Учебнометодическая разработка внеурочного мероприятия по истории Древнего мира
"КЛИО: колесо истории. Древний Восток"
учитель истории ГБОУ "Билингвальная гимназия № 2" г. Севастополь
Филиппова Юлия Анатольевна.
Цель: формирование познавательной активности обучающихся через осмысление фактов,
событий и процессов истории древнейших цивилизаций Древнего Востока в форме
интеллектуальнопознавательной викторины.
Задачи:
1. Обучающие (предметные):
повторить в игровой форме, ранее изученный материал по истории государств Древнего
Востока;
проверить и закрепить знания обучающихся по истории древнего мира, навыки работы с
исторической картой, датами, историческими текстами, продолжить развитие умений
рассуждать и аргументировать свои ответы, правильно пояснять и использовать
исторические термины и понятия;
развить у учащихся интерес к истории, к культуре различных стран и народов
древности;
создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать
в группе (коммуникативная компетентность);
развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Развивающая (метапредметные):
развитие познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия
учебного материала по истории;
повышение мотивации учащихся к изучению истории вообще и к истории народов
Древнего Востока в частности;
совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся, развитие их творческой
инициативы.
Воспитательная (личностные):
формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и
историческому прошлому человечества.
Оборудование: мультимедийная установка с презентацией; таблица подсчета итогов игры
(для жюри); грамоты для награждения команд.
План проведения:
I.
Подготовительный этап.
II. Проведение викторины.
III. Подведение итогов игры и награждение победителей.
І. Подготовительный этап.
1. Формирование команд (не более 5 человек), выборы капитана.
2. Подготовка команд: поиск необходимой дополнительной информации, работа с
дополнительной литературой и ресурсами Интернета (по рекомендации учителя).
По желанию и при наличии возможностей рекомендуется для каждой команды выбрать
название и логотип команды.
3. Проведение выставки творческих работ (поделок) по истории стран Древнего Востока. 1. Организационный этап:
II. Проведение викторины.
фиксирование присутствующих команд – участников, разъяснение правил игры,
представление жюри.
2.
Знакомство с основными номинациями игры:
Эмблема «Колесо истории» является переходом по гиперссылке к последнему слайду,
завершающему игру. В викторине по пять номинаций, в каждой номинации по пять вопросов
различных уровней сложности (10, 20, 30, 40 и 50 баллов).
управляющая кнопка возврата в
основное меню для выбора следующей
номинации на каждом слайде с
циферблат с указанным количеством баллов
– гиперссылка на нужный вопрос, тот же
значок на слайде с вопросом – гиперссылка
для возврата к номинациям.
заданиями;
При нажатии левой кнопки мыши появляется правильный
ответ на вопрос задания.
В некоторых случаях правильный ответ может быть на другом
слайде (например, в викторине по истории Древнего Востока
вопросы для конкурса капитанов, слайды № 37, 38):
Вопросы
Ответы
Очередность выбора номинации командами может быть установлена или по алфавиту (по
литерам классов), либо в ином порядке.
Необходимо сразу озвучить действия в случае неправильного ответа :
Если команда, выбравшая номинацию и степень сложности вопроса, не справилась с заданием,
дать правильный ответ может любая команда, но это не влияет на очередность хода. ИЛИ
Правильный ответ может озвучить и ведущий, если у команд не правильной версии (в этом
случае баллы за ответ никому не присуждаются).
3. Конкурс капитанов проводится в конце игры, что дает время жюри подвести
предварительные игры. В конкурсе предлагается по три номинации стоимостью в 5, 15 и 25
баллов.
Капитаны не выбирают номинацию, а выполняют все задания
рубрики. Выполнение заданий рубрики «Исторические
портреты» предполагает работу с текстовыми источниками
(извлечения из "Бехистунской надписи Дария I" и "Царских
эдиктов Ашоки Маурьяв"), что дает время для проведения
конкурса болельщиков.
Для перехода к туру болельщиков и
возврата к конкурсу капитанов
следует воспользоваться
гиперссылками.
4. Тур для болельщиков
предлагает на выбор три номинации
по два вопроса в каждой. Уровень
сложности и, соответственно, стоимость в баллах зависят от рубрики (5, 15 и 25 баллов). Ведущий должен предупредить команды о количестве вопросов,
которые болельщики вправе выбрать .
III. Подведение итогов игры и награждение победителей.
Итоги викторины следует подводить наглядно в ходе игры, чтобы у участников не возникло
вопросов в правильности оценивания.
Грамоты (дипломы) следует вручать представителям жюри, которым следует обязательно
высказать комментарии, отметив основные успехи, волю к победе, сплоченность и знания
каждой команды.
После завершения игры с болельщиками и капитанского тура, жюри подводит окончательные
итоги викторины, отмечает наиболее отличившихся участников и вручает грамоты (дипломы) Капитанский тур.
Приложение 1
Определите, от имени какого правителя сделана эта запись
(нужно указать имя правителя и его страну)
Текст 1.
«Я (…..), царь великий, царь царей, царь в Персии, .....
Следующие страны мне достались, по воле Ахура Мазды я стал над ними царем:
Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны у моря], Лидия, Иония,
Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана,
Гайдара, Сака, Саттагидия, Арахозия, Мака: всего 23 страны.
…Вот что мною сделано, после того как я стал царем.
…Я восстановил страну в прежнем виде, и Персию, и Мидию, и другие страны. То,
что было отнято, я вернул обратно…
Персидское и мидииское войско, которое было при мне, было незначительно. Тогда я
отправил войско. Перса Видарну, моего подчиненного, я сделал над ними начальником [и]
так им сказал: «Идите [и] разбейте то мидииское войско, которое не признает меня». Затем
Видарна отправился с войском. Когда он прибыл в Мидию, [то] у города, называемого
Маруш, там дал он сражение мидянам... Ахура Мазда мне помог. По воле Ахура Мазды
мое войско разбило наголову мятежное войско. Это было в 27й день месяца анамака
[январь 521 г.], когда произошло сражение. После этого войско мое поджидало меня в
местности, называемой Кампада, в Мидии, пока я не прибыл в Мидию...»
(из Бехистунскойя надписи, http://modernlib.ru)
Текст 2.
«В двенадцатый год от восшествия на престол я издал нижеследующий указ:
Повсюду в моих владениях сборщики налогов, судьи и управляющие областями должны
проводить походы по всем подвластным им территориям через каждые пять лет для
наставления наилучшим образом в нижеследующих поучениях о Дхарме и для обычных
дел. Похвально служение матери и отцу, друзьям, знакомым и родственникам, щедрость
брахманам и похвальны.
Отказ от убийства животных, умеренность в расходах и накоплениях похвальны....
Спустя восемь лет от восшествия на престол Угодный Богам Радующий Взор
завоевал Калингу. Тех, кого оттуда депортировали, насчитывалось 150 тысяч, тех, кого там
убили, насчитывалось 100 тысяч, тех, кто умер, было во много раз больше…
Теперь, даже если ктонибудь причинит зло Угодному Богам, то он ему простит то, что
сможет простить…
В действительности Угодный Богам желает всем Живым Существам освободиться
от страстей, страданий, привязанностей и быть добронравными…»
(из Царских эдиктов, http://proza.ru ) Оценочный лист.
Приложение 2
команда
5а
5б
5в
5г
номинации
Боги Древнего Востока
Эпосы и мифы
Правители
Города и страны
Достижения культуры
Капитанский тур
Тур для болельщиков
Всего баллов
МЕСТО
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Викторина по истории Древнего Востока (5 класс, история древнего мира)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.