Викторина «Знатоки русского языка».
Цели: образовательные: обобщить, систематизировать и проверить знания, полученные во время изучения фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии, функциональных стилей.
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению русского языка; способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку.
План занятия:
1. Орг. момент.
2. Фонетика.
3. Орфоэпия.
4. Лексика.
5. Фразеология.
6. Морфология.
7. Синтаксис
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои знания в области русского языка. Вам будут предлагаться разного рода задания, выполняя которые, вы будете зарабатывать баллы. По итогам одна из команд получит титул Знатоков русского языка!
Вопросы выстраиваются в соответствии с разделами языкознания, которые вы уже изучали в школе.
Первым делом выберем капитанов команд.
2. Фонетика.
Первое задание будет связано с разделом «Фонетика».
Я буду называть слова, ваша задача определить количество букв и звуков в слове. Когда вы готовы к ответу, вы поднимаете руку. Команда, первой поднявшая руку, получает право ответа. Капитан вашей команды называет быстро две цифры: первая-количество букв, вторая-звуков в слове. Если ответ дан был неправильный, то право ответа переходит следующей команде. Получив право ответа, нельзя тянуть время, досчитывая и додумывая. Если вы подняли руку, значит ответ уже готов! И вы должны быстро, громко и четко его назвать. Если, получив право ответа, команда продолжает обсуждение, либо начинает затрудняться с ответом, право ответа также перейдет другой команде. Есть ли вопросы?
Тогда начнем!
Вьюга (5/5), пренебрежительный (17/16), всероссийская (13/13), весь (4/3), грядущий (8/8), лёд (3/3), льёт (4/4), поющий (6/7), пять (4/3), советский (9/8), съел (4/4), скамья (6/6), кристаллический (15/14), безмолвствовать (15/13), ёж (2/3), ровесник (8/8).
3. Орфоэпия.
Второе задание посвящено орфоэпии!
Каждая команда получает карточки со словами, которые необходимо будет прочитать, правильно расставив ударение. На подготовку и обсуждение у вас две минуты. После чего от каждой команды должен выйти представитель и прочитать слова, правильно выделяя ударение. За каждое правильнопрочитанное слово команда получает по одному баллу!
Раздаются карточки, по истечении 2 минут от каждой команды выходит представитель и зачитывает получившиеся варианты.
Карточка №1
ПремировАть, каталОг, красИвее, принятА, срЕдствами, добЫча, баловАть, копИровать, звонЯт, бАнты, столЯр, тОрты, чЕрпать, экспЕрт, диспансЕр.
Карточка №2
договОр, докумЕнт, завИдно, бралА, облегчИть, обеспЕчение, цыгАн, освЕдомиться, стАтуя, принУдить, сирОты, ходАтайствовать, хозЯева, лЮдям, намЕрение.
Карточка №3.
ЗнАмение, газирОванная, поднялА, квартАл, кУхонный, слИвовый, жалюзИ, осуждЁнный, в тУфлях, свЁкла, балОванный, вОгнутый, знАчимый, шАрфы, цемЕнт.
Карточка №4
ПонялА, закУпорить, вероисповЕдание, взрЫвчатый, кремЕнь, прИбыл, щавЕль, сОгнутый, призЫв, воздухопровОд, коклЮш, пломбировАть, дремОта, грЕбень, перезвонИт.
4. Лексика.
Следующий раунд называется «Кто больше?»
Каждая команда по очереди называет синоним к слову, которое я назову, если какая-то команда затрудняется назвать синоним в течение 3 секунд, то она выбывает. Побеждает в этом раунде та команда, которая в конце останется одна. За победу команда получает 5 баллов.
1. Синонимы к слову «главный».
Первый, первенствующий, первостатейный, первостепенный, перворазрядный, передовой, важнейший, выдающийся, преимущественный, преобладающий, доминирующий, капитальный, краеугольный, кардинальный, магистральный, основной, существенный, верховный, генеральный; шишка, туз.
2. Синонимы к слову «Хороший»
Добрый, доброкачественный, добросовестный, годный, пригодный, благообразный, благоустроенный, безупречный, удовлетворительный, похвальный, прекрасный, путный, славный, утешительный.
3. Антонимы к слову «разговорчивый».
Безглагольный, безгласный, беззвучный, безмолвный, бессловесный, малоразговорчивый, молчаливый, малоречивый, несловоохотливый, неразговорчивый, немой, тихий, воздержный на язык, скупой на слова.
Молчальник, безмолвник, тихоня.
5. Фразеология.
Каждая команда получит по карточке, в которой будет по 3 фразеологизма. Вам необходимо объяснить значение каждого из них. За каждое правильное объяснение команда получает по 5 баллов. На обсуждение у вас также есть две минуты.
Карточка №1
Лебединая песня – самое последнее, обычно наиболее значительное, проявление таланта, деятельности.
Сжигать мосты – не возвращаться к прошлому, окончательно порывать с ним.
Завязать узелок – крепко запомнить.
Карточка №2
Заморить червячка – перекусить.
Держать порох сухим – быть в постоянной боевой готовности.
Играть первую скрипку – занимать ведущее, главенствующее положение в чем-либо.
Карточка №3
Бить баклуши - бездельничать.
Посыпать голову пеплом – предаваться скорби.
Как в аптеке – совершенно точно.
Карточка №4
Шапочное знакомство – неблизкое знакомство.
Без царя в голове – взбалмошный, глупый.
Кануть в лету – бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым.
6. Морфология.
На данном этапе мы проверим ваши знания о существительных, а точнее об образовании мн.ч.
Вы также получите карточки, в которых будут предложены существительные в форме ед.ч., вы должны образовать от них форму мн.ч. На обсуждение вам отводится 2 минуты, после чего один человек должен зачитать получившиеся у вас ответы. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу.
Карточка №1
Князь (князья), ордер (ордера), шофер (шоферы), директор (директорА), бухгалтер (бухгалтеры), драйвер (драйверы).
Карточка №2
Веер (веера), рапорт (рапорта), лектор (лЕкторы), повар (повара), инспектор (инспекторы), флюгер (флюгера).
Карточка №3
Якорь (якорЯ), катер (катера), инженер (инженеры), профессор (профессора), тетерев (тетерева), диспетчер (диспетчеры).
Карточка №4
Крем (крЕмы), договор (договоры), слесарь (слесари), доктор (доктора), округ (округА), весна (вёсны).
7. Создание текста.
И последнее на сегодня задание! Необходимо составить небольшой текст в определенном стиле на тему «Русский язык». На создание текста у вас есть 5 минут, после чего вы сдаете свои работы.
Каждая команда наугад тянет карточку, в которой указан стиль, в котором должен быть создан текст.
№1 Публицистический стиль.
№2. Научный стиль.
№3. Художественный стиль.
№4. Разговорный стиль.
Учащиеся сдают свои работы. Впоследствии работы проверяются по нескольким критериям (1. Стилевое соответствие; 2. Наличие удачного заголовка; 3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; 3. Соответствие заданной теме)
Пока проверяются тексты, учащимся предлагается придумать по стихотворению о русском языке, которое будет оценено дополнительными 5 баллами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.