перед казнью Калашников? (С родными братьями.)

Где схоронили Степана Парамоновича? (За Москвой-рекой, на чистом поле промеж трёх дорог: Тульской, Рязанской и Владимирской.)

6-й тур.

1. В кулачном бою «стенка на стенку» было несколько ограничений. Назовите их. (По виску и под вздох не ударять, лежачего не бить.)

2. Назовите оружие, которое применяли стрельцы XVI века. (Амбарда (секира), пищаль, сабля.)

7-й тур.

Определите художественный приём, используемый автором.

1. Не сияет на небе солнце ясное.

Не любуются им тучки синие.

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич...    (Отрицательное сравнение.)

 

2. Я скажу тебе диво дивное... (Тавтологический оборот.)

 

3. Повалился он на холодный снег

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору...

(Перехват - особый вид повтора, при котором окончание предыдущего стиха повторяется в начале следующего.)


 

Викторина по творчеству Лермонтова, 6-7 класс с ответами

Викторина по творчеству Лермонтова, 6-7 класс с ответами

Плохая им досталась доля... (Воины, участники

Плохая им досталась доля... (Воины, участники

Назовите имена исторических лиц, которых описывает

Назовите имена исторических лиц, которых описывает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021