Учебнометодическая разработка по истории Древнего мира
"КЛИО: колесо истории. Древняя Греция"
учитель истории ГБОУ "Билингвальная гимназия № 2" г. Севастополь
Филиппова Юлия Анатольевна.
Цель: формирование познавательной активности обучающихся через осмысление фактов,
событий и процессов истории древнейших цивилизации Древней Греции в форме
интеллектуальнопознавательной викторины.
Задачи:
1. Обучающие (предметные):
повторить в игровой форме, ранее изученный материал по истории Древней Греции;
проверить и закрепить знания обучающихся по истории древнего мира, навыки работы с
исторической картой, датами, историческими текстами, продолжить развитие умений
рассуждать и аргументировать свои ответы, правильно пояснять и использовать
исторические термины и понятия;
развить у учащихся интерес к истории, к культуре различных стран и народов
древности;
создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать
в группе (коммуникативная компетентность);
развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Развивающая (метапредметные):
развитие познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия
учебного материала по истории;
повышение мотивации учащихся к изучению истории вообще и к истории народов
Древней Греции в частности;
совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся, развитие их творческой
инициативы.
Воспитательная (личностные):
формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и
историческому прошлому человечества.
Оборудование: мультимедийная установка с презентацией; таблица подсчета итогов игры
(для жюри); грамоты для награждения команд.
План проведения:
I.
Подготовительный этап.
II. Проведение викторины.
III. Подведение итогов игры и награждение победителей.
І. Подготовительный этап.
1. Формирование команд (не более 5 человек), выборы капитана.
2. Подготовка команд: поиск необходимой дополнительной информации, работа с
дополнительной литературой и ресурсами Интернета (по рекомендации учителя).
По желанию и при наличии возможностей рекомендуется для каждой команды выбрать
название и логотип команды.
3. Проведение выставки творческих работ (поделок) по истории стран Древней Греции.
Например, аппликации, подражающие греческой вазописи ( краснофигурные,
чернофигурные) по разным темам:
миф Древней Греции;
Олимпийские игры (в т.ч. современные);
посвящение юбилейным датам (например, по юбилейным датам Великой Отечественной
войны);греческие колонии в Крыму и пр.
1. Организационный этап:
II. Проведение викторины.
фиксирование присутствующих команд – участников, разъяснение правил игры,
представление жюри.
2.
Знакомство с основными номинациями игры:
Эмблема «Колесо истории» является переходом по гиперссылке к последнему слайду,
завершающему игру. В викторине по пять номинаций, в каждой номинации по пять вопросов
различных уровней сложности (10, 20, 30, 40 и 50 баллов).
управляющая кнопка возврата в
основное меню для выбора
следующей номинации на каждом
слайде с заданиями;
циферблат с указанным количеством
баллов – гиперссылка на нужный вопрос,
тот же значок на слайде с вопросом –
гиперссылка для возврата к номинациям.При нажатии левой кнопки мыши появляется правильный ответ на
вопрос задания.
Очередность выбора номинации командами может быть установлена или по алфавиту (по
литерам классов), либо в ином порядке.
Необходимо сразу озвучить действия в случае неправильного ответа :
Если команда, выбравшая номинацию и степень сложности вопроса, не справилась с заданием,
дать правильный ответ может любая команда, но это не влияет на очередность хода. ИЛИ
Правильный ответ может озвучить и ведущий, если у команд не правильной версии (в этом
случае баллы за ответ никому не присуждаются).
3. Конкурс капитанов проводится в конце игры, что дает время жюри подвести
предварительные игры. В конкурсе предлагается по три номинации стоимостью в 5, 15 и 25
баллов.
Капитаны не выбирают номинацию, а выполняют все задания
рубрики. Выполнение заданий рубрики «Исторические
портреты» предполагает работу с текстовыми источниками
(биографии Фемистокла и Перикла, см. приложение 1), что
дает время для проведения конкурса болельщиков.
Для перехода к туру
болельщиков и
возврата к конкурсу
капитанов следует воспользоваться гиперссылками.
4. Тур для болельщиков
предлагает на выбор три
номинации по два вопроса в
каждой. Уровень сложности и,
соответственно, стоимость в баллах зависят от рубрики (5, 15 и 25
баллов). Ведущий должен предупредить команды о количестве
вопросов, которые болельщики вправе выбрать .
При выполнении задания на 25 баллов капитанского тура правильный ответ появляется на
другом слайде (слайды № 37, 38):
Вопросы
ОтветыIII. Подведение итогов игры и награждение победителей.
Итоги викторины следует подводить наглядно в ходе игры, чтобы у участников не возникло
вопросов в правильности оценивания.
