Викторина «Великие люди России»
(мероприятие для учащихся 5-8 классов)
Цель мероприятия: продолжить формирование и закрепление знаний о великих людях России, о героях, внесших большой вклад в историю и культуру нашей страны; способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения.
Оборудование: презентация; видеоролик «День Конституции», гимн России
Ход мероприятия
1. Приветствие, вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас традиционный Урок России. Его цель – воспитывать школьников сознательными гражданами своей страны и истинными патриотами отечества. Давайте начнем наш Урок гимном Российской Федерации (ребята встают, звучит гимн, все подпевают)
2. Чему посвящен сегодняшний Урок России? (Дню Конституции). Что за день – 12 декабря? (День принятия Конституции РФ) Сколько Конституций было у нашего государства? Чем последняя Конституция отличается от предыдущих? Сохраняет ли она права и свободы граждан? Обо всем этом мы вспомним, просмотрев видеоролик (просмотр видеоролика)
Каждая страна гордится своей историей и своими героями: политиками и военными, артистами и художниками, учеными и писателями. У нашей страны очень большая и славная история, и ей есть, кем гордиться. Давайте с вами вспомним имена некоторых героев нашего отечества.
Слайд 1. Предлагаю вам викторину «Великие сыны и дочери России»
(Строки на последующих слайдах открываются по щелчку. То, что выделено в конспекте красным цветом, не отражено на слайде, но зачитывается учителем. Ребята, угадавшие героя, поднимают руки; если ответ не дан, продолжаем открывать строки и отгадывать; если ответ верен, просим ребят рассказать о герое – кто что знает, а затем открываем оставшийся текст)
Слайд 2. Кто этот герой?
Ø Этот монах основал Троице-Сергиев монастырь под Радонежем, а затем и еще несколько монастырей
Ø Он запретил инокам собирать подаяние и благословил на труд и самообслуживание
Ø Благословил Дмитрия Донского на борьбу с ханом Мамаем
Ø Совершил много чудес по исцелению людей
Ø Причислен к лику святых в 1452 году
Ответ: Сергий Радонежский
Слайд 3. Кто этот герой?
Ø Нижегородцы, земский староста и князь-воевода, возглавившие Второе народное ополчение против польской интервенции
Ø Один из них собрал пожертвования, второй - ратников, и они возглавили походы на польскую и литовскую армии
Ø Выдержали героическое кровопролитное сражение с литовскими войсками под Москвой, обратив их в бегство
Ø 4 ноября 1612 года очистили Москву и московские княжества от поляков
Ø Памятник этим героям стоит на Красной площади в Москве
Ответ: Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
Слайд 4. Кто этот герой?
Ø Участник Первой мировой войны в чине унтер-офицера, кавалер Георгиевских крестов четырех степеней
Ø Легендарный герой Гражданской войны, командир Красной армии
Ø Сражался с казачьим полками белогвардейской армии генерала Колчака
Ø Обладал незаурядным талантом военного стратега, несмотря на отсутствие военного образования
Ø Его дивизия не потерпела ни одного поражения
Ø Отличался храбростью, всегда был на передовой и лично участвовал во всех боях
Ø Геройски погиб вместе со своим отрядом при внезапной атаке противника
Ответ: Василий Иванович Чапаев
Слайд 5. Кто этот герой?
Ø Отважный летчик, совершавший рискованные полеты
Ø Однажды пролетел под Троицким мостом в Ленинграде
Ø Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки
Ø Испытатель новых моделей истребителей и тяжелых бомбардировщиков
Ø Инициатор и участник экипажей рекордного беспосадочного перелета Москва – Дальний восток
Ø Неоднократно совершал полеты с грузом на станцию «Северный полюс-1»
Ø Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США
Ø Погиб в 1938 году при испытании нового истребителя
Ответ: Валерий Павлович Чкалов
Слайд 6. Кто этот герой?