Грамоты (дипломы) следует вручать представителям жюри, которым следует обязательно
высказать комментарии, отметив основные успехи, волю к победе, сплоченность и знания
каждой команды.
После завершения игры с болельщиками и капитанского тура, жюри подводит окончательные
итоги викторины, отмечает наиболее отличившихся участников и вручает грамоты (дипломы)Капитанский тур.
Приложение 1
Определите, от имени какого правителя сделана эта запись
(нужно указать имя правителя и его страну)
Текст 1.
Будучи архонтом, укрепил Пирей, 490 до н. э. как стратег сражался при Марафоне, основал
афинский флот, 20 сентября 480 до н. э. одержал победу при Саламине над персами, окружил Афины
стенами, 471 до н. э. изгнан, обвинен в измене и приговорен к смерти, бежал в Персию, умер 460 г. до
н. э. в Магнезии в Малой Азии.
С 493/492 гг. неоднократно занимал высшие должности — архонта и стратега. Его политические
реформы (487—486) способствовали дальнейшей демократизации афинского государственного строя
(ввёл выборы архонтов по жребию, предоставил возможность всадникам занимать эту должность,
освободил коллегию стратегов от контроля ареопага).
Будучи вождём так называемой морской партии, отражавшей интересы торговоремесленных
слоев и бедноты, он, в противовес своему главному политическому конкуренту Аристиду,
выступавшему за наращивание сухопутного военного потенциала, стремился превратить Афины в
морскую державу. Среди преобразований, предпринятых им накануне вторжения персидского царя
Ксеркса в 480 до н. э., важнейшее значение имели укрепление гавани Пирей и наращивания боевого
потенциала афинского военного флота с 70 до 200 триер).
Он сыграл решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления персам. При
приближении персидской армии принял решение оставить Афины, понимая, что одержать победу он
мог только на море. Афинский флот под его руководством одержал ряд решающих побед над
персами (в том числе при Саламине в 480), за что ему были возданы почести даже в Спарте. После
разгрома персов был инициатором создания в 478/477 Делосского союза, добился строительства
Афинами Длинных Стен, соединяющих город с портом Пирей.
В 471 в результате происков афинской аристократии он был подвергнут остракизму, позднее
обвинён в дружбе с персами, в тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осужден по
общему решению греческих государств. После долгих скитаний бежал к персидскому царю
Артаксерксу I, получил в управление ряд городов Малой Азии.
Текст 2.
Представитель древнего аристократического рода, благодаря своему ораторскому дару и
способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы
управлял этим первым из греческих городов.
(Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь)
Он играл основную роль в афинской политике и возглавил Афинское государство в должности
стратега, на которую переизбирался 15 раз. Секрет его успеха у сограждан состоял в отмене
имущественного ценза при избрании на государственные должности.
Он ввёл ежедневную плату за государственную службу, сделав её доступной для небогатых
горожан. Настаивая на усилении мощи Афинского морского союза, Он показал афинянам его
выгодную сторону: на собранные с союзников средства он построил новый великолепный Акрополь с
храмом Парфеноном, а также «Длинные стены» между городом и портом Пиреем, превратившие
Афины в неприступную крепость. Не только архитекторы и художники, но все люди, трудившиеся на
строительстве, получали щедрое вознаграждение. Гражданами он постановил считать лишь тех, у кого
оба родителя были коренными жителями Афин. Этим стратег доказал бескорыстие: ведь его любимая
жена красавица Аспасия была родом из Милета, следовательно их дети не могли получить
гражданство.
Он создавал поселения афинских граждан в союзных городах, завоевал и укрепил колониями
владения Афин на Чёрном море и в Южной Италии. Заключив мир с Персией (449 г. до н. э.) и со
Спартой (на 30 лет, 445 г. до и. э.), стратег счёл гегемонию Афин незыблемой. Так полагали и его
враги из числа земляков, выдвинувшие суровые обвинения против его друзей: Фидия, Анаксагора и др.
Аспасию не только осмеивали в комедиях, но привлекли к суду за безнравственность и непочитание
богов (432 г. до н. э.).
В 431 г. до н. э. спартанцы вошли в Аттику и заперли афинян в их крепости. В городе началась
чума, его популярность катастрофически упала, его не избрали в стратеги и обвинили в казнокрадстве
(430 г. до н. э.). На следующий год заплативший крупный штраф он вновь получил власть.Вскоре он заразился и умер от чумы.
(по материалам Википедии, https://ru.wikipedia)
Приложение 2
Оценочный лист.
команда
5а
5б
5в
5г
номинации
Боги Олимпа
Мифология Эллады
Правители и герои
Города Эллады
Достижения культуры
Капитанский тур
Тур для болельщиков
Всего баллов
МЕСТО