Ø Русский генерал-фельдмаршал, князь
Ø Первый полный кавалер ордена Святого Георгия
Ø Участник русско-турецких войн, получивший в них бесценный опыт командира и потерявший глаз в одном из сражений
Ø «Шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою», - писал о нем полководец Суворов
Ø Командующий русскими войсками во время войны с Наполеоном, участник Аустерлицкого сражения
Ø Главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года
Ø Командующий ополчением под Москвой в Бородинском сражении
Ответ: Михаил Илларионович Кутузов
Слайд 7. Кто этот герой?
Ø Русский хирург и анатом
Ø Создатель первого атласа топографической анатомии
Ø Первым применил эфир для наркоза при операциях, тем самым основав русскую школу анестезии
Ø Превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.
Ø Основоположник русской военно-полевой хирургии
Ø Первым организовал подготовку сестер милосердия для госпиталей и помощи раненым на поле боя
Ø Руководил полевыми госпиталями и лично оперировал раненых во время русско-турецкой войны
Ответ: Николай Иванович Пирогов
Слайд 8. Кто этот герой?
Ø Великий князь Новгородский, Киевский и Владимирский
Ø Знаменитый русский полководец
Ø Со своей дружиной и отрядами новгородцев одержал победу над шведскими захватчиками в битве на Неве (Невская битва)
Ø Одержал победу над немецкими рыцарями тевтонского Ордена на льду Чудского озера (Ледовое побоище, 5 апреля 1242 года)
Ø Постоянно отражал вторжение литовцев в русские земли
Ø Знаменитый историк говорил: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили ему славную память на Руси»
Ответ: князь Александр Невский
Слайд 9. Кто этот герой?
Ø Знаменитый механик-самоучка XIX века
Ø Изготовил уникальные карманные часы (выставлены в Эрмитаже). В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками
Ø Разработал и построил модель 300-метрового моста через Неву
Ø Построил фонарь-прожектор с отражателем из мельчайших зеркал
Ø Разработал самоходный педальный экипаж
Ø Изобрел судно на водоприводном двигателе
Ø 30 лет заведовал Механической мастерской Петербургской Академии наук, где конструировал астрономические, навигационные и физические приборы, инструменты и станки.
Ø Его фамилией называют народных механиков-самоучек
Ответ: Иван Петрович Кулибин
Слайд 10. Кто этот герой?
Ø Русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель
Ø Защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», в которой были заложены основы учения о растворах
Ø Изобрел бездымный порох
Ø Основал Главную палату мер и весов
Ø Среди его наиболее известных открытий — Периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания
Ø Создал Периодическую систему химических элементов – таблицу, названную его именем
Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев
Слайд 11. Кто этот герой?
Ø Первая в мире женщина-космонавт
Ø Совершила трехсуточный космический полет на корабле «Восток-6» в июне 1963 года
Ø Она провела старт корабля лучше мужчин
Ø Ее позывные – «Чайка»
Ø Единственная в мире женщина, совершившая полет в одиночку
Ø Первая в России женщина, получившая звание генерал-майора авиации
Ø Кандидат технических наук, профессор, автор более 50-ти научных работ
Ø Депутат и член Президиума Верховного Совета СССР, депутат Государственной Думы Российской Федерации IV созыва
Ответ: Валентина Владимировна Терешкова
Итак, викторина завершена. Давайте повторим имена героев сегодняшней нашей презентации (слайд 12 – учитель указывает на один из портретов, учащиеся называют имя героя)
А теперь давайте определим имена победителей викторины. (Награждение победителей аплодисментами зала)
Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Скажите, что нового вы узнали? Для чего мы проводили наше мероприятие? Достигли ли мы своей цели? (Выслушиваем ответы ребят). Я думаю, что вы все вырастете достойными гражданами своей страны и внесете свой вклад в ее процветание, а может быть, и в историю. И закончить наш Урок России хочется замечательным стихотворением Константина Ибряева.
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.
Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rodine.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.